№ 1 январь 2021 — 12 января 2021

На пути к цифровой зрелости

Версия для печати 1176 Материалы по теме
На пути к цифровой зрелости

О том, какое влияние цифровая трансформация оказывает на финансовую систему страны, что делать регионам, чтобы не отстать от технического прогресса, о рисках и ключевых направлениях дальнейшей работы в сфере цифровизации финансового сектора рассказал заместитель председателя Совета Федерации
Николай Андреевич ЖУРАВЛЕВ[1].

— Николай Андреевич, какое влияние внедрение цифровых технологий оказывает на финансовый сектор? Насколько стремительно он меняется в современных условиях?

— Цифровая трансформация в финансовом секторе началась задолго до пандемии коронавируса, однако резкий переход страны в режим самоизоляции ускорил преобразования. На мой взгляд, финансовый сектор стоит на передовой цифровой трансформации и успешно справляется с вызовами, становится более гибким и отвечающим потребностям экономики.

Финансовые институты активно внедряют современные технологии, такие как: блокчейн, big data, искусственный интеллект, развивают экосистемы. Это не только снижает издержки сектора, но и ускоряет принятие решений, расширяет ассортимент предоставляемых услуг и делает более доступными, удобными и персонализированными сервисы для граждан.

Внедрение цифровых технологий позволяет участникам финансового рынка оставаться конкурентоспособными, не отставая от глобальных тенденций. На наших глазах происходит глубокая трансформация традиционных бизнес-моделей, их адаптация под вызовы современного мира. На сегодняшний день финтех в России — это динамично развивающийся сегмент на стыке секторов финансовых услуг и технологий, где участники применяют инновационные подходы уже практически без исключения ко всем продуктам и услугам.

Большая часть финансовых организаций уже используют последние передовые технологии. При этом цифровая трансформация является затратным процессом, и важно, чтобы это не стало причиной отставания региональных финансовых организаций, чьи возможности в гонке технологических изменений ограниченны.

— Какой выход из ситуации вы видите?

— Выходом может стать сотрудничество небольших финансовых организаций с молодыми финтех-стартапами. Это, в свою очередь, причем уже в обозримой перспективе, позволит как снижать операционные издержки, расходы на содержание персонала, так и сокращать риски неплатежей и мошенничества, усиливать автоматизацию процессов и процедур.

Большую работу по внедрению современных цифровых финансовых технологий ведет Банк России. Запущена в работу Система быстрых платежей (СБП), предоставляющая возможность физическим лицам осуществлять мгновенные переводы в круглосуточном режиме по номеру мобильного телефона независимо от того, в каких банках — участниках СБП открыты счета плательщика и получателя средств. Функционирует финансовый маркетплейс ЦБ, который, с одной стороны, призван обеспечить равный доступ пользователей услуг к финансовому рынку, с другой — способствовать развитию конкурентной среды и оптимизации финансовых сервисов.

Высокая активность кредитных организаций в цифровом направлении позволяет нам выйти на качественно новый уровень. При этом нельзя забывать, что цифровые изменения несут в себе и новые риски и угрозы, для устранения которых необходимо приводить в соответствие нормативно-правовую базу по регулированию финансовых технологий, обеспечивать кибербезопасность и сохранность персональных данных. Это один из ключевых аспектов текущей и дальнейшей работы в этой сфере.

— В рамках разработки общенационального плана действий по восстановлению российской экономики Совет Федерации уделяет особое внимание финансовому сектору. Вошли ли в документ предложения, связанные с цифровой трансформацией финансово-экономических процессов? Если да, то какие?

— Президент неоднократно подчеркивал, что главная задача сейчас — поддержка граждан и бизнеса. Именно на решение этих задач нацелен общенациональный план действий. Одним из основных условий достижения целей плана является подъем деловой активности и запуск инвестиционного цикла. Финансовые организации должны в том числе стать одним из ключевых элементов этого процесса.

Принципиально важным является использование передовых цифровых технологий для создания новейших инвестиционных инструментов, для чего потребуется качественная правовая база. Мы принимаем самое активное участие в подготовке изменений законодательной базы для дальнейшей цифровизации финансовой среды. Уже разработаны документы, позволяющие получать финансовые услуги дистанционно, приняты законы о цифровых финансовых активах, маркетплейсе, краудфандинге. Это все сделает предложения и сервисы на финансовом рынке доступными для максимального количества граждан.

— Совет Федерации на различных этапах участвовал в подготовке компонентов общенационального плана, в том числе связанных с финансовой системой, цифровой трансформацией экономики, проектным финансированием, развитием ипотеки, расширением доступности финансирования для реального сектора, а также, что очень важно, с повышением защиты потребителей финансовых услуг. Какие предложения вы вносили?

20.jpg

— Среди наших предложений, например, мероприятия по законодательному закреплению дистанционных форм занятости, обучения, получения услуг на основе цифрового профиля гражданина, развитию рынка длинных денег, стимулированию субъектов Федерации на применение инвестиционного налогового вычета. Также мы выдвигали предложения по оптимизации закупочных процедур, субсидированию процентных ставок по кредитам, инструменты поддержки отраслей промышленности и ряд других, которые прошли апробацию в условиях оперативного реагирования на вызовы пандемии и рецессию мировой экономики. Реализация представленных предложений станет важным элементом, способствующим выходу на запланированные ориентиры экономического роста.

Нам предстоит кропотливая работа, чтобы полностью нивелировать отрицательные воздействия кризиса, вызванного распространением коронавирусной инфекции, и обеспечить выход на траекторию планомерного роста экономических показателей.

— Цифровая трансформация в указе Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» определена одной из приоритетных целей. Какие из задач по ее реализации вы считаете первостепенными? Чему на сегодняшний день необходимо уделять особое внимание?

— Пандемия коронавируса показала, что цифровая трансформация критически важна как для развития страны, так и для поддержания ее конкурентоспособности. Коронакризис подчеркнул необходимость быстро реагировать на запросы общества в условиях резко меняющейся среды. Слаженные оперативные действия парламента, правительства и ЦБ в соответствии с решениями Президента России позволили успешно пройти острую фазу кризиса.

Что касается первостепенных задач в сфере цифровой трансформации, то перечень возглавляют — дальнейшее совершенствование системы государственного управления, оперативная поддержка инициатив бизнеса по развитию современных финансовых технологий, цифровых финансовых активов. Сюда же необходимо отнести предоставление льгот компаниям, которые стоят на передовой цифровой трансформации, включая стартапы сферы ИТ, поощрение инноваций и создание условий для развития предпринимательства.

— Цифровые изменения экономики и государственного управления России, несомненно, сложный для страны вызов. Вы согласны, что в первую очередь он требует привлечения профессиональных кадров для высокотехнологичных решений и управления большими данными?

— Безусловно. И тем актуальнее видится задача в доработке нормативных документов, определяющих кадровую политику в системе государственного управления, вводящих требования в части цифровых компетенций. Особенно это актуально при формировании структурных подразделений, призванных создавать цифровые продукты, сервисы, услуги. Иными словами, именно тех команд, которым предстоит быть в авангарде и отвечать на текущие и будущие вызовы цифровизации.

Цифровая зрелость государственного управления — это выстроенная эффективная система, которая с помощью цифровых технологий позволяет оперативно удовлетворять меняющиеся потребности общества

— В рамках национальной цели «Цифровая трансформация» достижение цифровой зрелости государственного управления является одним из ожидаемых результатов. Что для вас цифровая зрелость? Какие меры позволят наиболее эффективно ее обеспечить?

21.jpg

— В условиях быстро меняющейся среды на систему государственного управления ложится особая ответственность. Мы должны быть готовыми оперативно трансформироваться, чтобы отвечать на вызовы современности и потребности граждан в меняющихся условиях. Использование современных технологий повышает эффективность деятельности системы государственного управления и качества принимаемых решений.

Хорошим примером могут стать успехи дальнейшего применения механизма регуляторной гильотины, ускорение принятия вслед за принятыми законами нормативных правовых актов Правительства РФ — процесс был быстро налажен аппаратом Правительства РФ. Цифровая зрелость государственного управления — это выстроенная эффективная система, которая с помощью современных цифровых технологий позволяет оперативно удовлетворять меняющиеся потребности общества. Она включает подготовку кадров и развитие цифровых компетенций, формирование цифровой культуры управления, выстраивание организационной структуры, внедрение современных ИТ-систем, эффективное использование данных для принятия управленческих решений. Цифровая зрелость — это постепенный процесс, который выстраивается годами. В результате достигается совершенствование процесса предоставления гражданам и организациям государственных услуг, обеспечивается гибкость, эффективность и результативность оказания услуг. Также за счет использования современных цифровых возможностей происходит сокращение затрат и рисков.

Несомненно, цифровизация уже давно является мировым трендом. С развитием цифровых технологий связывают возможности достижения ключевых целей социально-экономического развития нашей страны. Для их реализации принципиальное значение имеет разумная цифровизация системы государственного управления, что в свою очередь даст возможности использования цифровых технологий для большей нацеленности госуправления на результат. Конечно, цифровизация не должна быть самоцелью. Стоит расставлять акценты в дальнейшей работе таким образом, чтобы применение цифровых технологий приводило к росту качества деятельности государственных структур, значимому как для граждан, так и для бизнеса.

Цифровая трансформация не сводится только к изменениям, направленным на предоставление госуслуг населению. Цифровые возможности должны использоваться в нормотворчестве, администрировании доходов, управлении государственным имуществом, контрольно-надзорной деятельности, а также для целей планирования, мониторинга и оценки результатов деятельности органов государственной власти. Цифровизация должна стать фундаментом дальнейшего движения государства в сторону принципа управления по результатам.

— В рамках заседания коллегии Федеральной службы по финансовому мониторингу вы отметили необходимость развития межведомственного взаимодействия. В какой степени цифровые сервисы позволяют повысить его эффективность? Что, на ваш взгляд, окажет положительное влияние на выстраивание коммуникаций между ведомствами при решении смежных государственных задач?

— Цифровые сервисы позволяют адаптироваться к более гибким моделям работы и значительно повышают производительность труда. Они позволяют снизить объем рутины и высвободить время и ресурсы для более продуктивной творческой деятельности. Положительное влияние на выстраивание коммуникаций между ведомствами при решении смежных государственных задач окажет создание межведомственных платформ, упрощение процессов взаимодействия и приобретение компетенций, необходимых для достижения результатов.

22.jpg

Полноценная работа органов власти в современных реалиях государственного управления уже немыслима без отлаженных и активно развивающихся механизмов межведомственного электронного взаимодействия. Внедрение электронных систем в работу органов власти можно назвать одним из самых крупных интеграционных проектов. Амбициозная задача, несомненно, оказалась результативной, сами ведомства, их информационные системы все теснее взаимодействуют между собой. Ярким примером тому может послужить получение выплат семьями с детьми, оформление больничных листов и пособий по безработице при помощи онлайн-сервисов, что стало возможным в достаточно сжатые сроки в период эпидемии коронавирусной инфекции.



[1] Материал подготовлен для журнала «Бюджет.Спецвыпуск».


Поделиться