№ 8 август 2021 — 19 августа 2021

На пути к цифровой трансформации

Версия для печати 737 Материалы по теме
На пути к цифровой трансформации

Построение цифровой экономики невозможно без цифровой трансформации государственного управления. О том, благодаря каким ИТ-инструментам можно ускорить данный процесс, шла речь на X Всероссийской конференции «Цифровая трансформация государственного управления», организатором которой является Компания БФТ.

В 2013 году Компания БФТ провела первую конференцию, посвященную вопросам цифровой трансформации государственного управления. За это время мероприятие стало востребованной, эффективной дискуссионной площадкой у представителей власти и бизнеса для обмена опытом, прямого и открытого диалога, распространения лучших практик и инструментов для ускоренной цифровой трансформации госуправления.

В июне состоялась десятая, юбилейная конференция Компании БФТ, и прошла она в городе Новороссийске. В мероприятии приняли участие более 100 человек из 27 регионов России, а также Республики Беларусь. По традиции в конференции приняли участие представители Минфина России и Федерального казначейства, региональные, муниципальные органы власти, партнеры Компании БФТ.

Цифровой регион — новое решение

Об инструментах для ускорения цифровой трансформации государственного управления рассказала первый заместитель генерального директора Компании БФТ Н. Ю. Зейтениди. Она отметила, что в 2020 году компания реализовала новые масштабные проекты на федеральном уровне: это очередная модернизация портала «Работа в России» для Минтруда, сопровождение и развитие электронных решений Фонда социального страхования, НСУД и витрины данных для Минцифры России. Также она представила разработанную БФТ технологическую платформу «Цифровой регион».

«Каким мы видим цифровой регион, ведомство? В первую очередь это оказание электронных проактивных услуг гражданам и бизнесу, эффективное исполнение функций на основе цифровых процессов, обрабатывающих данные транзакционных систем и накапливаемые большие данные, поддержка принятия управленческих решений с помощью алгоритмов моделирования, прогнозирования и искусственного интеллекта, а также онлайн-обмена юридически значимой информацией для всех участников взаимодействия в единой цифровой среде», — сообщила Зейтениди.

Эксперты Компании БФТ более подробно рассказали о платформе и об инструментах, входящих в ее состав. В частности, о подходе компании к построению единой системы управления данными, инструментах, которые позволяют реализовать этот подход на практике. Были представлены решения для low-code разработки, аналитики, контроля национальных проектов, цифрового взаимодействия с гражданами.

Внедрение современных технологий: до и после

О том, каких результатов позволило добиться умное управление государственными финансами в сфере образования столицы, рассказал начальник центра финансового обеспечения Департамента образования и науки города Москвы О. И. Яковлев. Так, благодаря внедрению автоматизированного управления городскими финансами удалось радикально оптимизировать временные затраты на ряд важных операций. Например, если на формирование, утверждение соглашения о предоставлении субсидии на государственное задание в бумажном виде необходимо было пять дней, то в электронном виде все эти действия осуществляются в течение одного дня.

Внедрение современных технологий радикально изменило систему управления финансами в департаменте. По данным спикера, в 2012 году число работников департамента, обеспечивающих планирование и финансирование, составляло 364 человека, в 2020 году — 65. Срок доведения средств до школы по решению учредителя в 2012 году составлял 2–3 месяца, в 2020 году — три дня. Применение облачных технологий «Бухгалтерский учет» позволило увеличить производительность труда и оптимизировать численность бухгалтерских работников. Так, производительность одного бухгалтера в 2012 году составляла 3705 операций, в 2020 году — 52 148. Численность бухгалтерских работников школ уменьшилась с 6234 человек до 675. Это позволило перераспределять в пользу педагогов 8,1 миллиарда рублей в год.

Контроль нацпроектов и заключение соглашений в «цифре»

В связи с тем что сегодня нацпроекты являются главным инструментом развития, возникает ряд важнейших задач, среди которых создание на всех уровнях (от федерального до регионального) системы мониторинга и контроля. Учитывая количество проектов, показателей, заключаемых контрактов, контрольных точек, которые необходимо отследить, и количество сотрудников, задействованных в работе региональных проектных офисов, сформировать эффективную систему мониторинга и контроля — непростое дело. Облегчить контроль за нацпроектами призван «Электронный бюджет».

Однако, как отметил в своем выступлении начальник Управления проектного развития Администрации губернатора Ульяновской области Н. П. Глинкин, данная система не дает возможности видеть детализированную картину по достижению показателей, исполнению контрольных точек и результатов, проведению закупок и заключению контрактов. Исходя из этого в Ульяновской области и было принято решение о разработке и внедрении отдельного модуля для отслеживания реализации региональных проектов. Модуль состоит из двух частей. Первая — графическая оболочка, с которой взаимодействуют губернатор, кураторы и руководители проектов для оценки реализации проектов и принятия необходимых решений. Вторая часть агрегирует ключевую информацию о проектах и передает ее в первую. По словам Глинкина, такое решение позволит в большей степени решить проблему с мониторингом и контролем хода исполнения нацпроектов.

Министерство финансов Амурской области ведет планомерную работу по повышению эффективности организации бюджетного процесса за счет применения цифровых технологий. В числе последних нововведений — перевод в электронный формат процесса заключения и ведения соглашений на предоставление межбюджетных трансфертов в форме субсидий и иных межбюджетных трансфертов. Об этом в своем выступлении рассказал первый заместитель министра финансов Амурской области В. В. Сологуб. Спикер отметил, что такой инструмент позволяет более эффективно анализировать и контролировать процессы заключения соглашений и исполнения бюджетных обязательств. Отслеживать текущую ситуацию помогают статусы, присваиваемые документам в программном модуле на каждой стадии их обработки.

Сегодня уже десять субъектов РФ успешно внедрили интеллектуальные голосовые помощники и чат-боты в МФЦ, здравоохранении, службе 122 (служба, созданная для информирования населения о коронавирусе)

Искусственный интеллект на службе у государства

Государство может получить огромные преимущества за счет интеграции искусственного интеллекта в аспекты своей деятельности. На дискуссионной площадке БФТ обсудили интересный опыт использования данных технологий при создании голосовых помощников. Представила тему начальник отдела технологий искусственного интеллекта ГБУ НСО «Центр цифровой трансформации Новосибирской области» М. В. Антонова. По данным эксперта, уже сегодня десять субъектов РФ успешно внедрили интеллектуальные голосовые помощники и чат-боты в МФЦ, здравоохранении, службе 122 (служба, созданная для информирования населения о коронавирусе).

О новациях в сфере госпрограмм и закупок

О новой системе управления государственными программами, которая начнет действовать с 2022 года, участникам конференции рассказал представитель Минфина России. Постановление Правительства РФ № 786, предусматривающее трансформацию подходов к разработке и реализации государственных программ, было принято 26 мая текущего года. Данный документ предусматривает много новаций. К примеру, чтобы управление госпрограммами стало более гибким и оперативным, на уровне заместителей Председателя Правительства РФ будут назначены кураторы госпрограмм, которые в свою очередь возглавят управляющие советы. Все документы и материалы по госпрограммам будут формироваться в электронном виде в ГИИС «Электронный бюджет».

О новациях в единой информационной системе в сфере закупок, о планах по ее развитию, о повышении эффективности исполнения контрактов с помощью электронного актирования, а также о нюансах работы с новым электронным инструментом рассказали представители Федерального казначейства.

О. В. ИЗУТОВА

Поделиться