Версия для печати 630 Материалы по теме
Костромская область: практика рискориентированного контроля

В Департаменте финансового контроля Костромской области считают, что задачи органов ВГФК не ограничиваются проверкой соблюдения требований бюджетного законодательства. Не менее важна оценка эффективности использования бюджетных средств, а также рисков недостижения результатов, целей и задач социально-экономического развития страны. Выполнить поставленные задачи можно, совершенствуя практику рискориентированного подхода в контрольной деятельности.

Наталья Владимировна Головлева, заместитель директора Департамента финансового контроля Костромской области

Департамент финансового контроля Костромской области — победитель VI Всероссийского конкурса «Лучший орган внутреннего государственного финансового контроля» в номинации «Рискориентированный контроль»

Народная поговорка гласит: «Деньги любят счет». И от того, насколько грамотно и рационально используется каждый рубль бюджетных средств, зависит успех решения задач, стоящих перед органами власти, по повышению благосостояния, уровня жизни граждан в каждом субъекте РФ, в том числе и в Костромской области. Бюджет региона социально ориентированный — 50,6% расходов приходится на финансирование социальной сферы (здравоохранение, образование, культура, труд и социальная защита населения). То есть каждый второй рубль регионального бюджета направлен на решение социальных задач (рисунок).

Костромская область дотационная, получает значительную поддержку из федерального бюджета. Доля безвозмездных поступлений в бюджете региона на 2022 год составила 41%. В структуре безвозмездных поступлений дотации составляют 23,9%, субсидии — 47,1%, субвенции — 9,9%, иные межбюджетные трансферты — 10,4%. Именно поэтому крайне важно обеспечить целевое и эффективное использование ограниченных бюджетных ресурсов, проконтролировать степень достижения заданного социально-экономического эффекта.

Рискориентированность как стандарт

Важной вехой в совершенствовании организации внутреннего государственного финансового контроля стало принятие федеральных стандартов, в частности стандарта «Принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля», утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2020 года № 95. Он закрепил принцип рискориентированности в качестве обязательного для применения как при планировании контрольной деятельности, так и при непосредственном проведении контрольных мероприятий.

Принцип рискориентированности означает концентрацию усилий и ресурсов органа контроля при осуществлении контрольной деятельности в отношении объектов контроля и (или) направлений их деятельности, по которым наиболее вероятно наступление событий (совершение нарушений), способных причинить ущерб публично-правовому образованию и (или) способных повлечь неэффективное использование бюджетных средств, существенное искажение информации об активах, обязательствах и (или) о финансовом результате. Реализация принципа рискориентированности на практике позволяет Департаменту финансового контроля Костромской области при небольшой штатной численности сотрудников, осуществляющих ВГФК, в полной мере обеспечивать выполнение поставленных задач. В том числе это достигается за счет профессионализма и преемственности в коллективе.

Приоритеты контроля

Применение федеральных стандартов унифицирует деятельность органов ВГФК, однако для каждого региона есть свои выделенные приоритеты. В частности, в Костромской области это ежегодное инвестиционное послание губернатора области С. К. Ситникова, которое наряду с поручениями главы региона учитывается при формировании плана контрольных мероприятий на очередной год. Основной акцент делается на контроле бюджетных средств, направленных на софинансирование мероприятий в рамках реализации национальных, федеральных и региональных проектов, государственных программ.

Контролю подвергаются наиболее рисковые объекты финансового контроля со значительными объемами финансового обеспечения практически во всех сферах. Это дорожная деятельность, ЖКХ, благоустройство, строительство, здравоохранение, образование, социальная защита населения, поддержка малого и среднего бизнеса, агропромышленный комплекс.

На муниципальном уровне

Пристальное внимание уделяется использованию межбюджетных трансфертов в виде субсидий из областного бюджета, предоставленных муниципальным образованиям области на выполнение программных мероприятий. Департаментом как органом, осуществляющим функции по проведению государственной политики и выработке региональной политики в сфере финансового контроля, проведен анализ осуществления органами внутреннего муниципального финансового контроля области проверок целевого и эффективного использования бюджетных средств при реализации нацпроектов. Анализ показал, что контроль за использованием указанных бюджетных средств осуществляли лишь 48% муниципалитетов.

В основном муниципальный контроль сосредоточен на проверках финансово-хозяйственной деятельности муниципальных учреждений. Более половины муниципалитетов области не исполняли полномочия по ВМФК с учетом рискориентированного подхода. В том числе за соблюдением условий соглашений о предоставлении субсидий из областного бюджета на реализацию мероприятий нацпроектов. И это несмотря на то, что риски совершения нарушений здесь очень высоки. В настоящее время департаментом во взаимодействии с прокуратурой Костромской области выработаны и реализуются меры по обеспечению безусловного исполнения полномочий органами ВМФК.

Основные нарушения

Как показывает практика контрольной деятельности департамента, при проверках межбюджетных трансфертов (субсидий), предоставленных на софинансирование расходных обязательств местных бюджетов по исполнению мероприятий муниципальных программ в рамках национальных проектов, выявляются следующие нарушения:

1. ГРБС не обеспечено достижение получателями субсидий целей, установленных при их предоставлении. В основном такие нарушения связаны с тем, что не соблюдаются и переносятся, по согласованию с ГРБС, на более поздние сроки строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов. Таким образом, цели в конкретном году предоставления субсидии не достигаются.

2. Нарушение порядка предоставления субсидий как получателями, так и главными распорядителями бюджетных средств. Зачастую это несвоевременная сдача получателями субсидий отчетности, предусмотренной соглашениями о предоставлении субсидий, либо отчетность оформлена с нарушением установленных форм. Имеют место случаи предоставления субсидий при отсутствии отдельных документов, предусмотренных порядком.

3. Неэффективное использование средств субсидий, когда приобретенное оборудование длительный срок не устанавливается в связи с неподготовленностью площадок или помещений для его установки.

4. Не применяются меры ответственности за нарушение условий контрактов, заключенных в целях реализации мероприятий, на исполнение которых предоставлены субсидии.

Остро стоит вопрос ведения претензионно-исковой работы заказчиков при нарушении поставщиками (подрядчиками, исполнителями) условий контрактов, договоров. Зачастую штрафные санкции, предусмотренные в условиях контрактов, заказчиками не предъявляются либо предъявляются в меньших суммах, предусмотренные законом требования по претензионной работе не соблюдаются. Как следствие, возникают риски недополучения доходов в бюджет.

Профилактика правонарушений

Большую работу департамент финансового контроля проводит для профилактики, предупреждения нарушений в финансово-бюджетной сфере в целях снижения рисков их совершения. Это и обсуждение возникающих проблем на заседаниях созданного при департаменте Совета по координации органов муниципального и ведомственного контроля, и регулярное направление в адрес ГРБС и глав муниципальных образований области обзоров выявленных нарушений и административной практики.

Например, в рамках реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги» администрацией муниципального образования были заключены два муниципальных контракта на ремонт проезжей части улиц. Подрядчик нарушил сроки исполнения обязательств по одному контракту на четыре месяца, по второму — на пять. В требованиях об уплате штрафов и пени, адресованных подрядчику, отсутствовали дата вручения и должность получившего лица. Не была размещена в реестре контрактов ЕИС информация о начислении неустоек (штрафов, пеней), суммы штрафов и пеней не отражены в регистрах бухгалтерского учета. Документальных материалов о рассмотрении требований подрядчик не представил, в свою очередь действия со стороны администрации по их истребованию также не предпринимались. Это впоследствии исключило возможность направить в суд исковые заявления. Как следствие, в установленные заказчиком сроки требования об уплате штрафов на общую сумму 20 тысяч рублей и пени на общую сумму 339,3 тысячи рублей подрядчиком исполнены не были, из банковской гарантии не удержаны.

В этой связи департамент финансового контроля совместно с ОГКУ «Агентство государственных закупок Костромской области» провел работу по актуализации Методических рекомендаций по осуществлению претензионно-исковой работы. Рекомендации обязательны для применения всеми заказчиками Костромской области, их исполнение департамент планирует проконтролировать в 2023 году.

Межведомственное взаимодействие

Для повышения эффективности контрольных мероприятий департамент финансового контроля успешно взаимодействует с правоохранительными органами в рамках заключенных соглашений. Такие соглашения заключены с прокуратурой Костромской области, Следственным управлением СК России по Костромской области. С Управлением Министерства внутренних дел РФ по Костромской области принят совместный приказ о порядке взаимодействия. В 2022 году департамент направил в правоохранительные органы 72 материала контрольных мероприятий.

Наряду с принятыми мерами собственно департаментом по выявленным нарушениям принимаются меры прокурорского реагирования. Прежде всего это касается материалов контрольных мероприятий департамента в отношении бюджетных средств, предусмотренных на реализацию нацпроектов. За 2022 год органами прокуратуры внесено 10 представлений объектам контроля. Считаем, что в совокупности указанные меры должны в перспективе способствовать повышению финансовой дисциплины и предотвращению правонарушений.

Оценка эффективности

В современных условиях меняются подходы к внутреннему государственному финансовому контролю. Имеют место факты, когда при формальном достижении показателей результативности не всегда достигается запланированный социально-экономический эффект, те социально-экономические изменения жизнедеятельности граждан и организаций, которые определило государство. И в этой связи Департамент финансового контроля Костромской области разделяет позицию Федерального казначейства, которое определяет задачей органов ВГФК не только проверку соблюдения требований бюджетного законодательства, но и оценку эффективности использования бюджетных средств и иных ресурсов. Сюда же можно отнести оценку рисков недостижения результатов, целей и задач социально-экономического развития страны.

Выполнить поставленные задачи Департамент финансового контроля Костромской области ввиду ограниченности трудовых ресурсов в состоянии, прежде всего совершенствуя практику применения рискориентированного подхода в контрольной деятельности.

Поделиться