Версия для печати 1467 Материалы по теме
Тренды развития бюджетной системы России
<p>
    В феврале в Москве состоялся вебинар Союза финансистов России с использованием телекоммуникационной инфраструктуры Федерального казначейства и его территориальных органов. В совещании приняли участие финансисты со всех регионов страны. Они обсудили новации Бюджетного кодекса, в том числе в части системы казначейских платежей и единого казначейского счета, а также особенности организации межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях.
</p>
<h2>Срочные и первоочередные</h2>
<p>
     Последние два года идет активная работа над новой версией Бюджетного кодекса. Ожидается, что обновленный кодекс в целом будет принят к рассмотрению в Госдуме в следующем году. Пока же его меняют по главам. В марте ожидается рассмотрение Госдумой законопроекта, который вносит много важных изменений в Бюджетный кодекс. Заместитель министра финансов России А. М. Лавров охарактеризовал их как первоочередные.
</p>
<p>
     Первая новация стала компромиссом, завершившим длительную дискуссию о том, когда и как фиксировать изменения налогового и бюджетного законодательства, влияющего на исполнение уже принятых бюджетов. Законопроект позволяет учитывать в прогнозе доходов изменения законодательства, принимаемые после даты внесения в законодательный орган проекта бюджета, но лишь при условии, что данные изменения будут отражены в первых же поправках в принятый закон о бюджете.
</p>
<p>
     Вторая новация — реакция законодателей на проблему, возникшую вследствие отсутствия ограничений на переуступку требований по муниципальным и государственным контрактам другим юридические лицам. По словам Лаврова, дело уже дошло до судебных решений, причем не в пользу государственных и муниципальных органов власти. Законопроект вводит запрет на уступку требований по госконтрактам и иным договорам, заключаемым получателями бюджетных средств. Также законопроект фиксирует возможность осуществления участниками бюджетного процесса операций при исполнении договоров участия в долевом строительстве по зачислению средств на счета эскроу. Открыть такой счет можно в любом из 95 уполномоченных банков. «Сейчас еще идет дискуссия с Минстроем России, который предлагает вообще снять ограничения на выбор банков. Но мы считаем, что средства не должны мелким слоем размазываться по всей банковской системе, надеемся, нас поддержат», — резюмировал Лавров.
</p>
<!--BREAK /-->
<h2>Казначейское обслуживание бюджетов</h2>
<p>
     Практически завершена работа над главой БК РФ, которая связана с казначейским обслуживанием бюджетов. Заместитель руководителя Федерального казначейства С. Е. Прокофьев рассказал о том, какие изменения его ведомство готовит совместно с Минфином России, и кратко эти изменения прокомментировал. Он выделил восемь основных блоков грядущих изменений.
</p>
<p>
     Главным проектом года Прокофьев назвал систему казначейских платежей (подробнее об этом можно узнать из выступления руководителя Федерального казначейства Р. Е. Артюхина на Васильевских чтениях, репортаж опубликован на с. 8). Второе направление — в текущем году согласно планам Казначейства России должна быть создана и начать работать система бюджетного мониторинга. Основной фокус мониторинга — реализация нацпроектов, во-первых, и оценка деятельности губернаторов, во-вторых. Мониторинг, опубличивание информации, возможность сравнения набора оценок деятельности глав регионов — задачи, которые перед Федеральным казначейством ставит Минфин России. И инструментом реализации должна стать система бюджетного мониторинга и ее ИT-составляющая.
</p>
<p>
     Контроль — третье направление. В части развития этой активности в текущем году Федеральное казначейство наметило для себя две цели: усиление и перестройка системы взаимодействия со Счетной палатой РФ, с одной стороны, и дальнейшее развитие риск-ориентированного контроля — с другой. В текущем году в рамках первой цели запланированы совместные со Счетной палатой контрольные мероприятия, в том числе в регионах. Работа в части гармонизации стандартов контроля и формирования единого реестра нарушений была проведена заранее, и скоро в субъектах начнут совместно работать ревизоры Казначейства России и Счетной палаты. Для координации этой работы создана постоянно действующая рабочая группа. В рамках гармонизации стандартов и правил ведомства договорились признавать акты друг друга, и уже функционирует совместный информационный ресурс, на котором размещаются акты Счетной палаты и казначейства. Сделано это для полноты информации, планирования совместных действий и предотвращения дублирования.
</p>
<p>
     Предупредил Прокофьев финансистов и о том, что в этом году особый фокус госфинконтроля будет направлен на выполнение условий соглашений, в первую очередь тех, которые заключены в рамках реализации нацпроектов. В декабре прошлого года было заключено 5,5 тысячи соглашений, и сейчас процесс перешел на этап их исполнения. «Я обращаю ваше внимание на то, что опубличивание отчетов об исполнении соглашений на едином портале бюджетной системы не менее важно, чем размещение самих соглашений. За этим будут пристально следить наши контролеры», — отметил представитель Казначейства России. Особое внимание финансистов он обратил на необходимость выполнения прописанных в соглашениях индикаторов достижения целей.
</p>
<p>
     Следующее направление работы казначейства — централизация бухучета. Здесь перед Федеральным казначейством стоит задача до конца 2021 года полностью взять на себя бухучет и отчетность 56 из 96 ФОИВ. При этом речь идет не только об органах власти и их территориальных структурах, но и о казенных учреждениях, которые этим органам подведомственны. Сделано это для достижения двух целей — экономии человеческих ресурсов (примерно 20 к 1) и экономии бюджетных расходов, в частности на бухгалтерские программы, которые к тому же у всех учреждений разные.
</p>
<p>
     «Вообще, коллеги, я должен вам сказать, что тренд на централизацию сегодня ключевой. На самом высоком уровне идут дискуссии о подходах к дальнейшей централизации бухучета и движения кадров, поднимаются вопросы централизации юридических услуг и, конечно, закупок», — отметил Прокофьев. По поручению Правительства России в текущем году на базе Федерального казначейства в рамках эксперимента будет проведена централизация закупок трех ведомств: самого казначейства, Росимущества и Росрыболовства. Централизация будет происходить не по всей товарной группе, а лишь по части, чтобы посмотреть, какой будет эффект, как предпринятые меры скажутся на цене закупаемой продукции.
</p>
<p>
     Пятое направление — развитие системы казначейского сопровождения. Вместо множества лицевых счетов 41‑го типа, которые прежде открывались и госзаказчикам, и подрядчикам по каждому госконтракту, Федеральное казначейство предложило использовать агрегированный счет 81, на котором отражаются все операции по всем госконтрактам, связанным с казначейским сопровождением. Тем самым обеспечивается решение ключевых задач, которые были изначально заложены при конструировании этой системы, — прозрачность, контроль за целевым расходованием средств и уход от разного рода фирм-посредников. По словам Прокофьева, сейчас настало время нового этапа — внедрения расширенного казначейского сопровождения. Его ключевой смысл в том, чтобы сдвинуть мероприятия госфинконтроля от последующего контроля к текущему. Дальнейшие шаги в этом направлении будут сделаны в сторону раздельного бухучета, анализа затрат и рентабельности отдельных госконтрактов.
</p>
<p>
     Комментируя новации в сфере совершенствования госзакупок, Прокофьев сообщил, что с текущего года функционирует Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ). Уже отработаны технологии предварительного контроля тех юрлиц и индивидуальных предпринимателей, которые готовы предоставлять товары, работы и услуги для государственных нужд. Предварительный контроль предотвращает появление переходящих задолженностей по налогам, таможенным платежам. «Это некая предквалификация потенциальных госзаказчиков», — сформулировал Прокофьев. При этом ЕРУЗ выстроен таким образом, что на сайт предприниматели заявляются сами и после проведения соответствующего контроля могут быть зарегистрированы как потенциальные участники закупок со стороны бизнеса.
</p>
<p>
     Также в текущем году будет модифицирована система начальных (максимальных) цен контрактов. Сейчас она достаточно субъективна (большое поле для самодеятельности) и тем плоха. По оценке Прокофьева, этот недостаток всегда был ахиллесовой пятой 44‑ФЗ, контролеры до сих пор выявляют массовые случаи завышения начальных (максимальных) цен контрактов. Чтобы исправить ситуацию, на ЕИС, оператором которой является Казначейство России, в скором времени будет реализован функционал, позволяющий делать конъюнктурный анализ. То есть машина, исходя из анализа закупок аналогичных продуктов, работ и услуг, станет сопоставлять цены, и на этой базе в дальнейшем можно будет формировать начальные цены контрактов.
</p>
<p>
     В перспективе запланирована интеграция данных закупочного сайта с базами ФНС и ФТС, чтобы отслеживать всю цепочку продвижения товара от производителя к покупателю и уплату налогов и пошлин на всех этапах. Сейчас три ведомства прорабатывают вопрос интеграции своих данных, и отслеживания движения товарных потоков на всех этапах жизненного цикла товара.
</p>
<p>
     Тема типовых контрактов неновая, но до сих пор актуальная. Казначейство предлагает пойти по пути структурированного контракта. Такие контракты могут иметь произвольную форму, но при этом содержать определенные поля, в которых прописаны существенные условия контрактов, как то: сроки, цены, требования к товарам. И отдельное важное условие — контракты должны быть машиночитаемыми, чтобы содержащуюся в них информацию можно было автоматически выгружать в другие системы, например для формирования бюджетного обязательства, и использовать для формирования сведений о госконтрактах.
</p>
<p>
     Сейчас также идет активная работа над каталогом товаров, работ и услуг для федеральных нужд и над созданием УПД — универсального подтверждающего документа. «Со временем, — сказал Прокофьев, — мы хотим уйти от традиционных актов выполненных работ, от множества документов, подтверждающих факт поступления товаров, выполнения работ или оказания услуг. Вместо всего этого многообразия мы хотим создать универсальный подтверждающий документ, который при этом будет машиночитаемым». Каталог и УПД необходимы для создания машиночитаемой цепочки — от заключения контракта до поставки товара. В перспективе цепочка также может быть автоматизирована, это позволит отслеживать весь жизненный цикл товара — постановку его на бухучет, амортизацию и так далее, вплоть до выбытия из оборота и утилизации. «В этом году мы протестируем и структурированные контракты, и универсальный подтверждающий документ», — пообещал Прокофьев.
</p>
<h2>Закупки «с полки» и другие новшества</h2>
<p>
     В феврале в Правительство РФ был направлен законопроект «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского сопровождения, казначейского обеспечения обязательств и бюджетного мониторинга». Комментируя новации, предлагаемые данным проектом, замминистра финансов Лавров отметил, что у регионов и муниципалитетов впервые появляется возможность легитимно применять казначейское сопровождение в отношении средств, определенных статьей 242.26 новой редакции БК РФ. Речь о средствах, получаемых (полученных) участниками казначейского сопровождения в случаях, установленных федеральными законами, решениями Правительства РФ, а также средствах, получаемых на основании государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений), контрактов (договоров), источником финансового обеспечения исполнения которых являются средства, предоставляемые из бюджета субъекта РФ (местного бюджета). К ним не могут быть отнесены авансы и расчеты:
</p>
<p>
     а) по государственным (муниципальным) контрактам, заключаемым на сумму менее 50 миллионов рублей;
</p>
<p>
     б) по контрактам (договорам), заключаемым на сумму менее 50 миллионов рублей бюджетными или автономными учреждениями субъектов РФ (муниципальными бюджетными или автономными учреждениями), лицевые счета которым открыты в финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования), за счет средств, поступающих им в соответствии с законодательством РФ.
</p>
<p>
     «Пока, — отметил Лавров, — хотя практики казначейского сопровождения на региональном и местном уровнях и существуют, нет ни одного федерального документа, позволяющего это делать. Поэтому мы предлагаем дать субъектам и муниципалитетам полномочия своими актами в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством РФ, применять данный инструмент. Правда, с некоторыми ограничениями. Например, исключаются контракты, заключаемые автономными учреждениями. Иначе вместо того, чтобы контролировать крупные, долгосрочные контракты с большими авансами, мы утонем в большом количестве процедур».
</p>
<p>
     Среди других новаций Лавров уделил внимание внесенным в декабре прошлого года изменениям в Закон № 449‑ФЗ. В числе основных новшеств — упрощение процедуры запроса котировок и расширение применения электронных закупок «с полки». «По сути, вводится новый формат запроса котировок. Сумма разовой закупки увеличена с 500 тысяч рублей до 3 миллионов. Правда, пока сохраняется ограничение про десять процентов годового объема заказа, но уже следующим циклом поправок, которые сейчас обсуждаются, мы предлагаем и этот ограничитель убрать. Запрос котировок должен стать самым распространенным, быстрым (в течение семи дней) и удобным способом закупки», — сказал заместитель министра финансов России. Эта новация вступает в силу с 1 июля 2020 года, поскольку требует донастройки информационной системы и ряда актов, над которыми Минфин России сейчас работает.
</p>
<p>
     Также с середины следующего года начнется внедрение новых механизмов закупок «с полки». «То есть для закупок малого объема (до 3 миллионов рублей) при наличии двух предложений „на полке“ электронной торговой площадки (ЭТП) заказчик будет иметь право выбрать лучшее предложение и без дополнительных процедур в течение максимум двух рабочих дней заключить контракт», — пояснил Лавров. С 1 января 2021 года должна произойти интеграция данных о предложениях, размещенных на всех восьми существующих сейчас ЭТП. «Все предложения будут объединены в одной информационной системе. И заказчик, зайдя на одну электронную площадку, сможет увидеть абсолютно все предложения по интересующей его позиции», — сообщил Лавров.
</p>
<h2>Межбюджетные отношения</h2>
<p>
     Об особенностях формирования региональных бюджетов на <nobr>2020–2022</nobr> годы в условиях Закона от 2 августа 2019 года № 307‑ФЗ в части межбюджетных отношений с муниципалитетами рассказала И. И. Скляр, заместитель начальника отдела муниципальных образований Департамента межбюджетных отношений Минфина России. Она обратила внимание финансистов на тот факт, что если бюджеты их субъектов сформированы с некоторым отступлением от норм упомянутого закона, то время на внесение в них поправок еще есть. В части дотаций она рекомендовала обратить внимание на то, что выравнивание городских округов должно производиться только по статье 138 БК РФ вместе с муниципальными районами. Также при выравнивании бюджетной обеспеченности муниципальных образований законом предусмотрена возможность учета в доходном потенциале отдельных неналоговых доходов — это административные штрафы, плата за негативное воздействие на окружающую среду и плата за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъекта РФ. «Мы еще не анализировали, насколько эту новеллу субъекты внедрили в практику, — сообщила Скляр. — Но этот вопрос стоит на особом контроле».
</p>
<p>
     Закон № 307‑ФЗ предоставил субъектам ряд новых возможностей, например снижать критерий выравнивания и размер дотации муниципалитетам, использовать особый порядок расчета уровня дотационности для преобразованных муниципальных образований. В бюджете региона на 2020 год должно быть распределено 100% дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципалитетов, а на 2021 и 2022 годы нераспределенный резерв не должен превышать 20% ежегодно.
</p>
<div class="comment">
    <p>
         Законом № 307‑ФЗ предусмотрена возможность учета в доходном потенциале муниципальных образований отдельных неналоговых доходов. Внедрение этой практики субъектами РФ на особом контроле у Минфина России
    </p>
</div>
<p>
     В части субсидий самая главная новация заключается в том, что в приложении к региональному закону о бюджете должен быть приведен перечень субсидий. «Муниципалитеты должны видеть все, что регион им передаст, — отметила Скляр. — Это повышает прозрачность, прогнозирование доходов местных бюджетов и дает четкий ориентир, как и на что им жить».
</p>
<p>
     Завершая вебинар, Н. С. Максимова, председатель Совета СФР, заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам, отметила, что 2019 год прошел под эгидой начала реализации нацпроектов. Не все задуманное удалось осуществить, но на федеральном уровне постарались учесть недостатки. Как результат, в бюджете на 2020 год и плановый период были распределены все субсидии, благодаря которым финансируются нацпроекты, значительно сокращены сроки для ФОИВ по опубликованию правил, механизмов и порядков использования этих субсидий, уменьшены сроки заключения соглашений с регионами по использованию данных субсидий и многое другое. «На реализацию нацпроектов в текущем году в федеральном бюджете предусмотрено 2 триллиона рублей, и задача региональных и муниципальных финансистов — проконтролировать, чтобы эти ресурсы были использованы эффективно», — подчеркнула Максимова.
</p>
<p>
     Озвучила она и другие моменты, которые в текущем году окажут влияние на работу финансистов. «Сейчас ожидается внесение изменений в закон о федеральном бюджете на <nobr>2020–2022</nobr> годы в части реализации послания Президента РФ — по социальным выплатам, увеличению материнского капитала и так далее. После внесения этих поправок вам, коллеги, предстоит поработать над внесением изменений в свои законы. Очень большая работа также предстоит над поправками в основы законодательства о местном самоуправлении», — предупредила Максимова. Она напомнила, что 31 января состоялся Госсовет, на котором была поставлена задача переработать основы МСУ, в том числе и в части финансирования. Рабочие группы созданы и в Правительстве РФ, и в законодательных органах — Госдуме и Федеральном собрании. К работе подключен Общероссийский конгресс муниципальных образований. «И нам с вами будет необходимо подключиться к этой работе. В частности, необходимо будет вернуться к вопросу соотношения полномочий и финансовых ресурсов МСУ», — резюмировала председатель СФР.
</p>
Поделиться