Москва — очень автомобильный город. Машин с каждым годом становится все больше, впрочем, как и в других городах мира. Для решения транспортных проблем мы постоянно анализируем лучшие мировые практики. Комплекс всех мер, связанный с развитием городского транспорта, парковочного пространства, внедрение интеллектуальной транспортной системы позволяют сохранить в городе стабильную дорожную ситуацию.
Дмитрий Алексеевич ГОРШКОВ, заместитель руководителя Центра организации дорожного движения
города Москвы
Безопасность дорожного движения является одной из наших приоритетных задач. Москва ведет работу по снижению аварийности с 2010 года и за восемь лет стала самым безопасным городом России. Уровень смертности в ДТП в столице сейчас соответствует показателям Германии и Швеции. Количество пострадавших в ДТП с 2010 года снизилось на 42%.
Сегодня Центр организации дорожного движения Москвы — мощнейший вычислительный центр. Здесь мы имеем возможность прогнозировать дорожную ситуацию, регулировать транспортные потоки, мониторить особо важные объекты дорожной инфраструктуры. Сейчас мы оперируем системой, которая контролирует в онлайн-режиме 40 тысяч светофоров, около трех тысяч обычных камер наблюдения, более 2,9 тысячи камер фотовидеофиксации нарушений ПДД, 180 дорожных табло. Работоспособность всех этих систем поддерживается каждый день на уровне 99%. Дежурная смена ЦОДД круглосуточно отслеживает транспортные потоки и определяет места нетипичного скопления транспорта, помогает улучшить движение города в целом и реагирует на любые нештатные ситуации. Несколько лет назад подобные результаты и признание международных экспертов казались нам невозможными.
Сегодня мы ставим перед собой цели, связанные с дальнейшим повышением безопасности участников дорожного движения и увеличением пропускной способности дорог. Мы изучаем опыт иностранных коллег, ищем новаторские решения, постоянно развиваем интеллектуальную транспортную систему (ИТС) города. Подбираем кадры, способные вывести на более высокий уровень организацию безопасного и комфортного дорожного движения всех его участников при помощи внедрения инновационных технологий и новых управленческих решений.
Мы активно следим за появлением новых ИТ-решений, внедряя их в транспортную жизнь города. Сегодня это умные перекрестки, которые позволяют городскому и личному транспорту быстрее их проезжать, а пешеходам меньше времени ждать на переходах. За счет чего достигается этот эффект? На подступах к умному перекрестку в асфальтовое полотно монтируют датчики (по-умному — индуктивные петлевые детекторы), которые взаимодействуют со светофорами. Датчик устанавливается на глубину 15 сантиметров, что позволяет избежать порчи оборудования при смене асфальта. Детектор фиксирует приближение, например, трамвая, включает зеленый пешеходам, отсчитывая заложенное время на высадку-посадку, и затем переключает зеленый для разрешения проезда.
Да, система рассчитана на то, чтобы дать приоритет автобусам, трамваям, электробусам. Однако выигрывают не только пассажиры общественного транспорта. При совместной работе датчиков и светофоров увеличивается пропускная способность перекрестка в целом, поэтому автомобилисты и пешеходы тоже экономят время.
В Москве умные перекрестки впервые появились год назад. По эффектам можно сказать следующее: в среднем городской и личный транспорт проезжает перекрестки на