№ 1 январь 2021 — 12 января 2021

Россия и Узбекистан расширяют образовательные контакты

Версия для печати 1357 Материалы по теме

В декабре 2020 года состоялся международный круглый стол «Сотрудничество России и Узбекистана в области образования». Его организаторами выступили проектный офис «Центр содействия сотрудничеству России и Узбекистана» и издательский дом «Бюджет». Прошедшее в онлайн-формате мероприятие собрало ректоров и руководящих работников ведущих вузов двух стран, а также директоров филиалов российских вузов в Узбекистане. Кроме того, в круглом столе принял участие глава представительства Россотрудничества в Узбекистане.

64.jpg

Открывая мероприятие, руководитель проектного офиса «Центр содействия сотрудничеству России и Узбекистана» В. Д. Дзгоев рассказал о задачах новой структуры. Он подчеркнул, что проектный офис создан в целях поддержки усилий властей, общественности и предпринимателей двух стран по укреплению экономических, образовательных и гуманитарных связей. Одно из важнейших направлений работы центра — содействие расширению контактов России и Узбекистана в сфере высшего образования. «Начало этому процессу положил масштабный Российско-узбекский образовательный форум, состоявшийся в 2018 году по инициативе президентов России и Узбекистана при участии более 80 ректоров вузов обеих стран», — отметил спикер.

65.jpg

По словам модератора круглого стола В. Л. Квинта, заведующего кафедрой экономической и финансовой стратегии Московской школы экономики МГУ им. М. В. Ломоносова, научного руководителя проектного офиса, сейчас наступает наиболее благотворное время для развития как самого Узбекистана, так и его международных экономических связей. «Со времени вступления на пост президента Узбекистана Ш. М. Мирзиёева республика широко открыла двери для экономического сотрудничества. Глава государства создает все предпосылки, чтобы поднялся уровень не только демократии, но и экономической свободы, чтобы люди могли проявлять свою экономическую активность. Важно, что между нашими странами существуют великолепные экономические и политические отношения. Данный круглый стол исключительно полезен для подпитки научных и образовательных связей между двумя государствами», — отметил Квинт. Он подчеркнул, что МГУ ведет огромную работу как с вузами, так и с бизнес-сообществом Узбекистана. В частности, при ключевом участии МГУ идет разработка ряда стратегических документов для Узбекистана, в том числе и важнейшей Стратегии водоснабжения, водоотведения и водного баланса Республики Узбекистан на период до 2035 года и более длительную перспективу.

66.jpg

Интерес к российскому высшему образованию в Республике Узбекистан традиционно очень высок, считает руководитель представительства Россотрудничества в республике М. В. Вождаев. Ведомство намерено активизировать работу по данному направлению, и в частности оказывать содействие российским вузам в проведении олимпиад для набора студентов из Узбекистана. Кроме того, Важдаев выразил надежду, что в 2021 году в Ташкенте в очном формате удастся провести образовательную выставку-ярмарку с участием российских вузов.

Спикер отметил, что в последние годы в Узбекистане активно внедряются курсы повышения квалификации, связанные с изучением русского языка. Как пример он привел работу, проводимую РУДН, педагогическим университетом имени Герцена и благотворительным фондом Алишера Усманова.

Успешный опыт сотрудничества

67.jpg

Ректор Северо-Кавказского горно-металлургического института Ю. В. Дмитрак рассказал об участии вуза в подготовке высококвалифицированных кадров для строительства крупнейшего в Ев­разии Тебинбулакского горно-металлургического кластера. С 2019 года СКГМИ принял более 150 студентов из Узбекистана. Этому предшествовало соглашение с Ташкентским институтом инженеров железнодорожного транспорта — одним из старейших вузов Узбекистана, который в настоящее время входит в государственный холдинг АО «Узбекские железные дороги», владеющий, в свою очередь, значительным по запасам титаномагнетитовых руд месторождением Тебинбулак. «Мы выбрали свой путь, не связанный с открытием филиала в Узбекистане. Но при этом мы культивируем корпоративную подготовку — модель, которая опробована в ведущих вузах мира. Вместе с руководством компаний-заказчиков мы вырабатываем специфический учебный план, чтобы заточить выпускника под конкретное рабочее место. Начиная с 3–4 курса эти спецдисциплины занимают половину учебного дня студента», — пояснил ректор.

68.jpg

Директор филиала МГИМО в городе Ташкенте М. Т. Бакоев рассказал о процессе открытия филиала. Сегодня в филиале на бакалаврских и магистерских программах уже обучается порядка 230 студентов. Проект развития филиала предполагает создание современной обучающей онлайн-платформы, а также расширение количества направлений и специальностей для приема студентов.

«Открытие филиала нашего вуза в Узбекистане стало важным событием», — отметил проректор по учебной работе Российского химико-технологического университета имени Д. И. Менделеева С. Н. Филатов. Филиал РХТУ действует всего два года, но в нем уже обучается более 200 студентов. Что важно, структура располагает и полной поддержкой государства, и собственным индустриальным партнером. По словам Филатова, важнейшее значение, особенно для технических вузов, сегодня имеет материально-техническая база, позволяющая вести учебный процесс в тесном сотрудничестве с предприятиями — будущими работодателями выпускников. Одной из главных дальнейших задач филиала является увеличение представительства студентов из тех регионов Узбекистана, где действуют химические предприятия. Также в планах — открытие магистратуры.

Проблемы и пути их решения

70.jpg

«В последнее время происходит активизация двухсторонних отношений России и Узбекистана в сфере образования. Это объективный процесс в свете развития экономического сотрудничества двух стран», — отметила заведующая кафедрой «Корпоративная экономика и бизнес-аналитика» Ташкентского государственного экономического университета профессор Р. Х. Карлибаева. При этом при реализации совместных международных проектов обе стороны пока сталкиваются с определенными сложностями. Так, по мнению профессора, не хватает таких форм, как стажировки в российских вузах для магистрантов и докторантов из Узбекистана, международные летние школы для студентов, академические обмены преподавателями, международные молодежные образовательные форумы, стажировки в крупных компаниях.

71.jpg

Дал свою оценку перспективам развития филиалов российских вузов в Республике Узбекистан и директор филиала Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» в городе Алмалык Ф. Я. Умаров. По его мнению, наиболее важная и сложная задача для университетов в целом — обеспечить максимальную интеграцию науки, образования и производства (что особенно актуально для технических вузов). Пока связи между этими звеньями остаются слабыми.

Что касается непосредственно деятельности российских филиалов в Узбекистане, то здесь необходимо решить ряд насущных проблем, связанных с несостыковками в законодательствах двух стран об образовании. Так, сложности создает запрет на придание филиалам и представительствам вузов статуса юридических лиц, прямо предусмотренный российским законодательством. Кроме того, в двух странах предъявляются разные требования к отчетности, ФХД, земельно-имущественным отношениям, что вынуждает филиалы расширять административный штат. Наконец, проблемой для абитуриентов из Узбекистана остается языковой барьер. Умаров предложил создать совместную площадку для выработки предложений по устранению противоречий в законодательстве двух стран.

Проректор Филатов согласен с тем, что проблема владения русским языком и, следовательно, проблема проведения вступительных испытаний стоят остро. «Решением, на наш взгляд, должны стать подготовительные курсы для абитуриентов», — считает спикер.

М. А. ЦУЦИЕВ

Поделиться