№ 1 январь 2021 — 12 января 2021

Россия — важный рынок для немецкого бизнеса

Версия для печати 987 Материалы по теме

Российско-Германская внешнеторговая палата (ВТП) совместно с Восточным комитетом германской экономики в конце 2020 года провела 18-й по счету опрос по деловому климату в России. В опросе приняли участие 109 немецких компаний, ведущих бизнес в нашей стране. В России в этих компаниях работают 60 тысяч человек, совокупный оборот в РФ — 13 миллиардов евро. Какие же главные выводы можно сделать из данного опроса?

Коронавирус и ухудшение отношений

Председатель Восточного комитета германской экономики Оливер Хермес, комментируя результаты опроса в ходе онлайн-пресс-конференции, отметил, что коронавирус и его экономические последствия, конечно, наложили свой отпечаток на деловой климат в 2020 году. Тем не менее немецкие компании в подавляющем большинстве довольны состоянием своего бизнеса в России. Для большинства Россия остается важным рынком, однако большую озабоченность вызывает серьезное ухудшение политического климата в отношениях между Германией и Россией. «Этот двойной кризис должен стать для всех нас особым стимулом, чтобы снова сосредоточиться на сотрудничестве в общих сферах, таких как водородная экономика, промышленность и информационные технологии, — считает Хермес. — Ведь именно сектор ИТ рассматривается на данный момент как самая быстрорастущая отрасль в России. В период цифровизации это открывает немецкому бизнесу большие возможности для сотрудничества».

Президент Российско-Германской ВТП Райнер Зеле отметил, что немецкие компании сумели хорошо адаптироваться к новым условиям на российском рынке. Однако он выразил надежду на то, что со стороны Правительства РФ в 2021 году последуют более мощные экономические стимулы. «Благодаря продуманной финансовой политике последних лет у российского правительства сохраняются большие резервы, которые теперь следует использовать. Это позволит улучшить и перспективы роста экономики», — подчеркнул Зеле.

Условия неблагоприятные, но с бизнесом все хорошо

В ходе опроса 69% компаний-респондентов заявили об ухудшении делового климата в России в 2020 году (в 2019 году таковых было 31%), 19% компаний не ощутили изменений (в 2019 — 39%). Лишь 12% отметили положительную динамику (в 2019 году — 30%). Среди главных препятствий для ведения бизнеса в России в минувшем году с большим отрывом лидирует валютный курс (72,5% опрошенных), на втором месте — ограничения, введенные для борьбы с распространением коронавируса (45%).

Несмотря на неблагоприятные условия, подавляющее большинство немецких компаний в России по-прежнему довольны состоянием своего бизнеса: 37% респондентов оценивают его как хорошее или очень хорошее (в 2019 году — 41%). Только 9% заявили о плохом или очень плохом состоянии своих дел (в 2019 году — 8%). Вместе с тем треть компаний планирует увеличение числа сотрудников в России в будущем. «Несмотря на коронавирус, санкции и глобальные торговые конфликты, немецкий бизнес верит в российский рынок, — отметил президент ВТП Райнер Зеле. — После летнего спада, обусловленного пандемией, в третьем квартале минувшего года немецкие компании вложили в Россию почти 690 миллионов евро. Бизнес, прежде всего средние и семейные компании, мыслит стратегически и не пугается кризисов».

В то же время 47% участников опроса заявили, что их бизнес сильно (39%) или очень сильно (8%) пострадал от пандемии и связанных с ней ограничений, тогда как половина респондентов отметила слабое или очень слабое влияние коронавируса на их бизнес. Главным неудобством для 82% компаний стали ограничения передвижения.

Сдержанные ожидания на 2021 год

Компании, участвующие в опросе, скептично оценили перспективы экономического развития России на ближайшие 12 месяцев. После рецессии 2020 года лишь 36% участников опроса ожидают в текущем году положительной динамики экономического развития (в прошлом году — 43%), при этом 37% ожидают стагнации, а 15% — негативной динамики. «Кризис, вызванный распространением коронавируса, негативно сказывается на развитии экономики, — заметил Райнер Зеле. — Полномасштабное возобновление авиаперелетов для представителей бизнеса, начиная с топ-менеджеров и заканчивая техническими специалистами, станет бесплатным экономическим стимулом и обеспечит столь необходимый экономический рост в России, Германии и во всем Европейском союзе».

Сдержанны в прогнозах немецкие компании и относительно объемов экспорта в 2021 году: 61% респондентов ожидают стагнации экспорта (в прошлом году — 64%). Доля компаний, ожидающих снижения своего экспорта, увеличилась более чем вдвое и составила 16% (в 2019 году — 7%). Менее четверти опрошенных рассчитывают, что экспорт увеличится. «За первые девять месяцев 2020 года объем немецкого экспорта в Россию упал почти на 14%, — отметил Оливер Хермес. — В значительной степени этому способствовали ослабление рубля и экономический спад. Поэтому особенно важно устранить препятствия для торговли, такие как санкции, чрезмерные требования к локализации и различия в технических стандартах».

Дружить странами

70% опрошенных компаний считают, что политические отношения между Германией и Россией за последние 12 месяцев ухудшились (в 2019 году — 8%). По мнению Хермес, это критический показатель. «Мы не можем просто наблюдать за этим со стороны и бездействовать, — полагает спикер. — Взаимопонимание между Россией и Германией должно оставаться делом государственной важности, несмотря на различия между двумя странами. Тем большее значение в этой ситуации приобретает развитие экономического и научного сотрудничества». Оливер Хермес сообщил о том, что в декабре 2020 года при участии Восточного комитета германской экономики и Российско-Германской ВТП создан новый германо-российский совет предпринимателей.

В пользу расширения сотрудничества ЕС с Россией в ходе опроса высказывались и многие представители немецкого бизнеса. В первую очередь речь шла о таких направлениях, как модернизация и повышение эффективности промышленности, унификация норм и стандартов, о таких зеленых темах, как обращение с отходами, энергетика и защита климата. «Если бы нам удалось разработать скоординированную стратегию ЕС и России по этим ключевым вопросам, то наш континент смог бы улучшить свои позиции в международной конкурентной борьбе с Китаем и США», — считает Хермес. По оценкам 60% опрошенных компаний, конкуренция со стороны китайского бизнеса на российском рынке за последнее время усилилась.

Подавляющее большинство опрошенных компаний (89%) высказались за снятие экономических санкций, введенных в отношении России. При этом 58% респондентов выступили за поэтапную (в 2019 году — 51%), а 31% — за незамедлительную отмену санкций (42%). Как известно, одной из главных целей американских санкций стал проект газопровода «Северный поток — 2». Так вот, 41% респондентов считают его важным вкладом в обеспечение энергоснабжения Европы в среднесрочной и долгосрочной перспективе, а 29% назвали этот газопровод незаменимым. И лишь 15% выразили мнение, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе «Северный поток — 2» не нужен.

Президент ВТП Райнер Зеле критически отозвался о санкциях, введенных США в отношении газопровода «Северный поток — 2». «Европа не должна позволять США опекать себя в вопросах энергетической политики. Это суверенное право Германии и Европы — самостоятельно определять свою энергетическую политику и решать вопросы надежности поставок и конкурентной безопасности по своему усмотрению», — высказал свое мнение спикер.

Завершение строительства газопровода «Северный поток — 2» является приоритетом и для Восточного комитета германской экономики. «Мы надеемся, что администрация Байдена осознает весь масштаб ущерба, который будет нанесен трансатлантическим отношениям и демократии в Европе, если США разрушат проект, одобренный ЕС в соответствии со всеми правовыми нормами, — подчеркнул Хермес. — Смена администрации США открывает возможность для достижения компромисса и перезапуска отношений между ЕС, США и Россией». В целом ожидания работающих в России немецких компаний от новой администрации США во главе с Байденом весьма сдержанны. Три четверти компаний полагают, что смена американской администрации напрямую не отразится на их бизнесе в России. При этом 13% ожидают в этой связи скорее негативные, а 9% скорее позитивные изменения.

О. В. ИЗУТОВА

Поделиться