Опыт внедрения различных практик партисипаторного бюджетирования в разных субъектах РФ показал, что использование этого финансового инструмента повышает уровень доверия граждан к власти, улучшает коммуникацию в связке «общество — местное самоуправление», побуждает людей ответственно относиться к уплате налогов. В то же время инициативное бюджетирование способствует развитию системы местной власти на основе принципов прозрачности и публичности.
Ирина Валериевна КИВИКО, заместитель председателя Совета министров Республики Крым — министр финансов Республики Крым
Первым этапом реализации инициативного бюджетирования в Республике Крым стало формирование нормативной правовой основы. С этой целью согласно распоряжению главы региона[1] была сформирована рабочая группа, основная задача которой заключалась в разработке модели реализации инициативного бюджетирования на полуострове на базе имплементации опыта субъектов РФ. Инициатором данного проекта и уполномоченным органом выступило Министерство финансов РК. Результатом совместной работы стало принятие в мае 2020 года регионального Закона «Об инициативном бюджетировании в Республике Крым».
В основе данного законодательного акта лежит принцип интеграции граждан в процесс принятия решений по вопросам бюджетирования на местном уровне, что на практике означает прямую демократию в действии. Инициативное бюджетирование также основывается на принципах равенства прав всех участников; самоорганизации участников на принятие коллегиальных и совместных решений; инициативности, согласно которому каждый участник может выразить свое видение решения тех или иных проблем; принципе соучастия местных органов власти, проектно-консультационных центров и инициативных групп людей. Возникающий феномен органической солидарности внутри группы способствует ее сплоченности, пониманию взаимной функциональной зависимости, социальной интеграции и, как следствие, повышению вовлеченности жителей в общественные процессы. Идея введения инициативного бюджетирования имеет новаторский характер, поскольку ее следует понимать как реакцию на изменения, происходящие в обществе.
Специфическая модель
Популярность партисипаторного бюджетирования растет, но одновременно с этим перед практиками встают вопросы относительно его реализации. Инициативное бюджетирование не имеет универсальной, единой для всех формулы внедрения и применения. Есть только одна общая рекомендация: для реализации данного финансового механизма команда или группа должна самостоятельно определить цели, задачи и способы их достижения и выполнения. Таким образом, изучив успешный опыт Республики Башкортостан и других субъектов РФ, Республика Крым сформировала свою специфическую модель инициативного бюджетирования как одного из наиболее действенных инструментов реализации государственной политики в сфере общественной жизни.
Порядок проведения конкурсного отбора проектов инициативного бюджетирования на уровне региона определен постановлением Совета министров Республики Крым от 16 октября 2020 года № 658 «О некоторых вопросах реализации инициативного бюджетирования на территории Республики Крым». Представляемые на конкурсный отбор проекты должны соответствовать обязательным параметрам, основные из которых приведены в таблице 1.
Таблица 1. Основные параметры инициативного бюджетирования
в Республике Крым, 2021 г.
Участники |
Городские, сельские поселения, муниципальные районы |
Общий объем субсидии |
46,1 млн руб. |
Максимальная сумма субсидии на один проект |
1 млн руб. |
Количество проектов от одного поселения |
неограниченно |
Минимальный уровень софинансирования со стороны местного бюджета |
5% |
Минимальный уровень софинансирования со стороны населения |
3% |
С целью методологического сопровождения мероприятий, направленных на реализацию и развитие механизмов инициативного бюджетирования в республике, создания институционных, правовых и организационных основ их применения был создан Центр изучения гражданских инициатив на базе ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова». Сотрудники центра на протяжении всего жизненного цикла проекта оказывают консультационную поддержку его участникам. Именно активное взаимодействие сотрудников центра с инициативными гражданами и администрациями муниципальных образований способствовало тому, что конкурс проектов успешно стартовал.
Первый опыт внедрения инициативного бюджетирования продемонстрировал большие возможности использования этой инновационной технологии в Республике Крым. В конкурсе приняли участие 44 сельских поселения из 14 районов. Общее количество жителей, внесших свой вклад в поиск решения проблем местного значения, составило более 6,5 тысячи человек, а количество прямых благополучателей от реализации проектов превысило 59,5 тысячи человек. Данные таблиц 2, 3 характеризуют количество представленных проектов и результаты конкурсного отбора в разрезе муниципальных районов и источников их финансирования.
Таблица 2. Результаты конкурсного отбора, 2021 г.
Подано проектов на конкурс |
84 |
Количество проектов, получивших субсидию из бюджета Республики Крым по результатам конкурса |
53 |
Общая сумма субсидии |
45,5 млн руб. |
Софинансирование местного бюджета |
6,5 млн руб. |
Софинансирование населения |
2,1 млн руб. |
Вклад спонсоров |
1,9 млн руб. |
Таблица 3. Репрезентация участия районов в конкурсе проектов
Район |
Общее количество проектов от МО |
Допущены к конкурсу |
Из них получили субсидию |
% победивших проектов от допущенных к конкурсу |
Бахчисарайский |
1 |
1 |
1 |
100,0 |
Белогорский |
7 |
6 |
6 |
100,0 |
Джанкойский |
8 |
8 |
7 |
87,5 |
Кировский |
1 |
1 |
0 |
0 |
Красногвардейский |
10 |
9 |
8 |
88,8 |
Красноперекопский |
2 |
2 |
2 |
100,0 |
Ленинский |
3 |
3 |
3 |
100,0 |
Нижнегорский |
5 |
5 |
5 |
100,0 |
Первомайский |
1 |
1 |
1 |
100,0 |
Раздольненский |
1 |
1 |
1 |
100,0 |
Сакский |
5 |
5 |
1 |
20,0 |
Симферопольский |
27 |
18 |
10 |
55,5 |
Советский |
11 |
11 |
8 |
72,7 |
Черноморский |
2 |
0 |
0 |
0 |
На современном этапе реализации инициативного бюджетирования определена следующая типология проектов:
- объекты благоустройства (включая освещение улиц);
- объекты физической культуры и массового спорта (рисунок).
Значение инициативного бюджетирования
По нашему мнению, реализация инициативного бюджетирования окажет и уже оказывает влияние на многие социально-экономические аспекты развития региона. Например:
1. Широкое распространение практик инициативного бюджетирования станет катализатором социальной активности граждан.
2. Вовлечение граждан в бюджетный процесс позволит сформировать местным органам власти базу первоочередных потребностей общественности.
3. Выступая как определенный обучающий инструмент по вопросам местного самоуправления, инициативное бюджетирование уже способствует формированию необходимых компетенций и повышению финансовой грамотности граждан.
4. Уже сейчас реализация проектов инициативного бюджетирования обеспечивает прозрачность и доступность основной бюджетной информации.
5. Инициативное бюджетирование способствует формированию взаимной ответственности за принятие и реализацию решений как со стороны местных властей, так и со стороны общественности.
Считаю, что первые шаги в реформировании архитектуры бюджетной системы вселяют сдержанную надежду на способность органов власти реализовывать успешные реформы, оптимизирующие экономические процессы и положительно влияющие на рост общественного благосостояния. Применение инициативного бюджетирования в Республике Крым как гибкого, нейтрального инструмента, основанного на инициативах и потребностях общественности, даст возможность рационально и эффективно распоряжаться бюджетными расходами и повысит эффективность реализации бюджетной политики на местном уровне.
[1] Распоряжение главы Республики Крым от 27 мая 2019 года № 238-рг «О составе рабочей группы по развитию инициативного бюджетирования в Республике Крым».