Статья посвящена теме капитального ремонта школ, проводимого в рамках реализации программы «Модернизация школьных систем образования».
Андрей Викторович НИКОЛАЕВ, заместитель министра просвещения Российской Федерации
Нормативный контур
В течение пяти лет — с 2022 по 2026 год — предстоит охватить капитальным ремонтом не менее 7300 зданий общеобразовательных организаций, уделив особое внимание сельским школам. Эта задача отражена в двух поручениях Президента Российской Федерации[1], которые были озвучены на съезде «Единой России» в июне 2021 года.
Министерство просвещения Российской Федерации провело в этом направлении большую работу. В обсуждении предложений по реализации нового проекта приняли активное участие партия «Единая Россия», Общероссийский народный фронт, профильная комиссия Государственного совета Российской Федерации и практически все региональные органы власти. В августе тема была вынесена на заседание президиума Государственного совета Российской Федерации. В итоге была разработана сбалансированная программа по модернизации школьных систем образования (далее — Программа).
Ключевыми нормативными актами, определяющими основные правила игры в реализации Программы для регионов страны, стали два документа. Первый — постановление Правительства РФ от 24 декабря 2021 года № 2463 — определяет правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование расходов, возникающих при реализации региональных проектов, направленных на реализацию мероприятий по модернизации школьных систем образования в рамках госпрограммы «Развитие образования». Второй документ — распоряжение Правительства РФ от 25 декабря 2021 года №
Помимо этого, в январе 2022 года Минпросвещения России и Минстрой России во исполнение постановления Правительства РФ № 2463 утвердили программу «Модернизация школьных систем образования» (приказ № 15/25/пр). Эти документы и образуют нормативный контур масштабной работы по капитальному ремонту школ в стране.
Этапы, условия, подходы
На рисунке 1 показаны этапы реализации Программы. По итогам
Принципиальным условием участия региона в Программе является наличие школьных зданий, нуждающихся в капитальном ремонте. Потребность в капремонте фиксируется путем внесения соответствующих данных в официальное государственное статистическое наблюдение (рисунок 2). До лета 2021 года, когда Программа была инициирована, порядка
Вместе с тем у всех субъектов Российской Федерации была возможность внести необходимые коррективы в статистические формы по состоянию на 1 января 2022 года, что позволяло включить в Программу на последующие годы актуализированный перечень объектов. Заполнение соответствующих статистических форм было завершено к 20 апреля 2022 года. К этому моменту в документации необходимо было устранить все перекосы и сделать необходимые корректировки.
Второе обязательное условие участия в Программе — наличие расходных обязательств субъекта РФ. Третье условие заключается в том, чтобы в первые годы реализации Программы капитальный ремонт проводился преимущественно в школьных зданиях, расположенных в сельской местности и малых городах (с населением менее 50 тысяч человек).
Наконец, последнее, четвертое, условие имеет очень важное значение. Это требование о наличии положительного заключения государственной экспертизы о достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта. Данное заключение необходимо для подачи регионами заявок на участие в Программе и для распределения соответствующих субсидий.
Помимо прочего, это требование является своего рода страховкой как для субъектов Российской Федерации, так и для федерального бюджета. Очевидно, что это самая сложная из реализуемых Минпросвещения России субсидий. Например, у любой стройки есть «система координат» — либо проектно-сметная документация, либо нормативные цены строительства. Так или иначе, это страхует нас при выделении средств. В случае же капитального ремонта мы с самого начала лишены подобной опоры: иногда первоначальная оценка стоимости работ может оказаться в несколько раз меньше того, что мы получаем в реальности. А значит, могут возникнуть вопросы по выделению соответствующих средств и к тем, кто инициировал капремонты в регионах, и к федеральному центру.
Осознавая эти риски, мы совместно с Минстроем России пришли к необходимости наличия заключений госэкспертизы. При этом были выработаны облегченные режимы прохождения экспертизы о достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта.
Также в Программе определен перечень из 14 укрупненных групп (видов) работ в рамках капремонта, на которые выделяется софинансирование из федерального бюджета (рисунок 3). Этот перечень практически полностью охватывает все возможные виды ремонтных работ, которые могут проводиться в контуре зданий общеобразовательных организаций.
Рисунок 3. Перечень работ капремонта зданий региональных (муниципальных) общеобразовательных организаций в рамках программы «Модернизация школьных систем образования»
Здесь важно отметить, что после долгих дискуссий мы исключили из федерального софинансирования мероприятия по благоустройству территории и ремонту внешних сетей, поскольку при ограниченных бюджетных возможностях основное внимание требуется уделить именно значительному улучшению непосредственных условий, в которых учатся дети. Что касается ремонта внешних сетей и благоустройства, то эти работы могут параллельно осуществляться полностью за счет региональных и местных бюджетов.
В декабре 2021 года было отобрано 2065 первых заявок: на 2022 год по 1308 объектам, на 2023 год — по 412 объектам. Кроме того, в двухлетний цикл
Оснащение зданий региональных (муниципальных) общеобразовательных организаций — 6,6 млн руб. на каждый объект (Приказ Министерства просвещения РФ от 23 августа 2021 г. № 590)
Всего позиций перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций, — 2199 позиций
Из них основного оборудования, обязательного к приобретению, — 1037 позиций
Объем финансирования капремонта, заложенный в бюджете, составляет по 66,9 миллиарда рублей ежегодно. Объемы текущего года распределены полностью, к концу апреля был завершен дополнительный отбор объектов на 2023 год, который довел общее количество ремонтируемых зданий за двухлетний период до трех тысяч объектов.
Необходимо особо отметить, что в Программе заложены средства не только на капитальный ремонт, но и на оборудование ремонтируемых помещений в объеме почти 6,7 миллиона рублей на каждую школу. Этих средств достаточно для того, чтобы обеспечить отремонтированные классы мебелью и закупить оборудование.
Важно, что регионы имеют определенную свободу в расходовании этих средств в зависимости от специфики конкретных школ. В субъектах Российской Федерации действуют школы и на
Конечно, при закупке оборудования нельзя допускать ситуаций, когда для сельской школы приобретается интерактивная доска стоимостью несколько миллионов рублей, а в отремонтированные помещения устанавливается старая мебель. Очевидно, что эффект от затраченных средств в этом случае будет минимальным.
Встречные обязательства регионов
Программой также предусмотрены встречные обязательства субъектов РФ (рисунок 4). Прежде всего это обеспечение в отношении объектов капитального ремонта требований к антитеррористической защите[2]. Кроме того, это организация повышения квалификации и подготовки управленческих команд в отношении школ, которые охвачены Программой. Важное значение имеют и обязательства субъектов по привлечению самих учащихся, учителей и родительского сообщества к обсуждению и приемке ремонтных работ, а также по полному обновлению ветхих и дефектных учебников в соответствующих школах.
Регионы должны обеспечить все указанные встречные обязательства за счет собственных средств, без федерального софинансирования. Схема логична и проста. До запуска программы — в
Сейчас в зоне нашего внимания находятся процессы контрактации по ремонтным работам в конкретных школах. В последние месяцы здесь наблюдается позитивная динамика: сегодня все регионы находятся в активной фазе проведения контрактных процедур, а по более чем двум третям объектов государственные и муниципальные контракты уже заключены.
На этом этапе мы приступаем к практической реализации Программы и совместно с регионами будем делать все возможное для достижения всех поставленных целей и показателей.
[1] Поручения Президента РФ от 15 июля 2021 года № Пр-1249 и от 5 августа 2021 года № Пр-1383.
[2] Постановление Правительства РФ от 2 августа 2019 года № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».