Версия для печати 15442 Материалы по теме
Вадим Волков
Успешное и эффективное развитие малых и средних предприятий на территориях муниципальных образований позволяет в значительной степени обеспечить удовлетворение основных жизненных потребностей населения в товарах, работах и услугах, создание новых рабочих мест, приток инвестиций в экономику.
Вадим ВОЛКОВ, главный консультант аппарата Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления

Согласно нормам Федерального закона от 6 октября 2006 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований относятся к компетенции органов местного самоуправления. Таким образом, у органов местного самоуправления имеется прямая заинтересованность в развитии малого и среднего бизнеса. При этом именно на местном уровне власти можно учесть многие особенности и специфику деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях соответствующих муниципальных образований, а также эффективно применять к ним механизмы финансовой и имущественной поддержки.

Специальные налоговые режимы

Положения Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» предусматривают финансовую, имущественную, информационную, консультационную и иную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства на всех уровнях публичной власти. В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в законодательстве РФ прописаны специальные налоговые режимы. Для субъектов малого и среднего предпринимательства наиболее актуальными являются такие режимы, как упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее — единый налог) и система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (далее — единый сельскохозяйственный налог). Применение указанных режимов субъектами малого и среднего предпринимательства позволяет снизить размер взимаемых с них налогов, упростить процедуры их налогообложения, ведения налогового учета и предоставления отчетности. Это создает более благоприятные условия для осуществления данными субъектами предпринимательской деятельности.
Одной из основных целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства является увеличение доли налогов, уплаченных субъектами малого и среднего бизнеса, в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Вместе с тем необходимо учитывать, что в настоящее время систему местных налогов составляют всего два налога — налог на имущество физических лиц и земельный налог. Несмотря на то что органы местного самоуправления могут устанавливать налоговые ставки, порядок и сроки уплаты местных налогов, а также предоставлять по ним льготы в пределах, установленных Налоговым кодексом, местные налоги не становятся определяющими при формировании доходов местных бюджетов: в настоящее время суммарные поступления от них составляют только несколько процентов от всех доходов местных бюджетов. Кроме того, местные налоги закрепляются за бюджетами поселений и городских округов, а муниципальные районы (кроме районов, имеющих межселенные территории) не имеют собственных местных налогов. Таким образом, возможности органов местного самоуправления по стимулированию и поддержке развития малого и среднего бизнеса за счет администрирования местных налогов весьма ограниченны. Их влияние на налогообложение субъектов малого и среднего бизнеса может осуществляться только за счет регулирования взимания земельного налога с соответствующих субъектов.
Помимо местных налогов доходная часть всех местных бюджетов формируется за счет отчислений от федеральных и региональных налогов. Нормами Бюджетного кодекса РФ устанавливаются нормативы отчислений в местные бюджеты от двух специальных налоговых режимов:
  • от единого сельскохозяйственного налога в бюджеты поселений и муниципальных районов — по 30 %(ст. 61 и 61.1), в бюджеты городских округов — 60 % (ст.61.2);
  • от единого налога — 90 % в бюджеты муниципальных районов и городских округов (ст. 61.1 и 61.2).
Данные налоговые режимы применяются субъектами малого и среднего предпринимательства. Однако эти поступления составляют незначительную долю в доходах местных бюджетов: в 2007 г., по данным Минфина России, от единого сельскохозяйственного налога было получено 0,056 % (1,1 млрд руб.), от единого налога — 2,5 % (48,9 млрд руб.)
Наиболее значимыми для местных бюджетов остаются поступления от налога на доходы физических лиц. Однако данный налог не относится к системе налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства.

Единый налог

С 1 января 2006 г. представительным органам муниципальных районов и городских округов дается право вводить систему налогообложения в виде единого налога, определять виды предпринимательской деятельности, в отношении которых он вводится, в пределах перечня, приведенного в Налоговом кодексе, а также устанавливать значения корректирующего коэффициента базовой доходности К2, учитывающие совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности (ст. 346.26 НК РФ).
Вместе с тем налоговых полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов недостаточно для обеспечения налоговой автономии муниципальных районов, в том числе для стимулирования развития малого и среднего бизнеса, поскольку элементы налогообложения единого налога устанавливаются Налоговым кодексом. А это значит, что органы местного самоуправления муниципальных районов не могут определять налоговые ставки, порядок и сроки уплаты единого налога, а также предоставлять по нему налоговые льготы. Таким образом, в настоящее время у муниципальных образований отсутствуют какие-либо значительные налоговые полномочия для стимулирования развития малого и среднего бизнеса, а также совершенствования системы его налогообложения. Полагаем, что в современных условиях важно создать такую систему стимулирования, в том числе за счет закрепления за местными бюджетами дополнительных налоговых доходов.

«Упрощенка»

На практике субъекты малого и среднего предпринимательства часто применяют упрощенную систему налогообложения, которая предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период (ст. 346.11 НК РФ). Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие такую систему, не признаются плательщиками НДС за исключением случаев, предусмотренных Налоговым кодексом.
В настоящее время согласно нормам Бюджетного кодекса РФ (ч. 2 ст. 56) поступления от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, а также от налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением данной системы, подлежат зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативу 90 %. Вместе с тем следует учитывать, что нормами Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселений (городских округов) и муниципальных районов отнесены соответственно вопросы по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства в поселении, а также по содействию его развития на территории муниципального района. В связи с этим для стимулирования муниципальных образований в решении указанных вопросов целесообразно закрепить за местными бюджетами нормативы отчислений от данных налогов, что позволит значительно увеличить налоговые доходы местных бюджетов (на 10,3 %).

Совершенствование системы налогообложения

Что сделано

В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию от 23 июня 2008 г. «О бюджетной политике в 2009–2011 гг.» указывается на необходимость совершенствования порядка применения специальных налоговых режимов субъектами малого предпринимательства в целях дальнейшего улучшения условий их деятельности и предотвращения возможных злоупотреблений и неправомерного использования налоговых преференций.
22 июля 2008 г. принят Федеральный закон № 155-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ», который предусматривает ряд положений, обеспечивающих создание благоприятных налоговых условий для развития малого и среднего бизнеса. Данным федеральным законом в отношении единого сельскохозяйственного налога:
  • снято ограничение, не позволявшее перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога организациям, имеющим филиалы или представительства;
  • отменена обязанность налогоплательщиков по представлению налоговых деклараций по итогам отчетных периодов (их нужно будет представлять только по итогам налогового периода).
В отношении упрощенной системы налогообложения:
  • отменена обязанность налогоплательщиков по представлению налоговых деклараций по итогам отчетных периодов (их нужно будет представлять только по итогам налогового периода);
  • уточнены особенности применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента. Им дано право привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера. Однако средняя численность таких работников не должна превышать пяти человек за налоговый период.
Нормами Федерального закона № 155-ФЗ также снято ограничение, в соответствии с которым право на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента предоставлялось только в отношении одного вида предпринимательской деятельности, расширен перечень видов деятельности, в отношении которых может применяться данная система налогообложения.

Что предлагается сделать

Однако совершенствование системы налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства необходимо продолжить. Полагаем, что в современных условиях следует снижать налоговое бремя для субъектов малого бизнеса, действующих в приоритетных отраслях экономики и занимающихся социально значимыми видами деятельности, а также для микропредприятий в первые годы их деятельности. Целесообразно рассмотреть возможность установления в Налоговом кодексе дифференцированных подходов в отношении налогообложения микро-, малых и средних предприятий, в том числе в случаях применения ими специальных налоговых режимов и налоговых преференций.
При использовании указанных подходов можно будет расширить налоговые полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования налогообложения микро- и малых предприятий. В частности, допустимо рассмотреть вопрос о предоставлении органам местного самоуправления права устанавливать некоторые элементы налогообложения в отношении упрощенной системы налогообложения и единого налога в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом, при применении их указанными категориями предприятий.
К компетенции органов местного самоуправления можно отнести определение размера потенциально возможного годового дохода индивидуального предпринимателя по каждому из видов предпринимательской деятельности, по которому разрешается применение упрощенной системы налогообложения на основе патента, а также перечня таких видов деятельности. При расчете размера указанного дохода органы местного самоуправления смогут более эффективно учитывать особенности и специфику ведения предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями на территории соответствующего муниципального образования. Рамочные критерии для определения размера дохода следует предусмотреть в методике, утвержденной на федеральном уровне.

Имущественная поддержка малого и среднего бизнеса

Важно отметить, что органы местного самоуправления могут осуществлять поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства не только за счет регулирования порядка и условий их налогообложения, но и за счет материальных и финансовых средств, имеющихся в распоряжении муниципальных образований. Согласно нормам Федерального закона № 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего бизнеса разрешается осуществлять за счет средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, муниципальных гарантий по обязательствам данных субъектов.
По данным ряда субъектов РФ и ассоциаций муниципальных образований, в настоящее время большинство малых и средних городов, а также сельских поселений имеют незначительный налоговый потенциал и низкий уровень бюджетной обеспеченности и не располагают достаточными собственными финансовыми ресурсами для поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, в том числе на предоставление им бюджетных инвестиций и реализацию соответствующих муниципальных программ. В связи с этим необходимо рассмотреть вопрос о софинансировании указанных расходов местных бюджетов из бюджетов вышестоящих уровней.
Имущественная поддержка субъектов может осуществляться органами местного самоуправления за счет предоставления им во владение или пользование муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, транспортных средств, инструментов, на возмездной или безвозмездной основе либо на льготных условиях.
В соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ органы местного самоуправления вправе утверждать перечни муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, в целях предоставления его субъектам малого и среднего бизнеса во владение и пользование на долгосрочной основе. Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) включенного в них муниципального имущества устанавливаются муниципальными правовыми актами. При этом такое имущество не подлежит отчуждению в частную собственность.
18 октября 2007 г. принят Федеральный закон № 53-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», дополнивший перечень видов имущества, которое может находиться в собственности поселений, муниципальных районов и городских округов, установленный в Федеральном законе № 131-ФЗ. В частности, в перечень добавлено имущество, предназначенное для развития малого и среднего предпринимательства в поселении, а также для содействия развитию малого и среднего бизнеса на территории муниципального района, в том числе для формирования и развития инфраструктуры, поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Таким образом, нормы Федерального закона № 53-ФЗ позволили органам местного самоуправления не принимать решений о приватизации или перепрофилировании указанного имущества до 1 января 2009 г., сохранив возможность его использования субъектами малого и среднего бизнеса после указанной даты.
Кроме того, в целях осуществления имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства принят Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства». Согласно закону указанным субъектам предоставляется преимущественное право на приобретение арендуемого имущества, находящегося в собственности субъекта РФ или муниципальной собственности, при его возмездном отчуждении из собственности соответствующих публично-правовых образований. Такое имущество должно приобретаться субъектами малого и среднего бизнеса по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Преимущественное право выкупа недвижимого имущества предоставляется указанным субъектам до 1 июля 2010 г. при условии, что арендуемое имущество находилось у них во временном владении или временном пользовании в течение минимум трех лет до дня вступления в силу Федерального закона № 159-ФЗ, арендная плата за это время перечислялась ими надлежащим образом, то есть своевременно и в полном объеме, а площадь арендуемых помещений не превышает установленных законами субъектов РФ предельных значений площади арендуемых помещений. Право выкупа может быть реализовано только в том случае, если арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с Федеральном законом № 209-ФЗ перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и/или пользование субъектам малого и среднего бизнеса.
Таким образом, названными законодательными актами значительно расширены возможности органов местного самоуправления по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. Однако ограниченные финансовые возможности местных бюджетов и незначительные полномочия органов местного самоуправления в сфере налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса не позволяют им эффективно применять все экономические механизмы и принимать меры по поддержке и развитию указанных субъектов на местном уровне.
Поделиться