Версия для печати 3287 Материалы по теме
Искусство управлять искусством

— Марина Сергеевна, давайте вначале поговорим о тех моделях управления театром, которые к настоящему времени сложились у нас в стране.

— Прежде всего, говоря об управлении театром, необходимо помнить, что мы имеем дело с творчеством. Театральный менеджер должен умудриться совместить две вещи: создать условия для творческого процесса, при этом обеспечить решение всех экономических вопросов, то есть к определенной дате выпустить всю материальную часть спектакля (сценографию, костюмы, реквизит и прочее) и заполнить зрителями зал.

У нас в стране встречаются разные модели руководства бюджетным театром. Одна из них — это разделение полномочий между художественным руководителем и директором. В такой модели существует два договора с учредителем, в каждом из которых в соответствии с уставом разделены зоны ответственности: художественный руководитель занимается творчеством, директор отвечает за организационные вопросы и экономику. При такой модели очень часто возникают вопросы о распределении компетенций, а самое главное — ответственности. Как бы четко ни было это прописано в уставе и договорах, на мой взгляд, все равно работает разграничение полномочий на основе внутренней договоренности, взаимного доверия и уважения. Ответственность за все финансовые результаты возложена на директора, но финансовые результаты напрямую зависят от постановок. В свою очередь, постановки — это результат творчества. Тандем — художественный руководитель и директор — принципиально важен, он должен работать слаженно, как один человек. Успех достижим только в ситуации, когда руководители слышат друг друга: художественный руководитель понимает, что нужны разные постановки, в том числе и наполняющие кассу, а директор признает первичность творческого процесса в театре по отношению к экономике. В 35 процентах государственных театров Москвы преобладает именно такое двуначалие.

Другая модель — единовластие, когда весь объем управления возложен на одного человека: либо художественного руководителя, либо директора, либо художественного руководителя — директора. Он несет всю полноту ответственности за театр: как за художественную составляющую, так и за финансово-хозяйственную часть. Только у него есть договор с учредителем.

Если в федеральных и московских театрах преобладает художественное единоначалие, то в региональных де-юре тотальная победа директорского театра. Директор как первое лицо театра приглашает главного режиссера. Преобладание директорского театра связано с рядом причин. И с тем, что творческие лидеры не всегда хотят возглавлять театр и брать на себя весь груз ответственности, и с тем, что требования, которые выставляет учредитель по отношению к организации, носят больше хозяйственный характер, и с тем, что не так просто создать тандем, о котором речь шла выше.

В МХТ имени Чехова, в котором я имею честь служить, договор с учредителем — Министерством культуры Российской Федерации — подписан у Сергея Васильевича Женовача, его должность называется «художественный руководитель — директор». Моя должность называется «первый заместитель художественного руководителя — директора», и по доверенности всю финансово-хозяйственную деятельность осуществляю я.

— Что вы можете сказать о современном менеджменте, в частности о таких понятиях, как «копродукция» и «театральная франшиза»?

— Что такое копродукция? Это совместное — как минимум двумя сторонами — финансирование и производство некоего продукта. Продукт в театре — это спектакль. Причины театральной копродукции лежат, по моему мнению, прежде всего в экономической плоскости. В первую очередь копродукция развивалась и развивается в музыкальных театрах, потому что здесь очень дорогие постановки. Даже очень крупному музыкальному театру с хорошим финансированием бывает трудно в одиночку потянуть объемный спектакль. Тогда возникает копродукция с другими театрами — они вкладываются финансово, при этом возникает экономия средств для дальнейшего показа в каждом из театров-участников. Копродукция может преследовать и художественные цели — у театров-участников возникает доступ к новым творческим ресурсам, они получают новый творческий импульс.

В драматическом театре ситуация иная. Основу российской театральной системы составляют стационарные репертуарные бюджетные театры, имеющие свою особенность — у нас, как правило, здание и труппа организационно составляют единое целое. Театр заинтересован задействовать свою труппу и чаще предпочитает обходиться своими силами. Для привлечения внимания публики иногда ставятся спектакли с заезжими приглашенными медийными артистами, но это, во-первых, не система, во-вторых, не копродукция.

Аналогично со сценографией — ее лучше иметь свою, чтобы ни от кого не зависеть в планировании репертуара и гастролей. По моим наблюдениям, российские драматические бюджетные театры могут идти на копродукцию с зарубежными коллегами. Это происходит в большей степени для укрепления своей репутации на зарубежном театральном поле, поскольку копродукционная постановка обычно показывается всеми коллективами с указанием всех участников софинансирования.

Есть еще небольшое количество государственных и муниципальных театров, не имеющих своих трупп. Они могут сдавать свою площадку в прокат театральным труппам или выпускать и прокатывать собственные постановки с приглашенными артистами. Если для реализации такого проекта объединяются финансы, художественные и постановочные силы нескольких театральных коллективов, то в этом случае можно говорить о копродукции.

Впрочем, с юридической точки зрения для бюджетных учреждений (государственных и муниципальных театров) такого понятия, как «копродукция» вообще не существует: есть договоры возмездного оказания услуг и подряда — для привлечения артистов и цехов, есть аренда — в отношении использования уже созданной материальной составляющей спектакля, есть лицензия — в отношении интеллектуальных прав. Юридическое оформление и непосредственное осуществление софинансирования через бюджетное учреждение практически провести невозможно, реальнее это сделать через фонд при театре.

По этим причинам в драматических государственных и муниципальных театрах копродукция встречается редко.

Если говорить о франшизе, то по ней, в частности, продаются бродвейские, вест-эндские мюзиклы и шоу. Эти качественно поставленные спектакли, собирающие большую аудиторию, воспроизводятся в других странах, на других площадках и часто один в один с оригинальной постановкой, к чему нередко напрямую обязывает подписанный с правообладателями договор. Если тебе прописали, что ты не должен ничего менять, это одна история. Но некоторые театры добиваются права что-то сделать по-своему. Например, продюсер Давид Смелянский при постановке мюзикла «Продюсеры» потратил три года на переговоры с американцами, чтобы добиться тех условий, которые его устраивали. В частности, было получено право адаптировать перевод под наши российские реалии (его сделал Алексей Кортнев). На франшизах построил свою деятельность Федор Елютин, который обозначает себя как импресарио. Он отсматривает европейские театральные фестивали, отбирая то, чем можно впечатлить нашего зрителя. Так, он купил у немецко-швейцарской компании Rimini Protokoll театральный проект и сделал свой под названием Remote Moscow. Этот променад-спектакль идет более чем в 50 городах мира. В нашей столице он один из самых успешных и долгоживущих — ему уже пятый сезон.

Не вдаваясь в театроведческие кущи по поводу определения понятия «спектакль», скажу, что сейчас компания Федора Елютина имеет в своем багаже 12 франшизных спектаклей. У всех у них особый формат «экспириенсов», отличающийся от привычного драматического театра, они охватывают очень небольшое количество зрителей за один показ и в своем сегменте имеют неплохой спрос. Думаю, для такого особого направления театра франшиза и впредь будет актуальной, но вряд ли заполонит весь театральный рынок, тем более драматический.

— Стратегическое планирование, проектное управление, дорожная карта... Применяются ли эти формы менеджмента в театральной сфере?

— Конечно, применяются. Проектный менеджмент актуален прежде всего для отдельных, рождающихся и живущих вне конкретного театра спектаклей. Это широко распространено и абсолютно нормально. Собирается команда во главе с продюсером, который инициирует какую-то творческую идею, и начинается работа. Такая работа, конечно же, требует проектного менеджмента, потому что имеет начальную и конечную точку реализации, а также специально собранный объем ресурсов под конкретную постановку.

В рамках репертуарного театра проектный менеджмент также применим и даже необходим. Выпуск каждого спектакля может управляться проектно. Проектный менеджмент применяется также при продюсировании специальных мероприятий, приуроченных к важным событиям в жизни театра, например к юбилеям. Проектный подход применим в театре при проведении ремонтных и реставрационных работ — такие работы должны быть проведены в строго ограниченные сроки летом, до открытия нового сезона.

Без стратегического менеджмента невозможно успешное будущее театра. Художественная стратегия — это прерогатива художественного руководителя. У директора своя. Я сейчас пишу дорожную карту по приведению всего имущественного комплекса театра в порядок. Последний ремонт у нас был в 2006–2008 годах, замена оборудования была произведена еще раньше — при Олеге Павловиче Табакове, который, придя в театр, смог привести в порядок и материальную часть, но время неумолимо.

У нас каждый день в среднем бывает 1,1 тысячи зрителей плюс более 600 человек собственного персонала. Это очень высокая степень эксплуатации помещений. Большое хозяйство требует большого внимания. Внешне нам пока удается поддерживать видимость приличия, но требуются уже кардинальные меры, чтобы привести МХТ в состояние, которое бы соответствовало главному театру страны. Учитывая специфику функционирования театра, сложности работы бюджетного учреждения, осуществляющего свою деятельность в здании-памятнике: поиск финансирования, прохождение экспертиз смет, конкурсные процедуры, получение разрешений и согласований, руководитель обречен на то, чтобы заниматься стратегическим планированием на несколько сезонов вперед.

— Нужны ли какие-либо изменения на законодательном уровне для того, чтобы финансово-экономическое функционирование театра находилось на должной высоте?

— Сейчас в этом направлении многое делается. В последнее время театральное сообщество слышат и время от времени идут ему навстречу. Проблема заключается в том, что театральная сфера с экономической точки зрения ничтожна мала. В масштабах бюджета страны расходы на содержание театров — это капля в море. Поэтому, когда пишется законодательство, наша специфика зачастую не учитывается. А в нашей работе действительно много особенностей. Например, Трудовой кодекс регулирует деятельность работников, устанавливая, что есть выходные, праздничные дни и прочее, а вечером работник должен отдыхать. Но у нас это самое горячее время. Сделали оговорки: за исключением перечня творческих работников. Затем долго-долго его составляли, пытаясь никого не забыть. А это весьма непросто, потому что творческий перечень нельзя ограничить только режиссерами, артистами, музыкантами. Как провести спектакль без техников, билетеров, гардеробщиков? Их творческими людьми не назвать, но спектакль без них не состоится. В итоге с этой проблемой разобрались, но времени на поиски ее решения было затрачено изрядно. И так на каждом шагу.

Сейчас огромная головная боль для театров — законодательство в сфере госзакупок. Нужно сказать, что деятельность театров вообще трудно сочетается с механизмом госзакупок. Нельзя выбрать по аукциону режиссера, заменить актера, сделать костюмы и декорации. Мало того, театр — такая сфера, где очень сложно планировать. Здесь многое зависит от творческих людей, и зачастую в процессе постановки меняется оформление, вводятся новые костюмы. Какие-то новые решения могут возникнуть буквально перед самым премьерным показом спектакля, и ты должен успеть осуществить новые закупки в течение одного-двух дней. Существующие процедуры невероятно усложняют работу, вставляют палки в колеса и ко всему прочему обходятся театру очень дорого. Но задача театрального менеджера — выпустить спектакль и соблюсти закон.

— Из чего складываются доходы театра, в частности МХТ?

— Оборот МХТ более 1,1 миллиарда рублей в год. Наши собственные заработанные средства составляют больше половины этой суммы — на сегодняшний день где-то 51–52 процента от всех доходов. Из чего они складываются? Основная часть, как в любом театре, от спектаклей — почти 82 процента нашего собственного дохода. В МХТ три сцены с общим количеством зрительских мест порядка 1,2 тысячи. Две сцены работают семь дней в неделю, хотя в большинстве российских театров понедельник — выходной. Более пяти процентов доходов театр зарабатывает на гастрольной деятельности. У большинства российских театров гастроли убыточны, и им нужно искать дополнительное финансирование, чтобы куда-то съездить. МХТ в этом плане исключение — мы можем себе позволить даже зарабатывать на гастролях. Три процента нам дает долгосрочная аренда наших помещений — от двух ресторанов, служебной столовой и зрительского буфета. Спонсорская помощь в этом году была небольшая и принесла немного, только один процент, но мы работаем над этим. Конечно, спонсорские и меценатские средства не составят основу бюджета театра. Но и крупному театру, как наш, который хорошо зарабатывает и хорошо субсидируется, все равно очень нужно дополнительное финансирование.

У нас хороший валовой сбор, поэтому мы, как правило, не заинтересованы сдавать сцены в аренду — экономически это нецелесообразно либо стоимость должна быть очень высокой. К тому же когда сдаем залы в аренду, мы не играем собственные спектакли, а значит, актеры не заняты — они не реализуются творчески и не зарабатывают деньги. Впрочем, в редких случаях мы все-таки предоставляем свои площадки для проведения каких-либо значимых событий, к примеру фестиваля «Золотая маска» или гастролей наших давних партнеров, двух петербуржских театров — Александринки и БДТ, которые должны пройти именно на сцене МХТ.

Поделиться