№ 1 январь 2021 — 12 января 2021

Для повышения качества жизни

Версия для печати 1100 Материалы по теме
Для повышения качества жизни

Географическое расположение Красноярского края и значительная его протяженность с севера на юг в известной степени влияют на жизнь населения и подходы к формированию регионального бюджета. Но и в таких непростых условиях необходимо, с одной стороны, постепенно и планомерно повышать эффективность бюджетных расходов, а с другой — в полном объеме оказывать услуги населению. При этом, конечно, качество гарантируемых государством услуг не должно зависеть от места и способа их получения гражданином. Начиная с 2021 года одним из эффективных механизмов решения этих задач станет реализация на территории края Федерального закона «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».

Владимир Викторович БАХАРЬ, заместитель председателя Правительства Красноярского края — министр финансов

Напомним, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 7 октября 2020 года № 2579-р Красноярский край вошел в число 16 регионов, которые в экспериментальном порядке апробируют реализацию Федерального закона № 189‑ФЗ. Однако работа по внедрению на территории региона механизмов социального заказа началась задолго до его законодательного закрепления. В ноябре 2019 года в ходе Гражданского форума между правительством края и Министерством финансов РФ было заключено соглашение, предусматривающее участие региона в эксперименте по реализации тогда еще проекта федерального закона о социальном заказе. Подписание соглашения стало результатом длительной совместной работы. Так, на протяжении нескольких лет представители региона входили в состав межведомственной рабочей группы при Минфине России, которая разрабатывала проект закона о социальном заказе.

Подготовка

После заключения соглашения в крае началась активная работа по подготовке к применению новых форм организации оказания государственных услуг в социальной сфере. Прежде всего на региональном уровне была создана рабочая группа по вопросам пилотной апробации механизмов формирования государственного социального заказа. В ее состав вошли представители краевых органов исполнительной власти в сфере социальной и молодежной политики, образования и реализации программ общественного развития, а также департамента социального развития Администрации города Красноярска. Обязанность по координации работы в данном направлении была возложена на Министерство финансов края.

На начальном этапе был определен перечень услуг, оказание которых будет организовано с использованием новых механизмов, составлена дорожная карта и начата разъяснительная работа среди сотрудников органов исполнительной власти и местного самоуправления. Во второй половине 2020 года Красноярский край согласовал перечень пилотных услуг с Минфином России. В их число вошло социальное обслуживание на дому и содействие занятости населения (в части обучения женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а также незанятых граждан-пенсионеров, которые стремятся возобновить трудовую деятельность).

На этих услугах мы предполагаем отработать механизм социальных сертификатов, который предоставит гражданину право самостоятельно выбирать организацию — исполнителя услуг из соответствующего реестра. Форма собственности организации при этом иметь значения не будет. По нашим ожиданиям, в частности, сертификатами на получение социальных услуг на дому смогут воспользоваться около трех тысяч жителей региона. В краевом бюджете на 2021–2023 годы на эти цели предусмотрено около 185 миллионов рублей ежегодно. Что касается регионального реестра поставщиков социальных услуг, то в настоящее время в него включено 177 организаций, 33 из них — негосударственные. Государственная политика в крае ориентирована на оказание содействия всем организациям, желающим войти в указанный реестр. И количество вошедших в него негосу­дарственных организаций ежегодно увеличивается.

НКО готовы участвовать в эксперименте

Следует отметить, что на сегодняшний момент регион имеет большой опыт работы с некоммерческими организациями. Начиная с 2017 года мы привлекаем социально ориентированные некоммерческие организации к предоставлению услуг в форме стационарного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. На аутсорсинг передаем услуги по реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Социально ориентированные некоммерческие организации участвуют в обучении граждан, готовых взять в свою семью ребенка-сироту, устройстве краевых летних школ для интеллектуально одаренных детей и многих других мероприятиях. При этом представители некоммерческих организаций выражают готовность расширять перечень предоставляемых социальных услуг и принимать активное участие в апробации новых методов и форм работы.

Таким образом, реализация на территории края федерального закона о социальном заказе, с одной стороны, направлена на выполнение поручения Президента РФ о расширении практики привлечения к исполнению социальных услуг не только государственных структур, но и некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в социальной сфере. С другой стороны, эта работа способствует созданию конкурентной среды на рынке государственных услуг в социальной сфере и, как следствие, повышению качества и доступности оказываемых услуг для граждан, а также снижению их стоимости.

Нормативно-правовая база

Безусловно, для успешной реализации пилотного проекта необходимо наличие региональной правовой базы, и край приступил к ее формированию. Прежде всего это потребовало внесения изменений в Закон «Об организации социального обслуживания граждан в Красноярском крае». Поправки закрепляют полномочия правительства края на правовое регулирование вопросов, касающихся реализации федерального закона о социальном заказе.

Также в числе первоочередных до­кументов — правовой акт правительства края об организации оказания государственных услуг в социальной сфере. Его разработка идет с учетом общих требований, определенных Правительством РФ. Среди основных вопросов, подлежащих урегулированию на краевом уровне в соответствии с федеральными требованиями, — утверждение плана по апробации механизмов организации оказания государственных услуг в социальной сфере. В этом документе должны быть зафиксированы основные этапы: проведение организационно-подготовительных мероприятий, подготовка необходимых нормативных правовых актов, информационно-коммуникационная поддержка исполнителей и потребителей услуг, проведение социологических исследований, отбор исполнителей услуг, а также оценка результатов пилотной апробации. Кроме того, необходим правовой акт регионального правительства, который будет определять порядок формирования государственных социальных заказов на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Красноярского края.

Проблемы

В совокупности все указанные изменения законодательства позволят реализовать идею социального заказа на территории Красноярского края. Однако это «технический» этап, в то время как в 2021-м и последующих годах предстоит большая работа, связанная непосредственно с реализацией нового механизма. И здесь мы видим ряд проблем.

Во-первых, недостаточно развит рынок социальных услуг. В октябре 2020 года органы государственной власти края совместно с исследовательским центром «Грани» при информационной поддержке Минфина России и Научно-исследовательского финансового института Минфина России организовали работу по проведению социологического исследования рынка услуг. В ходе анализа рассматривалась его зрелость, в частности, наличие конкуренции. Для проведения исследований были определены муниципальные образования края. Исследовательская группа в течение двух недель интервьюировала государственных и муниципальных служащих, работников учреждений, проводила анкетирование негосударственных поставщиков услуг и фокус-группы получателей услуг. Результаты исследований находятся в стадии оформления. Однако уже сейчас можно сказать, что оказание социальных услуг в северных, труднодоступных, отдаленных и малых населенных пунктах с участием социально ориентированных некоммерческих организаций — это вопрос будущих периодов. Охват такими организациями территории края пока недостаточен.

38.jpg

Вторая проблема связана с информатизацией процесса оказания государственных услуг в социальной сфере. Социальный сертификат согласно требованиям федерального закона о социальном заказе предоставляется в электронной форме. Это предполагает не только наличие у потребителя услуг доступа к интернету, но и наличие открытой необходимой информации на сайтах органов государственной власти, адаптацию государственных информационных систем к новым процессам. Пока все эти условия не соблюдены. И если решение первой проблемы зависит от развития рынка негосударственных социальных услуг и может быть достаточно длительным, то решение второй — это вопрос ближайшего времени.

Оценивая масштабы запланированной реформы системы оказания государственных услуг в социальной сфере, мы видим, что на ее проведение потребуется нескольких лет. Однако успешное выполнение поставленных задач, безусловно, даст определенные плюсы поставщикам, участвующим в конкурентных отборах для оказания государственных услуг, и, что самое главное, повысит качество жизни людей.

Поделиться