Р. А. ФАХРУТДИНОВ, ведущий консультант департамента методологии, анализа и консалтинга ООО «БФТ»
Согласно действующему законодательству документы, подписанные усиленной неквалифицированной электронной подписью (УНЭП), равносильны бумажным, если это установлено федеральными законами, иными НПА, а также соглашением сторон электронного взаимодействия.
Правительством РФ утверждены Правила создания и использования УНЭП в инфраструктуре, обеспечивающей взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг[1]. УНЭП смогут получить пользователи, информация о которых содержится в ЕСИА, имеющие простую электронную подпись, подтвержденную при личном приеме. Реестр выданных сертификатов ключей проверки УНЭП будет вестись на портале госуслуг, а в личном кабинете пользователя будет доступна вся информация о выданных ему сертификатах.
Применение положений документа позволит реализовать новации, которые внесены в Трудовой кодекс в части регулирования электронного кадрового документооборота. Согласно федеральному закону от 22 ноября 2021 года № 377‑ФЗ работодатель и работник могут использовать УНЭП при подписании документов на единой цифровой платформе «Работа в России», а также при использовании информационной системы работодателя (за исключением некоторых видов документов). Кроме того, это позволит реализовать условия эксперимента по использованию УНЭП при получении определенных государственных услуг, завершение которого запланировано к 31 июля 2022 года[2].
Возможность получения УНЭП «от государства» должна способствовать формированию у граждан доверия к электронному документообороту и привычки к совершению юридически значимых действий в цифровом виде.
[1] Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2021 года № 2152.
[2] Постановление Правительства РФ от 15 июля 2021 года № 1207.