№ 11 ноябрь 2021 — 26 ноября 2021

Развитие финансовой системы: планы до 2030 года

Версия для печати 741 Материалы по теме

Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов РФ провел всероссийский семинар «Управление общественными финансами. Новые вызовы и практика». В работе мероприятия приняли участие представители Министерства финансов РФ, Федерального казначейства, НИФИ и финансовых органов субъектов РФ.

Как отметил директор НИФИ В. С. Назаров, обсуждаемые горизонты управления общественными финансами весьма широкие — до 2030 года. В начале 2021 года Правительство РФ приступило к разработке стратегии социально-экономического развития страны на ближайшие десять лет. Как отметил заместитель министра финансов РФ М. М. Котюков, Минфин России вовлечен в данный процесс. «Участвуя в проработке общеправительственной программы, мы сформировали ключевые проекты для развития финансовой системы, — сообщил заместитель министра. — По итогам работы в багаже ведомства — 21 инициатива. Часть проектов предполагают достижения значимых результатов уже в ближайшие год-два». На базе этих инициатив разработаны изменения государственных программ № 36[1] и № 39[2].

Котюков остановился на программе № 39 и рассказал о ключевых задачах развития финансовой системы на ближайшие десять лет. Так, по его словам, весь обозначенный период ведомство планирует выдерживать макроэкономическую и бюджетную стабильность. Ежегодный первичный структурный дефицит федерального бюджета по отношению к ВВП не должен превышать 0,5%. «В отношении государственного долга были большие дискуссии, — отметил замминистра. — В итоге было принято решение, о сохранении соотношения государственного долга РФ по отношению к ВВП на уровне, не превышающем 20 процентов. В текущем проекте федерального бюджета предельный уровень чуть выше, но в плановом периоде мы планируем предельный уровень выдерживать на уровне 20 процентов». Следующий стратегический приоритет финансового ведомства — рост интегральных показателей качества управления бюджетным процессом и собираемости основных налогов, ввозной таможенной пошлины и страховых взносов (не ниже 103,2% по отношению к уровню 2020 года).

Также сформированы новые задачи ведомства, связанные с развитием финансовых рынков. Ключевым моментом здесь названо создание необходимой инфраструктуры и инструментов для того, чтобы, с одной стороны, граждане могли сберегать, инвестировать, зарабатывать, а с другой — чтобы государство имело ресурсы для развития. «Мы рассчитываем на то, что при создании условий, повышающих доступность финансового рынка, доля инвестиционных, страховых и пенсионных продуктов в сбережениях граждан увеличится до 40 процентов, а общий объем рынка ценных бумаг до 2030 года должен быть сопоставим с показателями ВВП», — рассказал о задачах ведомства Котюков. Также в планах Минфина увеличить доходы от управления государственным имуществом. «С учетом всех тех решений, которые принимаются по приватизации, мы ставим задачи по увеличению дивидендных выплат не менее чем в 2,5 раза к уровню 2021 года», — подчеркнул замминистра. Так выглядят ключевые показатели так называемого верхнего уровня.

Что касается 21 ведомственного проекта, то они отражают магистральные направления, по которым двигалось Правительство РФ при разработке стратегии, а именно: новая высокотехнологичная экономика, агрессивное развитие инфраструктуры, новый общественный договор, клиентоцентричное государство, национальная инновационная система. Минфин России начал с построения системы бюджетной устойчивости и необходимости в долгосрочном периоде оценивать все бюджетные риски (проект «Целостность системы управления бюджетными рисками»). Ключевой же блок инициатив (20 проектов) касается выстраивания процедур администрирования в различных сферах и создания так называемого клиентоцентричного государства. По словам Котюкова, сейчас прорабатываются методические основы и Минфин России рассчитывает, что к концу года в Правительстве РФ будет сформирована методическая база в целом.

Далее в нашей подборке опубликовано несколько статей, подготовленных на основе докладов, прозвучавших на семинаре. Цикл материалов «Конференция НИФИ» будет продолжен в следующем номере.



[1] Государственная программа РФ «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами».

[2] Государственная программа РФ «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков».


Поделиться