Версия для печати 3829 Материалы по теме
Галина Васильевна ПЕТУШКОВА, заместитель губернатора Брянской области
Брянская область:  развитие системы межбюджетных отношений

Объемы бюджетных ресурсов, распределяемые через систему межбюджетного регулирования с учетом доходов, направляемых в местные бюджеты по дополнительным дифференцированным нормативам, составляют третью часть расходов областного бюджета. Данные поступления за последние пять лет увеличились почти вдвое: с 13,4 миллиарда рублей в 2014 году до 22,3 миллиарда в 2019 году (рисунок 1). Межбюджетные трансферты предоставляются муниципалитетам по десяти приоритетным направлениям (рисунок 2).


рисунок 1.jpg
Рисунок 2.jpg

Главные принципы

Межбюджетные отношения в Брянской области сформированы в рамках реализации концепции бюджетного федерализма, норм Бюджетного кодекса на основе следующих принципов. Первый — за каждым уровнем публично-правовых образований закреплены расходные обязательства и доходные источники, необходимые для их исполнения. Второй — определена методологическая основа, структура, процедуры распределения и предоставления межбюджетных трансфертов в рамках единых формализованных методик для всех муниципальных образований. Третий — разработаны методики выравнивания бюджетной обеспеченности, поддержки мер, принимаемых органами местного самоуправления по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, стимулирования муниципальных образований.

В регионе выстроены правовая и финансовая основы межбюджетных отношений (рисунок 3). Главной отличительной особенностью новой редакции регионального закона от 2 ноября 2016 года № 89-З «О межбюджетных отношениях в Брянской области» стало структурирование правовых и финансовых вопросов организации межбюджетных отношений, совершенствование методики выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований, внедрение стимулирующих составляющих межбюджетных отношений, повышение их открытости и прозрачности.

Рисунок 3.jpg

Для реализации принципа открытости и прозрачности распределения средств в регионе организована и успешно действует Трехсторонняя комиссия по вопросам межбюджетных отношений, созданная по распоряжению Правительства Брянской области от 4 июля 2016 года № 205-рп. Комиссия стала своеобразной открытой площадкой коллегиального обсуждения проблем и вопросов распределения и предоставления межбюджетных трансфертов тремя сторонами — муниципалитетами, депутатами Брянской областной думы и Правительством Брянской области с участием Контрольно-счетной палаты региона. За последние три года работа трехсторонней комиссии позволила снять накопившиеся проблемные вопросы, реализовать предложения с мест и депутатского корпуса, выстроить взаимодействие с самым крупным муниципалитетом — городом Брянском.

Новая редакция регионального закона о межбюджетных отношениях формировалась как раз на площадке трехсторонней комиссии. Основой данного документа стала методика выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов, которых на территории Брянской области 32. В основу этой методики заложена идея о том, что трансферты должны не устранять, а смягчать различия в уровне доходов муниципалитетов. В новой редакции изменен принцип распределения помощи местным бюджетам, который базируется на среднедушевых доходах территорий и состоит из двух этапов их выравнивания.

Выравнивание бюджетной обеспеченности

Выравнивание подушевой бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) осуществляется на базе расчета индекса налогового потенциала (ИНП) и индекса бюджетных расходов (ИБР). При расчете ИНП используется четыре основных идентичных для муниципальных районов (городских округов) источника доходов: НДФЛ, ЕНВД, единый сельскохозяйственный налог, налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения. Расчет ИБР производится на базе нормативных расходов по сопоставимым полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов), предусмотренных Федеральным законом № 131‑ФЗ. Нормативы утверждены постановлением Правительства Брянской области в расчете на одного потребителя соответствующих муниципальных услуг.

Методика распределения дотаций предполагает два этапа расчетов (рисунок 4). Первый этап (90% средств) — пропорциональное выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) до критерия, определенного методикой. Второй этап (10% средств) — повышение бюджетной обеспеченности, исходя из численности жителей муниципальных районов (городских округов) в расчете на одного жителя. По результатам расчетов часть дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности заменяется отчислениями от НДФЛ по дополнительным нормативам — не менее 15%.

рисунок 4.jpg

В целях усиления приоритетов выравнивающей составляющей межбюджетных отношений был значительно увеличен объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности: с 1,47 до 2,1 миллиарда рублей (темп роста — 143%) с одновременным снижением объема дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности почти в два раза. Основным положительным результатом использования данной методики стало существенное улучшение показателей душевой бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов (рисунок 5). Если на момент разработки данной методики (в 2016 году) разрыв в бюджетной обеспеченности после выравнивания наиболее и наименее обеспеченных территорий был практически в три раза, то в 2019 году данный показатель соответствует нормативному значению — не более 20%.

рисунок 5.jpg

Необходимо отметить, что полномочия органов государственной власти Брянской области по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений были переданы на уровень муниципальных районов. Подходы к расчетам дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений на уровне муниципальных районов аналогичны применяемым к расчетам дотаций на выравнивание их собственной бюджетной обеспеченности. Данный подход доказал свою эффективность, поэтому считаем необходимым сохранить двухуровневую модель распределения дотаций на выравнивание и сбалансированность поселений, закрепив возможность ее использования в главе 16 Бюджетного кодекса.

Практика стимулирования развития территорий

В новой редакции регионального закона, регулирующего межбюджетные отношения, закреплена и с 2017 года успешно реализуется практика стимулирования социально-экономического развития территорий и повышения качества управления общественными финансами муниципальных районов (городских округов) (рисунок 6). Разработан перечень из 25 показателей, характеризующих социально-экономическое развитие территорий и качество управления общественными финансами муниципальных образований. По результатам их выполнения за год трехсторонняя комиссия определяет лучшие муниципальные образования и распределяет между ними стимулирующие дотации. Средства направляются на стимулирование глав и работников местных администраций. В 2018 году лучшими в выполнении 25 показателей стали семь территорий: Унечский, Выгоничский, Клинцовский, Дятьковский, Жирятинский, Мглинский районы и город Сельцо. Эти муниципальные образования получили гранты от 668 до 758 тысяч рублей. В текущем году размер стимулирующих дотаций увеличен в два раза — с 5 до 10 миллионов рублей.

рисунок 6.jpg

Ежегодно в Брянской области проводится мониторинг качества бюджетного процесса, по результатам которого территории также получают гранты. В 2018 году стимулирующие дотации в сумме от 240 тысяч до 256 тысяч рублей получили Жирятинский, Клинцовский, Гордеевский и Дятьковский районы. В 2019 году размер грантов увеличен в четыре раза — с 1 миллиона до 4 миллионов рублей.

В соответствии с указом Президента России от 28 апреля 2008 года № 607 для достижения наилучших показателей деятельности органов местного самоуправления ежегодно предоставляются гранты в объеме 5 миллионов рублей. В 2018 году данные гранты в сумме от 1,6 до 1,8 миллиона рублей получили Погарский, Карачевский районы и город Брянск.

Инициативное бюджетирование

Впервые в прошлом году начата реализация нового направления — инициативного бюджетирования, предполагающего вовлечение граждан в реализацию проектов для решения вопросов местного значения. На эти цели в бюджете региона в прошлом году было предусмотрено 10 миллионов рублей (рисунок 7). Средства направлены на реализацию проектов девяти территорий: Выгоничского, Севского, Клетнянского, Климовского, Унечского, Суражского, Навлинского районов, городов Брянска и Новозыбкова. Субсидии были использованы на благоустройство парков, устройство детских площадок и игровых городков.

рисунок 7.jpg

В текущем году объем средств на инициативное бюджетирование увеличен в десять раз и составляет 100 миллионов рублей. Проведен конкурсный отбор, в результате которого было отобрано 89 проектов. На их реализацию предусмотрены субсидии от 89,8 тысячи до почти 2,4 миллиона рублей.

Инноватику — в управление финансами

Большое внимание Департамент финансов Брянской области уделяет внедрению в управление финансами информационных технологий. Значительное количество межбюджетных трансфертов, показателей и форм отчетности по каждому их виду требует введения, обработки и хранения большого объема информации.

Для решения этих задач в ГИС «Электронный бюджет Брянской области» создана подсистема работы с соглашениями, заключенными регионом с муниципальными образованиями. Она позволяет создавать их в электронном виде, формировать соответствующие бюджетные обязательства, помогает осуществлять мониторинг и контроль результативности предоставления межбюджетных трансфертов для обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, не имеющих софинансирования федерального бюджета (рисунок 8).

рисунок 8.jpg

Подводя итог проделанной в Брянской области работе по развитию системы межбюджетных отношений, отмечу, что с принятием и реализацией новых подходов к межбюджетным отношениям повысилась их открытость, улучшилось качество осуществления бюджетного процесса на местах. Также можно говорить о том, что возросла заинтересованность руководителей органов МСУ в наращивании собственных доходов территорий, привлечении на конкурсной основе средств для реализации региональных проектов и местных инициатив. Все это в свою очередь позволяет нам обеспечивать социально-экономическое развитие региона.

Поделиться