В настоящий момент в ЦБО МИАЦ 48 учреждений ведут бухгалтерский учет в Единой системе бухгалтерского учета ГБУЗ МИАЦ (ЕС БУ). Среди них — те, что находятся на аутсорсинге по ведению бухгалтерского учета и содержатся за счет государственного задания. Бухгалтерия осталась в штате учреждений, работающих в системе ОМС. Исключение составляют учреждения, переданные на аутсорсинг ведения бухгалтерского учета. О новых достижениях в работе, ставших возможными благодаря ЕС БУ, нам рассказал Алексей Владимирович ПИЧУШКИН, главный бухгалтер централизованной бухгалтерии ГБУЗ «Пензенский областной медицинский информационно-аналитический центр», член Совета по развитию методологии учета и отчетности государственных финансов и статистики государственных финансов Союза развития государственных финансов (Совет СРГФ).
— Алексей Владимирович, как в целом проходит централизованное внедрение федеральных стандартов бухгалтерского учета?
— В начале 2018 года вступили в действие первые пять Федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора (СГС). В мае и декабре 2018 года, а затем в феврале и мае 2019 года были изданы и затем вступили в силу изменения в Инструкции Минфина России по бухгалтерскому учету и отчетности, а с начала 2019 года — новые пять СГС.
Преимущество внедрения новаций именно в ЕС БУ состоит в том, что имеется единая централизованная система, в которую единовременно и достаточно быстро вносились изменения подрядчиком. При этом отделом внутреннего контроля, анализа и методологии бухгалтерского учета ЦБО МИАЦ своевременно осуществлялось консультирование всей сети учреждений по внедрению на местах СГС и нового плана счетов. Управление процессом осуществлялось и осуществляется централизованно, и есть возможность контроля за своевременным и качественным ведением учета в соответствии с новациями. Эффективным стало регулярное участие руководителя ЦБО МИАЦ, являющегося членом Союза развития государственных финансов, в работе круглых столов Минфина России по СГС, где имелась и имеется возможность общаться как с методологами Минфина России, так и с коллегами из регионов.
— Что дала передача в ЦБО МИАЦ функций по приему и проверке бюджетной отчетности?
— В начале 2018 года в ЦБО МИАЦ переданы функции по приему и проверке бюджетной отчетности в части публичных нормативных обязательств у бюджетных и автономных учреждений по инструкции 191н Минфина России. Ранее мы принимали и проверяли отчетность только по инструкции 33н. Это позволило нашим методологам получить дополнительную практику в части изучения не только бухгалтерской, но и бюджетной отчетности, а также, как и в случае с отчетами по инструкции 33н, возможность сверять в режиме онлайн данные учета и отчетности учреждений. В дальнейшем планируется принятие бюджетной отчетности у казенных учреждений.
— Есть ли уже в регионе примеры принятия на бухгалтерское обслуживание казенных учреждений?
— До 2018 года в ЦБО МИАЦ на обслуживании были только бюджетные учреждения, содержавшиеся за счет государственного задания. Остальные входили в ЕС БУ наравне с этими учреждениями. После смены типа с бюджетного на казенное на обслуживание было принято ГКУ «Центр транспортного обслуживания учреждений здравоохранения Пензенской области». Это позволило усилить контроль за деятельностью учреждения, а также получить дополнительную практику по ведению бюджетного учета и представлению бюджетной отчетности.
— Как ведется разработка учетной политики для учреждений?
— ЦБО МИАЦ регулярно разрабатывает и направляет учреждениям различные методические материалы, письма, консультационные материалы для улучшения их функционирования в области бухгалтерского учета. Важнейшим из них является Типовая учетная политика. Этот документ в 2019 году выпущен в новой редакции— третьей за время существования ЕС БУ. В ноябре 2018— марте 2019 годов разработано 28 типовых документов учетной политики. Наиболее значимые из них— Порядок организации внутреннего контроля, Порядок передачи документов бухгалтерского учета при смене руководителя и/или главного бухгалтера государственного учреждения здравоохранения Пензенской области, Порядок признания дебиторской задолженности нереальной к взысканию и перевода ее в статус сомнительной дебиторской задолженности, а также признание ее безнадежной к взысканию, Порядок списания невостребованной кредиторской задолженности, График документооборота, Порядок взаимодействия структурных подразделений и сотрудников учреждения с бухгалтерией в целях обеспечения полноты и качества ведения бухгалтерского учета, Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств, имущества на забалансовых счетах, иных объектов бухгалтерского учета, Рабочий план счетов бухгалтерского учета (кроме публичных нормативных обязательств), Рабочий план счетов бюджетного учета в части публичных нормативных обязательств, Налоговая политика, Методы оценки отдельных видов имущества, активов и обязательств. Вопросы учета отдельных хозяйственных операций.
— Как в ЦБО МИАЦ ведется разработка документов по списанию и обесценению имущества учреждений?
— ЦБО МИАЦ совместно с министерством разработал Порядок согласования списания и обесценения особо ценного движимого и недвижимого имущества для учреждений, регулярно начал принимать участие в заседаниях соответствующих комиссий под руководством заместителя министра здравоохранения региона, консультирует по отражению подобных хозяйственных ситуаций в ЕС БУ и оформлению соответствующей документации.
— Способствует ли ЕС БУ внедрению новаций в инструкции по бухгалтерскому учету и отчетности?
— ЕС БУ является хорошей площадкой для отработки проблемных вопросов по ведению бухгалтерского учета информированию на ее основе бухгалтерской отчетности, а также различных новаций в этой области. Это помогает руководителю ЦБО формировать предложения для Совета СРГФ, который напрямую взаимодействует с Минфином России, и в дальнейшем внедрять это на практике.
— Какова ее значимость для органов исполнительной власти?
Благодаря существованию ЕС БУ и ЦБО МИАЦ появилась возможность формирования различных сведений для внешних пользователей. С 2018 года регулярно анализируется и представляется информация о безвозмездном поступлении имущества, а также об ущербе, причиненном имуществу, недостачам.
В целом функционирование Единой системы бухгалтерского учета ГБУЗ МИАЦ, созданной на основе АС "Смета«— разработки НПО «Криста», позволило добиться более эффективного управления сферой здравоохранения Пензенской области.
Подробнее о централизации учета и отчетности на базе АС "Смета"— на сайте www.krista.ru