Правительство скоро представит бизнес-миру программу развития конкуренции. Главная дилемма, с которой предстоит столкнуться кабинету министров, предсказуема - где заканчивается жестокое, но рыночное поведение и где начинаются "запрещенные приемы". В этом вчера разбирался глава Белого дома Владимир Путин на заседании Совета по конкурентоспособности и предпринимательству.
"Эту программу и план действий по ее реализации правительство намерено утвердить в самое ближайшее время. Естественно, после консультаций с бизнес-сообществом", - сообщил премьер.
Появление подобных намерений со стороны правительства и его главы вполне логично. Еще в июле этого года Владимир Путин пригрозил отставками в руководстве ФАС, если ведомство не устранит ценовой сговор на рынке авиатоплива. А спустя несколько дней премьер и вовсе подменил собой антимонопольную службу, вплотную занявшись делом "Мечела". Тогда горнодобывающей компании Путин пообещал "послать доктора", и в итоге она согласилась на штрафные санкции и снижение цены контрактов.
Вспомнив приобретенные в июле навыки, глава правительства вновь напомнил об отраслях экономики, где происходят системные нарушения. Это ценообразование на "небесное" топливо, условия подключения к электросетям, рынок коксующегося угля, нефтепродуктов и ЖКХ. И хотя эти сферы никогда не считались "сиротами", теперь они подпадут под пристальное внимание правительства.
Программу развития конкуренции поделят на две части. В первом блоке пропишут меры, которые должны защитить конкуренцию. "В частности, предполагается серьезно активизировать борьбу с картелями, а также повысить ответственность представителей госорганов и хозяйствующих субъектов за нарушение правил конкуренции, причем предусматривается уголовное наказание за преступление", - отметил Владимир Путин. Проблему формирования конкурентных рынков четко обозначат во втором блоке. "Прежде всего будем ориентироваться на создание максимально благоприятных условий для появления и выхода на рынки новых высокоэффективных хозяйствующих субъектов", - пояснил премьер.
Вместе с тем законодательная база антимонопольного регулирования в России нуждается в совершенствовании. Поэтому глава правительства высказался за уточнение сферы применения Закона "О защите конкуренции". По его словам, далеко не все действия, которые формально считаются нарушением антимонопольного законодательства, по сути являются таковыми. "И здесь еще предстоит внимательно проанализировать, где заканчивается жесткое, но честное рыночное поведение и где начинается использование запрещенных приемов", - подчеркнул Путин.
От концептуальных мыслей премьер перешел к конкретным предложениям. Так, по его мнению, следует утвердить правила недискриминационного доступа к услугам естественных монополий. А сами монополии и госкорпорации должны в свою очередь закупать больше продукции у малых и средних предприятий, как это делают власти при размещении госзаказов.
Информация же о состоянии рынков, ценовых индикаторов и ведения бизнеса должна стать более открытой, и это позволит исключить незаконные преимущества для бизнесменов, которые основывают свою деятельность на неформальных связях с чиновниками. "Надо вплотную заняться развитием системы информационной поддержки ведения бизнеса, расширить перечень публикуемой органами власти информации о состоянии рынков, ценовых индикаторов", - заявил премьер.
Одновременно Путин заявил о недопустимости протекционизма в бизнесе. По его данным, в прошлом году было выявлено 2 тысячи 970 актов органов госвласти и местного самоуправления, неправомерно ограничивающих конкуренцию. "Порочная практика предоставления незаконных преимуществ отдельным, так называемым "близким" для госструктур компаниям со стороны органов госвласти и местного самоуправления требует незамедлительных мер, - говорил премьер. - Предполагается повысить ответственность представителей госорганов и хозяйствующих субъектов за нарушение правил конкуренции, причем предусмотреть даже уголовное наказание за подобные нарушения". Попутно не следует запрещать "чужому" бизнесу участвовать при размещении государственных или муниципальных заказов. Кстати, государство откажется поддерживать неэффективные предприятия. Если меры правительства не приведут к развитию конкуренции и повышению эффективности экономики, может получиться обратный эффект. В частности, как отметил премьер, не удастся использовать кризис для укрепления и качественного развития экономики, "а наоборот, за счет мер господдержки "законсервируем" неэффективные, неконкурентоспособные производства".
Источник: "Российская газета"
"Эту программу и план действий по ее реализации правительство намерено утвердить в самое ближайшее время. Естественно, после консультаций с бизнес-сообществом", - сообщил премьер.
Появление подобных намерений со стороны правительства и его главы вполне логично. Еще в июле этого года Владимир Путин пригрозил отставками в руководстве ФАС, если ведомство не устранит ценовой сговор на рынке авиатоплива. А спустя несколько дней премьер и вовсе подменил собой антимонопольную службу, вплотную занявшись делом "Мечела". Тогда горнодобывающей компании Путин пообещал "послать доктора", и в итоге она согласилась на штрафные санкции и снижение цены контрактов.
Вспомнив приобретенные в июле навыки, глава правительства вновь напомнил об отраслях экономики, где происходят системные нарушения. Это ценообразование на "небесное" топливо, условия подключения к электросетям, рынок коксующегося угля, нефтепродуктов и ЖКХ. И хотя эти сферы никогда не считались "сиротами", теперь они подпадут под пристальное внимание правительства.
Программу развития конкуренции поделят на две части. В первом блоке пропишут меры, которые должны защитить конкуренцию. "В частности, предполагается серьезно активизировать борьбу с картелями, а также повысить ответственность представителей госорганов и хозяйствующих субъектов за нарушение правил конкуренции, причем предусматривается уголовное наказание за преступление", - отметил Владимир Путин. Проблему формирования конкурентных рынков четко обозначат во втором блоке. "Прежде всего будем ориентироваться на создание максимально благоприятных условий для появления и выхода на рынки новых высокоэффективных хозяйствующих субъектов", - пояснил премьер.
Вместе с тем законодательная база антимонопольного регулирования в России нуждается в совершенствовании. Поэтому глава правительства высказался за уточнение сферы применения Закона "О защите конкуренции". По его словам, далеко не все действия, которые формально считаются нарушением антимонопольного законодательства, по сути являются таковыми. "И здесь еще предстоит внимательно проанализировать, где заканчивается жесткое, но честное рыночное поведение и где начинается использование запрещенных приемов", - подчеркнул Путин.
От концептуальных мыслей премьер перешел к конкретным предложениям. Так, по его мнению, следует утвердить правила недискриминационного доступа к услугам естественных монополий. А сами монополии и госкорпорации должны в свою очередь закупать больше продукции у малых и средних предприятий, как это делают власти при размещении госзаказов.
Информация же о состоянии рынков, ценовых индикаторов и ведения бизнеса должна стать более открытой, и это позволит исключить незаконные преимущества для бизнесменов, которые основывают свою деятельность на неформальных связях с чиновниками. "Надо вплотную заняться развитием системы информационной поддержки ведения бизнеса, расширить перечень публикуемой органами власти информации о состоянии рынков, ценовых индикаторов", - заявил премьер.
Одновременно Путин заявил о недопустимости протекционизма в бизнесе. По его данным, в прошлом году было выявлено 2 тысячи 970 актов органов госвласти и местного самоуправления, неправомерно ограничивающих конкуренцию. "Порочная практика предоставления незаконных преимуществ отдельным, так называемым "близким" для госструктур компаниям со стороны органов госвласти и местного самоуправления требует незамедлительных мер, - говорил премьер. - Предполагается повысить ответственность представителей госорганов и хозяйствующих субъектов за нарушение правил конкуренции, причем предусмотреть даже уголовное наказание за подобные нарушения". Попутно не следует запрещать "чужому" бизнесу участвовать при размещении государственных или муниципальных заказов. Кстати, государство откажется поддерживать неэффективные предприятия. Если меры правительства не приведут к развитию конкуренции и повышению эффективности экономики, может получиться обратный эффект. В частности, как отметил премьер, не удастся использовать кризис для укрепления и качественного развития экономики, "а наоборот, за счет мер господдержки "законсервируем" неэффективные, неконкурентоспособные производства".
Источник: "Российская газета"