Внедрение современных цифровых технологий, электронного документооборота позволило сформировать в Самаре одну из лучших практик в сфере управления общественными финансами. Подробнее об этом рассказала глава городского округа Самары Елена Владимировна ЛАПУШКИНА.
— Городской округ Самара на конкурсе «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» отмечен в специальной номинации «За выдающиеся успехи в цифровизации общественных финансов». Елена Владимировна, какие новации позволили вам добиться теперь уже признанных успехов?
— Развитие и процветание городского округа Самара, его повседневная жизнь требуют качественного управления общественными финансами. Чтобы обеспечивать своевременное и прозрачное финансирование городских проектов, необходима координация всех ответственных ведомств и служб — от отраслевых департаментов до получателей бюджетных средств. Благодаря переходу на цифровой формат нам удалось создать единое пространство для всех участников бюджетного и закупочного процессов. Сегодня в цифровом виде заключаются контракты, планируется и исполняется городской бюджет, заключаются соглашения в рамках национальных проектов. Налажена эффективная система контроля закупок и управления экономией по результатам торгов. Все сэкономленные средства направляются на решение приоритетных задач города, что особенно важно в непростой период, связанный с пандемией.
Ну и, конечно же, отдельного внимания заслуживает подготовка и утверждение решения о бюджете города. От качества бюджетного планирования зависит, как будут развиваться образование, здравоохранение, городская инфраструктура и другие направления в Самаре. Все эти процессы требуют, с одной стороны, полной отдачи и ответственности всех городских служб и учреждений, с другой — обеспечения контроля и прозрачности. Применение современных технологий, электронного документооборота и цифровизации процессов позволяет нам решать эти задачи и формировать в Самаре интересную практику в сфере управления общественными финансами.
— Будет ли распространяться наработанный опыт цифровизации процессов в финансовой сфере на другие отрасли, например на систему социальной защиты населения, ЖКХ? Пандемия наглядно показала, как автоматизация и цифровизация помогли пережить период ограничительных мер, оказать социальную поддержку населению...
— Наши «цифровые» решения мы стараемся развивать, что называется, комплексно, охватывая различные сферы городского хозяйства. Кроме финансовой деятельности, конечно, у нас есть наработки и в иных отраслях. Например, система общественного транспорта. Самара — город-миллионник, в связи с этим обстановка на дорогах для нас очень важна. Оснащение всего городского общественного транспорта оборудованием спутниковой навигации ГЛОНАСС позволило создать и развить сервис транспортного оператора. Сведения о местонахождении транспорта попадают в различные информационные системы, в том числе мобильные, что позволяет осуществлять контроль за работой городских маршрутов. Этот сервис активно используют жители и гости города.
С 2019 года разрабатываем региональный проект создания и внедрения элементов интеллектуальной транспортной системы (ИТС) Самарской области, предусматривающий автоматизацию процессов управления дорожным движением в Самарско-Тольяттинской агломерации. Данный сервис, в частности, позволит обеспечить регулирование приоритетности проезда перекрестков.
Для повышения удобства использования общественного транспорта продолжаем внедрять новые способы оплаты проезда. С 2019 года обеспечили возможность оплаты проезда бесконтактными банковскими картами или иными устройствами с функцией бесконтактной оплаты. Вообще электронные транспортные карты для различных категорий пассажиров в нашем городе используются уже более десяти лет. Также продолжаем оснащать городской транспорт валидаторами для самостоятельной оплаты проезда.
Стоит понимать, что часть проектов реализуется совместно с профильными региональными министерствами. Например, в сфере образования была разработана и внедрена автоматизированная система управления ресурсами образовательной системы (АСУ РСО). Она позволила объединить школы Самарской области и управляющие органы региональной сферы образования в общее информационное пространство. При широком использовании возможностей АСУ РСО, официальных сайтов образовательных учреждений в сети интернет, аккаунтов в социальных сетях и прочих ресурсов была создана единая региональная модель дистанционного обучения. Благодаря этому в период ограничительных мер, связанных с пандемией, организованы онлайн-занятия для школьников, своевременный обмен информацией между школой, учениками и их родителями.
Если взять отрасль ЖКХ, то в настоящее время ведутся работы по оснащению многоквартирных домов автоматизированными системами учета потребления тепловой энергии, горячей воды на общедомовых приборах учета, обеспечивающими снятие и дистанционную передачу показаний температуры теплоносителя, давления, объема потребления. Технологии, которые мы сегодня внедряем в городской сфере ЖКХ, помогут снизить эксплуатационные расходы, оперативно реагировать на аварийные ситуации, а также осуществлять мониторинг состояния объектов инфраструктуры ЖКХ. Подчеркну, что многие из перечисленных мероприятий реализуются в рамках федерального проекта цифровизации городского хозяйства «Умный город», в котором Самара участвует как пилотная площадка.
— Проект «Умный город» как раз осуществляется в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и национального проекта «Жилье и городская среда». Еще какие-то мероприятия город реализует в рамках госпрограммы, посвященной цифровой экономике?
— В рамках своих полномочий Самара участвует в реализации таких региональных проектов национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», как «Информационная инфраструктура», «Информационная безопасность», «Кадры для цифровой экономики», «Цифровое государственное управление». Так, на базе Центра развития образования городского округа организован проектный офис новых образовательных практик «Самара. Цифра.ру». Проектный офис представляет собой высокотехнологичную сетевую площадку для повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников дошкольного, общего и дополнительного образования по вопросам использования цифровых технологий.
Важным шагом к цифровой трансформации государственного и муниципального управления является перевод государственных и муниципальных услуг в цифровой формат. Данная работа в городе ведется по двум направлениям: комплексное решение жизненных ситуаций граждан и бизнеса, создание так называемых суперсервисов и цифровая трансформация приоритетных государственных и муниципальных услуг — создание моносервисов. Также важно отметить последовательную работу федеральных органов исполнительной власти по формированию новых трендов в предоставлении государственных и муниципальных услуг для бизнеса и населения. Городской округ Самара активно участвует в этой работе.
— Какие дальнейшие перспективы вы связываете с цифровизацией?
— На наш взгляд, цифровизация, а точнее — цифровая трансформация деятельности органов местного самоуправления должна двигаться в сторону качественного изменения принципов оказания жителям государственных и муниципальных услуг. А именно создание как можно большего количества различных цифровых сервисов, которые будут обеспечивать предоставление услуг в электронном формате без личного посещения гражданами органа местного самоуправления, его подведомственных организаций. Это касается и создания сервисов, позволяющих жителям дистанционно выразить свое мнение по различным вопросам жизни города. Пандемия коронавируса показала нам не только правильность такого подхода, но и то, что реализовывать планы по цифровой трансформации необходимо ускоренными темпами, используя для этого все возможности.
Подготовила О. В. ИЗУТОВА