№ 11 ноябрь 2021 — 18 ноября 2021

Цифровизация управления общественными финансами Республики Крым

Версия для печати 1490 Материалы по теме
Цифровизация управления общественными финансами Республики Крым

История управления бюджетным процессом Республики Крым как субъекта РФ начинается с 2014 года. В настоящее время в регионе создана целостная система финансового учета, отвечающая концепции создания и развития ГИИС управления общественными финансами «Электронный бюджет».

Ирина Валерьевна КИВИКО, заместитель председателя Совета министров Республики Крым — министр финансов Республики Крым

Интеграция бюджетной системы Республики Крым в части информационно-технологического обеспечения сферы управления финансами в бюджетную систему Российской Федерации проводилась в рамках государственной программы региона «Модернизация финансовой системы Республики Крым на 2014 год», ответственным исполнителем которой выступило региональное Министерство финансов. Результатом реализации госпрограммы стало внедрение всех необходимых подсистем финансового учета для планирования и исполнения бюджета локально на уровне субъекта и в каждом финансовом органе всех муниципальных образований, а также системы сбора и свода отчетности бюджетов всех уровней с применением веб-технологий (ПК «Web-Консолидация»).

В конце 2015 года Министерство финансов Республики Крым разработало государственную программу региона «Модернизация бюджетного учета и отчетности Республики Крым на 2015–2018 годы». Целью новой госпрограммы стало приведение бюджетного учета и отчетности субъекта РФ в соответствие с высокими требованиями и стандартами бюджетной системы РФ с учетом региональной специфики.

История внедрения программных комплексов

Анализ работы в единой системе управления бюджетным процессом, в том числе в ПК «Web-Консолидация», подтвердил необходимость перехода на централизованные формы учета. В 2016 году для создания региональной инфраструктуры электронного правительства был сформирован Центр обработки данных Республики Крым, технические мощности которого позволили приступить к созданию «Регионального электронного бюджета». Основа его функционирования — единство нормативно-справочной информации и принципов учета и отчетности. Сегодня все данные информационных систем физически находятся в Центре обработки данных Республики Крым. За счет централизованного хранения обеспечивается мгновенный доступ к данным из любого места, что позволило в период пандемии незамедлительно и качественно организовать удаленную работу в системе.

В рамках реализации госпрограммы начиная с 2016 года был запланирован и осуществлен переход на централизованные формы учета на веб-технологиях с применением единой нормативно-справочной информации и использованием единого хранилища информации (рисунок 1). В 2017 году процесс планирования бюджетов переведен на ПК «Web-Планирование». Планирование консолидированного бюджета республики 2018 года и всех муниципальных образований городского и районного типа осуществлялось уже в централизованном программном комплексе. В 2018 году все муниципальные районы и городские округа республики были переведены на использование программного комплекса «Web-Исполнение». Это стало завершением процесса вливания бюджетов муниципальных районов и городских округов в единую базу данных. 2019 год — это окончательный этап внедрения веб-компонентов во всех сельских и городских поселениях 14 районов Крыма. В 2020 году принята необходимая нормативная база и запущен в работу портал «Крым — как мы хотим», реализующий принципы инициативного бюджетирования.

9.jpg

Как это устроено

Центральный компонент «Регионального электронного бюджета» — ПК «Региональный электронный бюджет. Интеграционная платформа», включающий в себя нормативно-справочную информацию и имеющий единый вход. Единый вход пользователей в подсистемы РЭБ обеспечивает региональный сервис идентификации и аутентификации. Сервис выдает права на доступ пользователей к каждой подсистеме по единому логину и паролю. Единый вход позволяет осуществлять бесшовные переходы между подсистемами без необходимости повторной аутентификации (рисунок 2).

10.jpg

Использование единой нормативно-справочной информации позволяет обеспечить сопоставимость показателей местных бюджетов и автоматическое формирование консолидированного бюджета Республики Крым. Справочники ведет Министерство финансов республики, и они автоматически доводятся до нижестоящих бюджетов, которые при необходимости дополняют их данными своего уровня. При этом настроена автоматическая (по расписанию) актуализация следующих справочников из внешних источников:

  • учреждения, лицевые счета и пр. (сводный реестр участников/неучастников бюджетного процесса);
  • коды цели (Росказна);
  • банки (ресурс Центробанка);
  • ОКТМО, ОКВЭД, ОКПД, ОКФС и пр. (госзакупки).

***

ПК «Web-Планирование» (рисунок 3) обеспечивает автоматизацию следующих функций:

11.jpg

  • формирование и ведение реестра расходных обязательств субъекта и муниципальных образований;
  • формирование и ведение реестра источников доходов субъекта и муниципальных образований;
  • планирование бюджетных ассигнований субъекта и муниципальных образований;
  • формирование закона (решения) о бюджете и внесения в него изменений;
  • формирование и мониторинг исполнения государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ);
  • формирование и ведение регионального (муниципального) перечня услуг и работ.

ПК «Web-Планирование» субъекта и муниципальных образований Республики Крым полностью интегрировано с ПК «Web-Исполнение» в части автоматического экспорта утвержденных показателей закона (решения) о бюджете и о внесении изменений в закон (решение) о бюджете Республики Крым и муниципальных образований Республики Крым.

***

ПК «Web-Исполнение» охватывает все операции, выполняемые в процессе исполнения бюджета не только финансовым органом, но и другими участниками/неучастниками бюджетного процесса, на уровне субъекта, муниципальных образований, в том числе поселений. Кроме того, комплекс имеет ряд дополнительных модулей, расширяющих функциональность системы: применение электронной подписи, формирование и доведение уведомлений по межбюджетным трансфертам (рисунок 4).

12.jpg

***

Для сбора бюджетной и бухгалтерской отчетности учреждений используется ПК «Web-Консолидация». В 2014 году внедрение программного комплекса «Web-Консолидация» в Республике Крым было выполнено в полном объеме: к работе были подключены все органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения. Организация работы всех учреждений региона в едином информационном пространстве позволила сократить время представления отчетности, повысить ее качество, улучшить взаимодействие между учреждениями и органами власти.

Изначально в программном комплексе «Web-Консолидация» был организован сбор бюджетной и бухгалтерской отчетности учреждений, необходимой для представления в Министерство финансов РФ. Позже перечень собираемых форм был расширен пакетом статистических отчетов, необходимых для мониторинга сведений о численности и оплате труда работников бюджетной сферы. С 2017 года отчетность собирается с использованием электронных подписей, что обеспечивает организацию юридически значимого документооборота (рисунок 5).

13.jpg

Взаимодействие с подсистемами

Построение подсистем «Регионального электронного бюджета» на базе единой веб-платформы обеспечивает их бесшовную интеграцию, в рамках которой программный комплекс «Web-Исполнение» осуществляет информационный обмен с:

Кроме того, обеспечено выполнение в полном объеме требований приказа Министерства финансов РФ от 28 декабря 2016 года № 243н в части формирования отдельных единиц информации, размещаемой на едином портале бюджетной системы Российской Федерации. В итоге республика имеет современную работоспособную систему, в основе которой лежит единое информационное пространство, базирующееся на единстве нормативно-справочной информации и принципов учета и отчетности (рисунок 6).

14.jpg

Построенная таким образом система позволяет получать множество промежуточных и итоговых показателей по данным и в разрезе муниципальных образований для представления и анализа общей картины в целом по Республике Крым, форм аналитической отчетности, например видеть остатки средств на счетах бюджета. При этом пользователи муниципальных образований имеют возможность видеть бюджеты поселений своего района, а пользователи уровня субъекта могут видеть данные по всем бюджетам Республики Крым в режиме чтения онлайн, что становится особенно актуальным в период планирования бюджетов.

В современных условиях развития информационного общества руководству региона для принятия оперативных решений важно получить актуальную достоверную информацию по текущей ситуации. Например, для оценки эффективности выполнения национальных проектов реализован аналитический отчет «Исполнение национальных проектов». Отчет содержит оперативные (на любую дату) данные и может быть сформирован по бюджету Республики Крым и по бюджету выбранного муниципального образования. Отчет имеет удобную настройку набора выводимой информации (СБР, кассовый план, объемы финансирования, кассовый расход и др.).

Есть возможность строить произвольные аналитические отчеты, задавая условия практически по любым параметрам. Один из таких отчетов — это, например, справка об объемах санкционирования и списания средств за период (в разрезе бюджетов). Для формирования информации есть возможность установить фильтры по произвольному количеству параметров. Например, задать формирование информации по всем бюджетам Республики Крым по трем национальным проектам по заданной маске. В отчете данные будут отражены как по республиканским учреждениям, так и по учреждениям муниципальных образований. В зависимости от потребностей можно настроить выводимые колонки — лишнее скрыть для наглядности.

Портал «Открытый бюджет»

По инициативе Минфина Крыма в республике был создан портал «Открытый бюджет Республики Крым», предназначенный для информационной поддержки процессов мониторинга и анализа финансово-экономических показателей региона, а также обеспечения открытости и прозрачности бюджетного процесса. Портал интегрирован с другими подсистемами «Регионального электронного бюджета» и является витриной данных РЭБ. Его данные обновляются динамически из баз данных подсистем. Для всех заинтересованных пользователей портал предоставляет возможность свободного доступа к нормативной, статистической и аналитической информации в сфере управления общественными финансами. Аналитическая подсистема портала позволяет представлять информацию из различных источников в форме инфографики, диаграмм, таблиц, картограмм, а также публиковать ее в приложении для мобильных устройств iMonitoring.

В 2020 году на портале был создан раздел, посвященный инициативному бюджетированию, — «Крым — как мы хотим». При помощи инструментов раздела реализуется участие жителей муниципальных образований Республики Крым в решении вопросов местного значения — выдвижение, участие в отборе, реализация инициативных проектов и контроль за реализацией. Для определения приоритетов расходования средств местных бюджетов и поддержки инициатив жителей муниципальные образования через портал подают заявки на финансирование проектов. Министерство финансов, являясь уполномоченным органом в сфере инициативного бюджетирования, отбирает заявки и предоставляет их на утверждение членам республиканской комиссии. В 2021 году было утверждено 53 проекта, из которых 45 — в сфере ЖКХ и 8 — в сфере спорта, что составляет 85 и 15% соответственно. Отчетность по исполнению проектов будет предоставляться в Министерство финансов РК в программном модуле программного комплекса «Web-Консолидация» с использованием электронной подписи.

Перспектива развития

Таким образом, в республике создана целостная система финансового учета, отвечающая Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет». Перспективой развития «Регионального электронного бюджета» Республики Крым является переход к концепции «Цифрового региона», который позволит объединить в единое информационное пространство не только системы финансового учета Министерства финансов, но и другие информационные системы органов исполнительной власти республики, которые сейчас работают автономно. В планах развития регионального электронного бюджета — автоматизация процессов взаимодействия учредителей с подведомственными учреждениями (учет соглашений, формирование планов финансово-хозяйственной деятельности).

Очевидно, что полноценное построение «Регионального электронного бюджета» Республики Крым невозможно осуществить без тесной интеграции с ведомственными информационными системами региональных министерств и ведомств. Таким образом, создание «Регионального электронного бюджета» Республики Крым полностью соответствует проектному подходу в государственном управлении и устранит разрозненность информационных систем, применяемых различными органами власти для исполнения своих функций.

Поделиться