№ 6 июнь 2020 — 17 июня 2020

Испытание на прочность и профессионализм

Версия для печати 1613 Материалы по теме

3.jpg

Александр Николаевич ДОМБРОВСКИЙ, главный редактор журнала «Бюджет»

4.jpg

Андрей Аркадьевич ДАНЦ, заместитель мэра — директор Департамента финансов мэрии города Ярославля

5.jpg

Александр Сергеевич ЧУЛКОВ, директор Департамента финансов Администрации города Краснодара

Две беды

Если говорить о работе органов государственной и муниципальной власти в экстремальных условиях, то, безусловно, такой опыт у нас был и в военные годы, и в период восстановления разрушенного войной народного хозяйства, и в годы экономических и финансовых кризисов, которые в современном мире происходят периодически. Да и наша перестройка и многие реформы были похлеще кризисов.

Но сейчас мы впервые столкнулись с тем, что надо одновременно бороться с пандемией и экономическим кризисом, при этом обеспечивать индивидуальную и коллективную защиту от вируса, быстро реагировать на новые вызовы и пандемии, и кризиса, оперативно принимать управленческие и зачастую нестандартные решения. При этом отсутствие на рабочих местах многих сотрудников в связи с вынужденной массовой общей изоляцией и инфекцией, вызванной коронавирусом, только многократно усиливало и без того большую нагрузку на работающих служащих. К сожалению, готового лекарства как от коронавируса, так и от экономического кризиса еще нет.

Система в действии

Действия всех ветвей власти в борьбе с коронавирусом и кризисом были системными и включали одновременную работу по следующим направлениям:

  • перестройка системы управления и работы на всех уровнях власти и в отраслях народного хозяйства;
  • организация защиты населения, включая личную защиту, от распространения вируса;
  • профилактика массового распространения вируса;
  • организация лечения граждан, заразившихся коронавирусной инфекцией;
  • перестройка системы здравоохранения в связи с особенностями распространения и лечения болезни, вызванной коронавирусом;
  • разработка вакцины для лечения и предотвращения распространения коронавирусной инфекции, методологии лечения и реабилитации больных;
  • социальная защита населения;
  • защита и сохранение отраслей экономики;
  • выработка стратегических и тактических управленческих решений по выходу из пандемии и кризиса, восстановлению экономики и развитию ее новых направлений.

Социальная сфера

В условиях сложной эпидемиологической и экономической обстановки В. В. Путин предложил пакет мер по поддержке экономики и граждан. Эти меры стали самыми большими и по финансовому обеспечению, которое выделяется на их реализацию, и по охвату людей, для которых они предназначены.

Средства на эти цели уже доведены до регионов. Необходимо отметить, что данные меры стали продолжением масштабной поддержки семей, озвученной Президентом РФ в январе текущего года в Послании Федеральному собранию. Смысл всех принимаемых на высшем уровне мер заключается в том, чтобы создать в России стройную, масштабную и, главное, эффективно работающую систему поддержки семей, и в первую очередь тех, кто поднимает на ноги детей. С учетом принятых ранее решений помощь государства получат родители 27 миллионов российских детей.

Региональные решения

Все региональные и муниципальные органы власти оперативно организовали работу по реализации поручений Президента РФ и Правительства РФ по борьбе с Covid-19. Основные меры и направления защиты и поддержки граждан и экономики, которые были применены на региональном уровне:

  • организация защиты населения от распространения коронавирусной инфекции;
  • социальная поддержка и защита населения;
  • увеличение пособий по безработице;
  • введение денежных выплат семьям с детьми;
  • оказание помощи многодетным семьям, где на дистанционном обучении находится сразу несколько детей разного возраста (предоставление необходимой компьютерной техники и оказание практической помощи по ее настройке и организации дистанционного обучения);
  • дополнительные региональные меры поддержки семьям, в которых есть дети-инвалиды школьного возраста; с несовершеннолетними детьми, где родители потеряли работу после 1 марта; в которых родители работали неофициально или долгое время не работали;
  • создание региональных штабов по обеспечению бесперебойного функционирования региональных рынков продовольственных и непродовольственных товаров и средств гигиены;
  • определение перечней отраслей экономики, пострадавших в результате COVID-19;
  • ежедневный оперативный мониторинг средних розничных цен и товарных запасов;
  • введение отсрочки (в некоторых регионах — освобождение при вынужденном неиспользовании имущества) по платежам за аренду имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;
  • введение отсрочки (в некоторых регионах — освобождение) по налоговым платежам для субъектов МСП;
  • предоставление субъектам МСП грантов на разработку цифровых приложений в сферах дополнительного образования, интернет-торговли, онлайн-развлечений и т. п.;
  • субсидирование части затрат субъектам МСП во всех отраслях;
  • бесплатная рекламная кампания субъектам МСП в официальных региональных СМИ;
  • введение временного режима размещения государственных и муниципальных заказов преимущественно у предпринимателей, зарегистрированных в данном субъекте РФ;
  • обеспечение доступа для торговли в крупнейших интернет-магазинах предприятиям региона;
  • организация за счет региональных бюджетов бесплатных для предпринимателей вебинаров, форумов, отраслевых обсуждений, консультаций по сохранению бизнеса, переводу его на онлайн-формат, созданию и развитию новых направлений;
  • компенсация затрат за счет средств региональных бюджетов на приобретение диспенсеров для антисептических средств, оборудования для обеззараживания воздуха и поверхностей помещений, антисептических средств, а также работ по дезинфекции.

Во многих субъектах созданы отдельные оперативные штабы по поддержанию стабильности региональной экономики. Это позволяет обеспечить согласование интересов на всех уровнях системы публичной власти. Помогает привлечь к обсуждению управленческих решений большое количество участников, что дает возможность более глубоко проработать меры и повысить качество принимаемых решений.

6.jpg

На муниципальном уровне

На муниципальном уровне организованы следующие мероприятия:

  • организация городских оперативных штабов;
  • организация горячей линии для жителей города;
  • дезинфекция общественных пространств, дворов, общественного транспорта;
  • информационно-агитационная и социально-гигиеническая работа с гражданами, подготовка различных информационных материалов, пропаганда соблюдения самоизоляции, наблюдения за здоровьем;
  • работа с родителями по недопущению нахождения без сопровождения взрослых несовершеннолетних детей в общественных местах в период самоизоляции и карантинных мероприятий;
  • выдача взамен горячего питания продуктовых наборов детям из малоимущих семей, не посещающих образовательные учреждения;
  • развитие благотворительности со стороны предпринимателей, в том числе оказание финансовой и продовольственной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;
  • развитие волонтерского движения по помощи в покупке и доставке продуктов, лекарств и предметов первой необходимости пожилым людям и инвалидам, находящимся на самоизоляции;
  • оказание помощи медицинским учреждениям и медикам предпринимателями (финансовая помощь; предоставление продуктов питания, средств индивидуальной защиты и гигиены; приобретение оборудования и медикаментов; бесплатное предоставление транспорта, гостиниц для медицинских работников);
  • обеспечение режима самоизоляции;
  • организация безопасного передвижения граждан по городу;
  • работа по выявлению и учету прибывающих иногородних граждан, организация для них карантинных мер;
  • патрулирование улиц силами работников полиции, Росгвардии, органов муниципальной власти, представителей казачества;
  • организация производства средств индивидуальной защиты на предприятиях муниципального образования;
  • обеспечение средствами индивидуальной защиты и гигиены работников предприятий жизнеобеспечения;
  • организация мобильной торговли для малых и отдаленных населенных пунктов;
  • контроль за нанесением разметки в точках розничной торговли;
  • отсрочка платежей (в некоторых муниципальных образованиях — освобождение) за аренду муниципального имущества;
  • отсрочка платежей (в некоторых муниципальных образованиях — освобождение) по местным налогам;
  • поддержка дачников бесплатными семенами овощей, зелени и цветов;
  • непрерывный мониторинг функционирования промышленных предприятий с безостановочным циклом работы и жизнеобеспечения; создания запасов сырья, топлива, оборудования, материалов и комплектующих изделий; обеспечения устойчивых связей с предприятиями-поставщиками; занятости.

Уравнения со многими неизвестными

В условиях пандемии и кризиса финансистам всех уровней каждый день приходится решать множество задач с большим количеством переменных. Прежде всего надо быстро находить средства для новых расходов, рационально распределять и направлять ограниченные финансовые ресурсы на многочисленные первоочередные статьи расходов и при этом обеспечивать:

  • соблюдение действующего законодательства (Бюджетного кодекса, законодательства в сфере закупок товаров (работ, услуг), антимонопольного законодательства и др.);
  • контроль целевого использования бюджетных средств;
  • физическое поступление налоговых и неналоговых доходов в условиях резкого падения производства, торговли и оказания услуг.

Доходы

В силу различий в уровне экономического развития территорий бюджетная картинка в каждом регионе и муниципалитете своя. Но некоторые общие тенденции уже можно выделить.

Региональные бюджеты

Анализ поступления доходов в первый полный месяц изоляции — апрель — показал, что многие региональные бюджеты на тот момент еще не ощутили в полной мере влияния кризиса и некоторые регионы в целом выполнили план апреля по доходам. При этом имеется снижение по отдельным доходным источникам. Наибольшее отставание произошло по:

  • налогам по спецрежимам — на 30–40%;
  • налогу на прибыль — на 25–35%;
  • НДФЛ — на 15–20%;
  • налогу на имущество организаций — на 10–15%.

Муниципальные бюджеты

Практически все муниципальные образования исполнили план по доходам апреля на 50–70%. При этом уровень доходов апреля 2020 года к апрелю 2019 года составляет в среднем 60–65%. Наибольшее снижение произошло по следующим доходным источникам:

  • налогам по спецрежимам — на 40–50%;
  • арендным платежам за землю и имущество — на 35–45%;
  • НДФЛ — на 30–45%;
  • налогу на прибыль — на 30–40%;
  • земельному налогу — на 25–45%;
  • налогу на имущество организаций — на 10–15%.

По данным, полученным от муниципальных образований, в годовом измерении они могут потерять до 15% налоговых доходов. С учетом особенностей налогообложения основное снижение налоговых платежей, вызванное пандемией и кризисом, прогнозируется в мае — июне 2020 года. Снижение наполняемости бюджетов всех уровней будет обусловлено:

  • причинами, вызванными собственно экономическим кризисом;
  • мерами налоговой поддержки, принятыми на федеральном уровне;
  • мерами налоговой поддержки, принятыми на региональном (местном) уровне.

В настоящее время очевидно, что регионы и муниципалитеты не смогут собрать в запланированном объеме свои налоговые и неналоговые доходы. Экономика, которая их обеспечивает, сама нуждается в государственной поддержке.

7.jpg

Расходы

С началом пандемии и кризиса необходимо было быстро принимать много новых управленческих решений, которые должны быть обеспечены соответствующими финансовыми ресурсами. При этом необходимо было строго выполнять нормы действующего бюджетного законодательства. Поэтому первые расходы на борьбу с коронавирусом, защиту и поддержку граждан и отраслей экономики были произведены в пределах утвержденных в бюджетах назначений и за счет средств резервных фондов.

Однако по мере развития ситуации и принятия решений по мерам поддержки возникла необходимость корректировки доходной и расходной частей бюджетов. Практически все финансовые органы в конце апреля — мае подготовили изменения в действующие бюджеты и рассматривают предложения по приоритетности расходов для направления ресурсов на первоочередные меры по обеспечению устойчивого экономического развития и социальной стабильности.

Первоочередным источником корректировки расходов для муниципальных бюджетов является высвобождение средств, запланированных на проведение в 2020 году различных культурных, спортивных массовых мероприятий, форумов, фестивалей. Также источником оперативного финансирования стали муниципальные программы по благоустройству, развитию ЖКХ и общественного транспорта. Все регионы отменили запланированные закупки, не связанные с выполнением антикризисных мероприятий.

8.jpg

На финансовое обеспечение мероприятий по профилактике и устранению последствий распространения коронавирусной инфекции в региональных бюджетах запланированы дополнительные средства в объеме от 4 до 8% общего объема расходов бюджетов. В основном эти средства направлены:

  • по отрасли «Здравоохранение» — на оснащение (переоснащение) дополнительно создаваемого коечного фонда медицинских организаций, лекарственное обеспечение, выплаты стимулирующего характера, приобретение расходных материалов и дезинфицирующих средств;
  • по отрасли «Социальная сфера» — на осуществление ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет, выплату специальной федеральной доплаты за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам стационарных организаций социального обслуживания, оплату стоимости питания детей из малоимущих семей, обеспечение граждан средствами индивидуальной защиты, социальные выплаты безработным гражданам;
  • по отрасли «Сельское хозяйство» — на оказание неотложных мер поддержки сельхозтоваропроизводителей;
  • на увеличение финансирования мероприятий по предотвращению влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики;
  • на увеличение резервных фондов региональных бюджетов для финансового обеспечения непредвиденных мероприятий, в том числе связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции;
  • на увеличение бюджетных ассигнований на предоставление бюджетных кредитов муниципальным образованиям на покрытие временных кассовых разрывов для обеспечения стабильного исполнения первоочередных расходных обязательств местных бюджетов.

Финансовые органы многих регионов осуществляют мониторинг расходов, связанных с проведением мероприятий по профилактике и предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции. В этих целях в платежных поручениях для санкционирования оплаты соответствующих денежных обязательств проставляют аналитический признак «COVID-19».

9.jpg

Продолжение в следующем номере.

Поделиться