Версия для печати 3527 Материалы по теме
Финконтроль ведут профессионалы

Всероссийский конкурс «Лучший орган внутреннего государственного финансового контроля», в котором принимают участие органы ВГ(М)ФК регионов и муниципалитетов, прошел в третий раз и уже стал популярным профессиональным состязанием финансовых контролеров. Количество участников, представивших конкурсную документацию на суд жюри, ежегодно увеличивается. Организаторы конкурса — журнал «Финконтроль» и Союз развития общественных финансов. Итоги были подведены в ноябре прошлого года и опубликованы в журналах «Бюджет» № 12 за 2019 год и «Финконтроль» № 4 за 2019 год. Награждение прошло в рамках конференции, организованной издательским домом «Бюджет», которая состоялась 19 декабря в Москве. Дипломы представителям региональных и муниципальных контрольных органов вручили заместитель директора Департамента бюджетной методологии и отчетности в государственном секторе Минфина России С. С. Бычков, генеральный директор издательского дома «Бюджет» М. А. Цуциев и шеф-редактор журнала «Финконтроль» С. В. Мартыненко.

Уточнены положения

Системный обзор изменений правового регулирования финансового контроля сделал заместитель директора Департамента бюджетной методологии и отчетности в государственном секторе Минфина России Бычков. В частности, он рассказал о разграничении полномочий органов госфинконтроля по контролю в отношении межбюджетных трансфертов. Предыдущая редакция Бюджетного кодекса только определяла, что органы госфинконтроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы, межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов. В результате было сложно разграничить полномочия по контролю в отношении «транзитных» трансфертов.

2.jpg

Теперь Бюджетный кодекс определил конкретные объекты и предмет контроля при осуществлении проверок в отношении межбюджетных трансфертов, в том числе «транзитных», и бюджетных кредитов для каждого контрольного органа. Перечень объектов контроля дополнен высшими исполнительными органами госвласти (местными администрациями), юрлицами — получателями средств из бюджета, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты. Также уточнены полномочия по контролю в отношении «горизонтальных» и «отрицательных» межбюджетных трансфертов.

3.jpg

Проблемы анализа

Начальник отдела методологии контрольной деятельности Главного контрольного управления Москвы А. В. Клевцов, говоря об анализе исполнения полномочий органов ВГ(М)ФК регионов и муниципалитетов, отметил, что не всегда эти органы согласны с тем, что указанные в актах недостатки их работы таковыми являются. При этом возражения региональных контролеров казначейством не рассматриваются. Не оценивает казначейство и превентивную работу контрольного органа по предотвращению нарушений, тогда как, например, Главконтроль уделяет этому направлению большое внимание и получает значимые результаты.

4.jpg5.jpg6.jpg

Больную тему продолжил заместитель начальника Контрольно-анали­тического управления в финансово-бюджетной сфере Федерального казначейства А. А. Горбатов. Представитель казначейства рассказал, как будет проводиться анализ осуществления ВФА главными администраторами бюджетных средств, а также анализ осуществления полномочий органами ВГ(М)ФК регионов и муниципалитетов в 2020 году. Что касается последнего, то он вызывает много вопросов со стороны представителей анализируемых ведомств. В частности, контролеры пеняют на то, что при подготовке акта по анализу у них нет возможности защититься. Представитель Федерального казначейства назвал действенным инструментом совместного обсуждения недочетов работы контрольных органов контрольную комиссию Федерального казначейства, на которой у контролеров будет возможность высказать свои возражения по анализу их деятельности.

При этом, как сказал Горбатов, управления Федерального казначейства нацелены на то, чтобы в итоговых документах по анализу действия/бездействия анализируемых определялись как недостатки только в случаях, если не выполнены требования законодательства, региональных нормативных правовых актов, внутренних приказов. Кроме того, обозначив, что это аналитическое полномочие Казначейство России выполняет только с 2018 года и начальной задачей было определить общее состояние дел в исследуемой сфере, он заверил собравшихся, что в дальнейшем при проведении анализа будут более детально рассматриваться качественные характеристики.

ВФК — не полномочие

Начальник отдела Департамента бюджетной методологии и отчетности в государственном секторе Минфина России А. И. Кокарев рассказал, какую трансформацию претерпели внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит в результате изменений Бюджетного кодекса. Закон № 199‑ФЗ убрал из перечня бюджетных полномочий главных администраторов бюджетных средств внутренний финансовый контроль, но это не значит, что он отменен. 1 января 2020 года все региональные порядки осуществления ВФА и ВФК должны быть признаны утратившими силу, как и постановление Правительства РФ № 193. Вместо порядков по ВФА должны действовать федеральные стандарты по аудиту, три из которых уже утверждены. Касаемо же ВФК никаких новых документов нет, и нормативно он никак теперь не регулируется. Остались только методические рекомендации по ВФК, которые Минфин России в течение года переработает. «Что это означает для главного администратора бюджетных средств? Ведомственные акты по ВФК вы можете отменять или не отменять по собственному усмотрению. То есть ведение карт, журналов ВФК, перечней рисков не обязательно, но и не запрещается», — отметил Кокарев.

7.jpg

Главная проблема осуществления ВФК прошедшего периода: в соответствии с прежней редакцией БК РФ исполнитель процедуры сам должен был оценить риски и указать их в соответствующей карте. Как правило, карта рисков заполнялась формально, потому что исполнителю процедуры оценить риски тяжело — он не всегда владеет необходимой для этого информацией. Минфин России, проанализировав карты рисков администраторов средств федерального бюджета и соотнеся их с актами проверок Федерального казначейства и Счетной палаты, обнаружил, что 70% операций, по которым выявлены нарушения, по мнению их исполнителей, рискованными не являлись. «То есть контроль был направлен не в ту сторону. Поэтому теперь в стандартах по ВФА будет содержаться отдельное положение по ВФК, которое предполагает наличие единственного документа по ВФК — реестра рисков. Действующая редакция БК РФ добавляет к полномочию аудитора по оценке надежности ВФК подготовку предложений по его организации. Следовательно, теперь не сам исполнитель должен определять, какие операции рискованные, на это должен указать аудитор», — пояснил представитель Минфина России. (Полный доклад А. И. Кокарева будет опубликован в журнале «Финконтроль» № 1/2020.)

8.jpg 9.jpg

10.jpg

Поделиться