№ 7 июль 2021 — 13 июля 2021

Несмотря на пандемию

Версия для печати 709 Материалы по теме
Несмотря  на пандемию

Казахстан — политически, социально и экономически стабильная страна. Республика обладает значительными запасами нефти, минералов и металлов, имеет большой сельскохозяйственный потенциал. О развитии экономики в последнее десятилетие, преодолении последствий пандемии коронавируса, развитии малого и среднего бизнеса рассказал Асет Арманович ИРГАЛИЕВ, министр национальной экономики Республики Казахстан.

— Асет Арманович, как вы оцениваете итоги экономического развития Казахстана в 2020 году? Как повлияла на них пандемия?

— Резкое изменение условий развития глобальной экономики под влиянием пандемии коронавируса стало беспрецедентным вызовом для всех стран мира, в том числе и для Казахстана. Мировой локдаун привел к глубочайшему экономическому спаду в современной истории. Мировой ВВП сократился на 3,5 процента (данные МВФ), торговля — на 9,2 процента (ВТО), прямые иностранные инвестиции — на 42 процента (ЮНКТАД). Глобальный долг достиг исторического максимума.

Вынужденные ограничительные меры повлекли за собой приостановку многих производств, разрыв цепочек добавленных стоимостей и сбыта, обрушение целых отраслей и рынков. Торговля и туризм практически остановились, а потери рабочих мест и производства превысили уровни, наблюдавшиеся в любом предыдущем кризисе.

Пандемия ускорила несколько структурных сдвигов, которые формируют будущее глобального экономического ландшафта. Прежде всего, это повсеместная цифровизация и рост прорывных инноваций

Количество безработных достигло 250 миллионов человек (данные Международной организации труда). Это в четыре раза больше, чем число рабочих мест, потерянных во время кризиса 2009 года. Количество людей, живущих в бедности, удвоилось и превысило 500 миллионов. Разрыв между богатыми и бедными достиг новых максимумов.

При этом пандемия ускорила несколько структурных сдвигов, которые формируют будущее глобального экономического ландшафта. К ним относятся повсеместная цифровизация, экспоненциальный рост прорывных инноваций, эволюционирующая конфигурация производственно-сбытовых цепочек с фокусом на сокращение цепочек создания стоимости и усиление концентрации добавленной стоимости, ужесточение мировой конкуренции за инвестиции, ускоренный переход на рельсы «зеленой» экономики.

Пандемия оказала существенное давление и на экономику Казахстана. Воздействие было как со стороны предложения, так и со стороны спроса. Но при этом нужно отметить, что несмотря на внешние и внутренние вызовы, своевременными усилиями правительства удалось ограничить спад экономики страны в прошлом году до 2,6 процента.

58.jpg

Несмотря на неблагоприятные условия, реальный сектор продемонстрировал хорошие показатели конкурентоспособности. Рост производства товаров составил два процента. Ключевыми драйверами роста стали строительный и сельскохозяйственный секторы, а также обрабатывающая промышленность, увеличившиеся на 11,2, 5,6 и 3,9 процента соответственно. Позитивную динамику в указанных отраслях обеспечили долгосрочные и обновленные государственные программы развития и поддержки. Инвестиции в основной капитал без учета горнодобывающей промышленности выросли на 14,8 процента.

При этом на фоне принятых мер по ограничению распространения коронавируса сектор услуг сократился на 5,6 процента. Более глубокого падения экономики удалось избежать благодаря масштабным мерам государственной поддержки населения и бизнеса. Общий объем антикризисных мер правительства Казахстана для поддержки экономики и населения составил 6,3 триллиона тенге (15 миллиардов долларов) или 9 процентов от ВВП. К примеру, в России было выделено более четырех процентов ВВП.

— В Миннацэкономики отмечали изменения структуры экономики по итогам года и, в частности, существенный рост обрабатывающих производств в общем объеме промышленности. За счет чего удалось добиться таких результатов?

— Инициированные Елбасы (первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев, слово переводится как «лидер нации» — прим. ред.) пятилетние программы индустриализации стали эффективным инструментом последовательного развития обрабатывающей промышленности. Они обеспечили переход традиционных производств на более высокие технологии. С 2010 года успешно реализованы два этапа индустриализации, в 2020 году начат третий этап. Реализация двух пятилеток обеспечила опережающие темпы роста обрабатывающего сектора (рост в 2010-2020 годах в среднем составил 4,6 процента) над горнодобывающим (рост в 2010-2020 годах в среднем на 1,8 процента). Доля обрабатывающего сектора в структуре промышленности за этот период возросла с 34,4 до 46,8 процента. Доля горнодобывающего сектора сократилась с 59,2 до 46,4 процента.

За 10 лет запущен 1521 проект, создано около 212 тысяч рабочих мест, налажен выпуск порядка 50 видов ранее не производимых в Казахстане товаров, мощный импульс к развитию получил малый и средний бизнес. В металлургии обеспечен переход на более высокие переделы по ряду наименований продукции, запущено производство новых экспортоориентированных товаров (алюминиевые профили, автомобильные диски, ферросилиций).

В машиностроении расширена линейка производимых автомобилей и обеспечивается сборка моделей JAC, Ravon, Lada, Kia и Hyundai. Совместно с ПАО «КАМАЗ» реализуется проект по производству комплектующих для грузовых автомобилей KAMAZ. Впервые на территории Центральной Азии Казахстаном освоено производство сверхмощных трансформаторов. Выпускаемая продукция доказала свою конкурентоспособность не только на внутреннем, но и на внешних рынках. Сегодня 131 страна потребляет продукцию, произведенную в Казахстане.

59.jpg

В условиях трансформации международного производства акцент будет сделан на использовании новых возможностей по встраиванию в региональные и глобальные цепочки добавленной стоимости. При этом будет осуществлен переход на косвенные инструменты поддержки бизнеса для стимулирования развития эффективных предприятий.

Справка «Бюджета»

11 марта 2015 года Первый Президент Казахстана Н. А. Назарбаев во время своего выдвижения на предстоящие выборы заявил о необходимости проведения в стране институциональных реформ. Коснуться они должны были широкого спектра сфер: от госаппарата до укрепления национальной идентичности.

Уже в мае был обнародован план по их реализации, назвали его План нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ». Как понятно из названия, состоит он из 100 пунктов.

Пять направлений реформ:

  1. Формирование профессионального госаппарата;

  2. Обеспечение верховенства закона;

  3. Индустриализация и экономический рост;

  4. Идентичность и единство;

  5. Формирование подотчетного государства.

— В последние годы в Республике Казахстан уделяется большое внимание улучшению бизнес-среды, и в том числе облегчению условий ведения бизнеса для малых компаний. Какими успехами и дальнейшими планами вы могли бы поделиться?

— В соответствии с Планом нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» Елбасы формируется новый институциональный каркас, обеспечивающий конкурентоспособные условия ведения бизнеса и приток инвестиций. Совершенствование институтов и законодательства, устранение барьеров для бизнеса и государственная поддержка обеспечили вхождение Казахстана в топ-25 стран мира с наиболее благоприятным бизнес-климатом.

Количество активных субъектов малого и среднего бизнеса выросло в два раза: с 668 тысяч в 2010 году до 1,3 миллиона в 2020-м. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП страны выросла до 30,5 процента, доля государства в экономике сократилась до 14,9 процента.

Очевидно, что пандемия нанесла серьезный удар бизнесу, в особенности в сфере услуг. Я уже отмечал, что в рамках антикризисных мер государство оказало значительную поддержку казахстанским предпринимателям. В текущем году также реализуются срочные меры, направленные на стимулирование экономической активности. Снижение налоговой и регуляторной нагрузки, расширение доступа к финансированию, а также совершенствование подходов по привлечению инвестиций обеспечат вовлечение 500 тысяч человек в официальную занятость. Кроме того, меры направлены на увеличение инвестиций на 15 процентных пунктов ежегодно в обрабатывающую промышленность, снижение теневой экономики до 15 процентов к ВВП, а также снижение нагрузки на фонд оплаты труда для 75 процентов субъектов микро- и малого бизнеса.

В целях активизации предпринимательской активности принят восьмой пакет законодательных поправок по вопросам улучшения бизнес-климата. В шесть кодексов и 33 закона внесено до 200 поправок по упрощению процедур и сокращению сроков в получении субъектами бизнеса государственных услуг.

60.jpg

В целях дальнейшего развития бизнес-среды в 2021 году запланировано принятие Закона «О внесении изменений и дополнений по вопросам внедрения новой регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности» и Концепции развития предпринимательства в РК до 2030 года, разработка нового Предпринимательского кодекса РК и девятого пакета законодательных поправок по вопросам ведения бизнеса, внесение изменений в госпрограммы «ДКБ-2025» и «Экономика простых вещей».

— Ранее Миннацэкономики озвучивались стратегические цели доведения доли малого и среднего бизнеса в ВВП до 35 процентов к 2025 году. С помощью каких мер вы планируете это сделать?

— Во исполнение поручения Главы государства Касым-Жомарта Токаева по формированию Нового социально-экономического курса развития страны Министерством национальной экономики совместно с Агентством по стратегическому планированию и реформам подготовлен проект Национального плана развития Республики Казахстан до 2025 года. План закладывает основу для кардинальных институциональных и отраслевых реформ, направленных на поддержку и комплексное развитие предпринимательства, а также обеспечение запуска нового инвестиционного цикла.

План предусматривает системные и решительные меры по расширению возможностей для роста и развития МСБ, обеспечению здоровой конкурентной среды, снижению доли государства в конкурентных отраслях и сбалансированному регулированию предпринимательства. Речь идет о переходе на регулирование с «чистого листа», что позволит кардинально снизить нагрузку на открытие и ведение бизнеса. Требования к бизнесу пересматриваются, отчетность будет максимально автоматизирована.

Также Нацпланом предусмотрено создание института регуляторной апелляции, который позволит субъектам предпринимательства оспаривать неэффективные нормы и требования к бизнесу. Внедряется принцип «1 in 2 out», предполагающий отмену двух требований для бизнеса в случае введения одного нового.

Вместе с тем сохранятся масштабные объемы льготного финансирования субъектов МСБ. В значительной степени будет усовершенствована налоговая политика.

Как я уже отметил, в рамках работы по восстановлению экономического роста в текущем году будут приняты срочные меры, направленные на стимулирование инвестиций и развитие бизнеса.

В результате дальнейшего совершенствования деловой среды доля МСБ к ВВП достигнет 35% к 2025 году, количество занятых в МСБ вырастет с 3,5 миллиона до 4 миллионов человек, а Казахстан войдет в топ-20 стран с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса в мире. Доля государства в экономике будет сокращена до 14 процентов.

— Как вы оцениваете российско-казахстанские торгово-экономические отношения? Какие проблемы здесь вы могли бы выделить? Какими видите дальнейшие пути развития наших отношений, в том числе в рамках проектов евразийской экономической интеграции?

Справка «Бюджета»

Государственная программа поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса — 2025» направлена на достижение целей посланий Президента Республики Казахстан народу Казахстана 2012 и 2014 года.

Программа предусматривает государственную поддержку в виде субсидирования части ставки вознаграждения по кредитам/договорам финансового лизинга и гарантирования кредитов. Кроме того, в нее входит выдача государственных грантов и обучение предпринимателей. Целями Программы являются обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства, поддержание действующих и создание новых постоянных рабочих мест.

Государственная программа «Экономика простых вещей» подразумевает помощь в развитии отраслей производства товаров и услуг повседневного пользования, не требующих больших капиталовложений и применения сложных технологий. По сути, это механизм льготного кредитования, задача которого: 1) насыщение внутреннего рынка отечественными товарами; 2) стимулирование конкурентоспособности обрабатывающей промышленности; 3) выпуск широкой номенклатуры товаров народного потребления.

— Россия является одним из крупнейших и главных торгово-экономических партнеров Казахстана. За последние 10 лет объем торговли между двумя странами составил 188,9 миллиарда долларов.

Объем прямых российских инвестиций в экономику Казахстана превысил 11 миллиардов долларов. Из Казахстана в Россию направлено около трех миллиардов долларов прямых инвестиций.

В Казахстане успешно действуют более 7 тысяч предприятий из России и более 3,3 тысячи совместных казахстанско-российских компаний. Их товарооборот за 2020 год составил 18,2 миллиарда долларов.

Взаимодействие в рамках ЕАЭС, несмотря на пандемию, продолжает активно и последовательно осуществляться в соответствии с запланированными договоренностями. В конце прошлого года утверждены Стратегические направления развития евразийской интеграции до 2025 года. Это стратегический документ, который заложил контуры интеграции на среднесрочную перспективу.

— Какие казахстанские отрасли представляют интерес для российского бизнеса?

— С участием инвесторов из России реализуется 35 проектов на сумму 5,2 миллиарда долларов. Речь идет о таких сферах как горнометаллургическая и химическая промышленность, агропромышленный комплекс, машиностроение, нефтехимия, возобновляемые источники энергии, производство строительных материалов, транспорт и инфраструктура.

Министерство национальной экономики Казахстана разрабатывает межправительственную комплексную программу экономического сотрудничества на 2021-2025 годы. Согласно данному документу наибольшую заинтересованность в совместном развитии представляют следующие направления: торговля, промышленность, транспорт, коммуникации, топливно-энергетический и агропромышленный комплексы, экология, цифровизация, финансы и банки, здравоохранение, туризм.

Подготовил М. А. ЦУЦИЕВ

Поделиться