Инструмент инфраструктурных бюджетных кредитов (ИБК) рассматривается Правительством РФ как один из важных антикризисных механизмов поддержки регионов. Директор Департамента межбюджетных отношений Минфина России Лариса Александровна ЕРОШКИНА констатирует большой интерес субъектов РФ к этой новации.
— Лариса Александровна, много ли поступает заявок на получение инфраструктурных бюджетных кредитов? Каково их качество с точки зрения соответствия установленным требованиям?
— Регионы проявили значительный интерес к этому новому финансовому инструменту. Кредиты предоставляются на привлекательных условиях: это длительный срок использования (15 лет), комфортная ставка — три процента годовых, погашение начиная с третьего года предоставления. Среди основных условий предоставления данных кредитов — окупаемость проектов, наличие внебюджетных источников и соответствие регионального бюджетам нормам бюджетного законодательства.
На период
В рамках первого транша поддержки в сумме 500 миллиардов рублей все заявленные регионами проекты, предлагаемые к реализации за счет бюджетных кредитов как в рамках лимитов, так и на основании проведенного конкурса, поддержаны. Что касается второго транша на 500 миллиардов рублей, то соответствующие региональные проекты в настоящее время активно рассматриваются заинтересованными федеральными органами государственной власти. Кроме того, в рамках инфраструктурных бюджетных кредитов начата реализация отдельных проектов, направленных на выполнение поручений Президента Российской Федерации. Отмечу, что в текущем году предусмотрена возможность внесения изменений в ранее одобренные проекты или полная их замена.
Если говорить об отраслевой принадлежности проектов, то в основном регионы направляют средства в объекты транспортной, инженерной и дорожной инфраструктуры. Все проекты детально рассматриваются Минфином России на предмет окупаемости и соответствия нормам Бюджетного кодекса. По результатам готовятся заключения для дальнейшего одобрения Правительством Российской Федерации.
— Сколько субъектов РФ охвачено данным инструментом? В целом сколько дополнительных средств получат регионы до конца года?
— Лимит бюджетных кредитов распределен 84 регионам. В целях равномерного распределения нагрузки на региональные бюджеты принято решение о пропорциональном предоставлении бюджетных кредитов — по 250 миллиардов рублей ежегодно в
В соответствии с графиками предоставления бюджетных кредитов, на начало июля бюджетам 66 регионов перечислены средства в сумме 85,7 миллиарда рублей, при этом их кассовое освоение составило 48 миллиардов рублей.
— Планируется ли дальнейшее расширение либо трансформация этого механизма с учетом повышенного спроса регионов?
— Инфраструктурные бюджетные кредиты — это совершенно новый механизм, рассчитанный на поэтапное
— Согласно утвержденной методике, Минфин России при подготовке своих заключений оценивает в том числе окупаемость проектов в
— Оценка инфраструктурных проектов осуществляется на основе методики, одобренной президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации. В рамках лимитного отбора Минфином России поддерживаются проекты, у которых значение регионального эффекта должно быть положительным, — то есть дополнительные налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета региона от реализации инфраструктурного проекта за 15 лет должны превышать объем средств, направленных регионом на погашение и обслуживание инфраструктурного бюджетного кредита. Помимо окупаемости проектов Минфин России акцентирует внимание на соответствии параметров бюджета региона и размера государственного долга требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации с учетом реализации инфраструктурных проектов.
Формы Минфина России, предусматривающие отражение необходимых данных для оценки окупаемости проекта и соответствия параметров бюджета региона бюджетному законодательству Российской Федерации, были доведены до регионов, а также размещены на официальном сайте Минфина России. Отсутствие форм в составе заявки региона на отбор проектов является основанием для отказа в рассмотрении заявки региона и представления положительного заключения Минфина России.
Аналогичный подход к рассмотрению заявок региона сохраняется и в рамках конкурсного отбора проектов. Однако в случае конкурсного отбора значение регионального эффекта обязательно должно превышать единицу, то есть в данном случае применяется соотношение дополнительных налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета региона от реализации инфраструктурного проекта за 15 лет и объема средств, направленных регионом на погашение и обслуживание инфраструктурного бюджетного кредита. Это необходимо для дальнейшего ранжирования проектов и отбора более эффективных.
— Одно из недавних антикризисных решений правительства связано с реструктуризацией бюджетных кредитов регионов. Используется ли уже этот механизм? О каких объемах средств может идти речь?
— Речь идет о еще одном механизме поддержки регионов — возможности направления средств, высвобождаемых в рамках продления программы реструктуризации задолженности бюджетных кредитов, на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в целях реализации новых инвестиционных проектов.
В
Приоритетными сферами реализации новых инвестиционных проектов для регионов стали: жилищное строительство, обрабатывающие производства, добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство, ЖКХ. При этом отмечу, что при направлении высвобождаемых средств на новые инвестиционные проекты у регионов есть возможность списать задолженность по бюджетным кредитам на сумму доходов от реализации проектов, поступивших в федеральный бюджет.
Сейчас эта программа начинает работать. Регионы, направившие в 2021 году высвобождаемые средства на реализацию новых инвестиционных проектов, уже обратились в Минфин России с просьбой о списании реструктурированной задолженности.
Вместе с тем в текущем году расширены направления использования высвобождаемых от реструктуризации бюджетных кредитов средств. К их числу отнесены мероприятия, связанные с предотвращением влияния изменения геополитической обстановки и ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики и финансового сектора, финансирование региональных проектов.
Подготовил М. А. ЦУЦИЕВ