Наука — 02 декабря 2022

Какая стратегия российских промышленных компаний более эффективна

Москва

Версия для печати 1939 Материалы по теме
Здание Финансового университета
Какая стратегия российских промышленных компаний более эффективна

Нельзя однозначно ответить на вопрос о том, какая стратегия российских промышленных компаний более эффективна в новых условиях: инноваций или имитаций. В исследовании, представленном в ходе пленарного заседания X Международной научно-практической конференции «Управленческие науки в современном мире», показывается, что наиболее эффективные стратегии компаний – с использованием имитации, хотя такие компании испытывают трудности с привлечением капитала.

Доклад на соответствующую тему представил Декан Факультета «Высшая школа управления», профессор Департамента менеджмента и инноваций Факультета «Высшая школа управления» Финансового университета при Правительстве РФ, д.э.н. Аркадий Трачук.

В частности, он отметил, что рост экономики включает две стадии: имитационной и инновационной. Основных типов имитаций три: копирование продуктов целиком, копирование отдельных технических параметров, творческая имитация.

Исследование проводилось в три этапа. На первом была сформирована выборка и проведено онлайн анкетирование компаний. На втором проведена кластеризация компаний по типу реализуемой стратегии. И на третьем проанализирована эффективность стратегии имитации и инноваций. Всего в опросе приняли участие 132 промышленных компании, в том числе представители пищевой, химической промышленности, производства машин и оборудования.

В ходе первого этапа исследования выяснилось, что наиболее часто российские компании имитируют свойства продукта, так как в отличие от бизнес–модели и технологии производства, свойства продукта являются видимыми и легче поддаются обратному инжинирингу. Меньше всего компании копируют дизайн и бренд. При этом чаще всего компании, реализуя стратегии имитации, хотели бы привлечь новых потребителей, сохранить желаемую долю рынка и объем продаж.

На втором этапе для определения основных паттернов инноваций и имитаций промышленных компаний был использован метод двухэтапного кластерного анализа. Было выделено два типа инновационных стратегий: чистые инвесторы (компании, не использующие стратегии имитации ни по одному объекту, 37 компаний или 28%) и инноваторы с заимствованием бизнес-модели или методов управления (компании, использующие бизнес–модели или методы управления других компаний, но в остальных случаях являющиеся инноваторами, 21 компания или 16%).

Также было выделено три типа имитационных стратегий: чистые имитаторы (компании, копирующие с незначительными изменениями продукты, технологии, бизнес–модели или методы управления у другой компании, 19 компаний или 14%), креативные имитаторы с инновационной бизнес-моделью (компании, копирующие продукты другой компании со значительными изменениями и имеющие собственную оригинальную бизнес–модель, 46 компаний или 35%), имитаторы с инновационной бизнес-моделью (компании копирующие продукты другой компании с незначительными изменениями и имеющие собственную оригинальную бизнес – модель, 9 компаний или 7%).

Как подчеркнул Аркадий Трачук, из выделенных стратегий показали лучший результат по росту объема продаж две стратегии имитаций. При этом использование эффективных стратегий имитаций поможет новым компаниям с меньшими ресурсами не отставать от лидеров и развиваться вместе с рынком. Стратегии имитаций позволяют компаниям повышать результаты своей деятельности на начальном этапе и создавать собственные инновационные продукты в будущем.

Однако исследования на том не заканчиваются. Эксперт уточнил, что планируется сравнительный анализ эффективности имитационных стратегий среди высоко-, средне – и низкотехнологичных компаний, а также проведение сравнительного анализа в отраслевом и межстрановом разрезе.

Напомним, что конференция «Управленческие науки в современном мире» прошла 29-30 ноября 2022 года в Москве в Финансовом университете при Правительстве РФ. Организатором мероприятия выступил Факультет «Высшая школа управления» Финуниверситета. Соорганизатор — Издательский дом «Реальная экономика».



Поделиться