Версия для печати 1085 Материалы по теме
Каким будет бюджет нового года?

Главная задача финансового органа — сформировать сбалансированный бюджет и обеспечить его исполнение. Текущий год очень сложный. Еще более сложным будет год следующий. Из-за ситуации с пандемией в условиях выпадающих доходов на первый план выходит необходимость расставить приоритеты финансирования.

Ольга Николаевна МАКСИМОВА, начальник департамента финансов Окружной администрации города Якутска Республики Саха (Якутия)

При разработке бюджета на 2021 год мы сохраняем преемственность принципов его верстки. То есть мы по-прежнему намереваемся своевременно финансировать все социально значимые расходы, публичные обязательства, реализацию национальных и региональных проектов. По проекту бюджета общий объем собственных доходов в 2021 году составит 7,9 миллиарда рублей, расходов — 8,2 миллиарда рублей. По сравнению с бюджетом планового периода, который утверждался в 2019 году, доходная часть бюджета в 2021 году сократится на 250 миллионов рублей.

Если ранее мы формировали расходную часть бюджета с коэффициентом 1 к расходам текущего года, то сейчас вынуждены говорить о сокращении. И здесь нам придется продолжить взятый курс на экономию средств, сокращение расходов по всем направлениям, кроме социальных программ, которые будут исполняться в полном объеме. Мы делаем все возможное, чтобы сдержать показатели предельного дефицита с тем, чтобы не войти в рамки низкой долговой устойчивости, определенные новыми требованиями бюджетного законодательства.

О долговой устойчивости

С 2021 года заработают ограничения, предусмотренные Бюджетным кодексом по отношению к муниципальным образованиям, отнесенным к группам заемщиков со средней и низкой долговой устойчивостью. Низкая бюджетная обеспеченность приводит к необходимости привлекать кредиты коммерческих банков и, как следствие, к наращиванию муниципального долга. На сегодня уровень муниципального долга Якутска составляет 47,9% от собственных доходов бюджета. С учетом показателя платежей по погашению и обслуживанию муниципального долга город попал в группу со средней долговой устойчивостью.

Чем больше долг, тем выше его доля в объеме собственных доходов, соответственно, мы будем вынуждены вместо финансирования мероприятий, необходимых для решения проблем городского хозяйства, платить деньги банкам. Исходя из этого, работа по сокращению объема муниципального долга — одна из приоритетных в финансовой политике городского округа. В этом направлении мы будем вести целенаправленную поэтапную работу с использованием всех возможных инструментов. Это и рефинансирование коммерческих кредитов, и увеличение доли бюджетных кредитов в структуре долговых обязательств, и снижение объема предоставления муниципальных гарантий. Вместе с тем в условиях сокращения доходной части бюджетов, по нашему мнению, есть потребность в отсрочке применения или пересмотре предельных значений отдельных показателей для оценки долговой устойчивости муниципалитетов.

Несоответствие полномочий и финансового обеспечения

Важный фактор, негативно влияющий на финансовую обеспеченность муниципалитета, — это несоответствие наших постоянно растущих расходных обязательств по решению вопросов местного значения источникам доходов. Принятые за период 2016–2020 годов поправки в бюджетное и налоговое законодательство увеличили расходные обязательства городского бюджета суммарно более чем на 7 миллиардов рублей. На фоне снижения закрепленных доходных источников на 800 миллионов рублей это привело к значительному росту бюджетной нагрузки: с 814 миллионов рублей в 2018 году до 2,5 миллиарда рублей в 2021 году.

Якутск — административный центр региона с суровыми климатическими условиями. Город постоянно развивается. Здесь строятся новые объекты — школы, детские сады, скверы, дороги, которые необходимо содержать. Для этого муниципалитету необходимы немалые средства, но, к сожалению, доходы бюджета не увеличиваются пропорционально растущим расходам, а скорее наоборот. Чтобы как-то справляться с растущими задачами, помимо бюджета текущих расходов просто жизненно необходим бюджет развития в объеме минимум 10–15% бюджета.

Кроме того, серьезной проблемой для нас является непроработанность механизма правового регулирования исполнения делегированных полномочий. Есть переданные на местный уровень государственные полномочия, объем финансового обеспечения которых не в полной мере отвечает их реальной стоимости. При этом не учитывается и специфика реализации услуг по их видам. К примеру, не так давно поменялось федеральное законодательство в сфере обращения с животными без владельцев и в условиях недостаточной сбалансированности бюджета муниципалитету сложно должным образом исполнять эти переданные государственные полномочия.

Все это существенно увеличивает дисбаланс местного бюджета. Мы принимаем дополнительные меры по сокращению расходов, что в условиях проведенных за последние три года масштабных секвестирований расходов бюджета города приводит к прекращению финансирования ряда полномочий органа местного самоуправления либо их недофинансированию.

О субсидиях

Якутск как столица региона должна финансироваться на достойном уровне. С 2011 года действует региональный закон о статусе столицы Республики Саха (Якутия), в соответствии с которым ежегодно из регионального бюджета выделяются субсидии на выполнение шести полномочий, имеющих наибольшую финансовую нагрузку для бюджета города. Размер субсидии определяется на основании разработанной методики и составляет не менее 5% от общего объема налоговых доходов, то есть ее размер ежегодно варьируется в зависимости от исполнения бюджета муниципалитета.

В 2020 году сумма субсидии составила 358 миллионов рублей, прогноз на 2021 год — 376,5 миллиона рублей. Основные направления субсидирования: организация водоотведения; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения; создание условий для предоставления транспортных услуг населению; организация сбора, вывоза и утилизации бытовых и промышленных отходов; организация благоустройства и озеленения территории; организация освещения улиц. Эта большая поддержка для нашего муниципалитета, однако сегодня мы вынуждены ставить вопрос о расширении направлений субсидирования и пересмотре методики расчета субсидии. Дополнительные средства требуются в связи с тем, что 2021–2023 годы объявлены трехлетием благоустройства в городском округе и муниципалитет должен подготовиться к проведению в 2022 году на своей территории республиканских мероприятий, приуроченных к 100-летию образования Якутской АССР.

Поздравляем с юбилеем!

Журнал «Бюджет» поздравляет коллекив департамента финансов Окружной администрации города Якутска со 100-летием образования финансового органа!

Специалисту в финансовой сфере прежде всего необходимы сис—темность и высокая квалификация, не менее важны широкий кругозор, железная логика и интуиция, а также, как отметила О. Н. Максимова, творчество и находчивость, чтобы оценить множество возможных вариантов и выбрать верный. У финансис—тов Якутска присутствуют все эти качества, о чем свидетельствует эффективность работы коллектива. Мы желаем всем сотрудникам департамента финансов столицы Республики Саха (Якутия) крепкого здоровья, удачи и обязательно отдачи от их непростой, особено в нынешних условиях, работы!

Необходимо менять структуру бюджета

Работа по формированию бюджета на предстоящую трехлетку идет трудно, к каждому решению подходим аккуратно и обдуманно. По опыту знаю: в нашей работе нужно проявлять еще и творчество, и находчивость, чтобы при ограниченных ресурсах вписать в бюджет все обязательные расходы.

Сегодня в условиях высокой неопределенности и непредсказуемости развития ситуации в экономике вопросы эффективности использования имеющихся средств и определения приоритетов становятся все более острыми. И мы готовы усиленно работать в этом направлении. Но одних наших усилий и самостоятельно принимаемых мер недостаточно, поскольку существующая бюджетная модель уже не в полной мере отвечает новым вызовам и реалиям. Необходимо менять стратегию в целом, а вслед за ней и структуру городского бюджета. Поэтому мы обратились в региональное правительство с комплексом предложений, направленных на обеспечение финансовой устойчивости бюджета городского округа. Считаем, что только совместными усилиями всех уровней власти возможно обеспечить принятие конструктивных решений.

20.jpg

Поделиться