22-я церемония вручения старейшей в стране Национальной кинематографической премии "Ника" прошла в пятницу. Это был праздник, и, как любой большой праздник, он начался с приветствия президента России Дмитрия Медведева.
Состав номинантов отметал мрачные пророчества насчет творческого ступора, в который впадает кино. Год был урожайный. Пятерку претендентов на статус лучшего фильма составляли сильные конкуренты: "Стиляги" Валерия Тодоровского, "Исчезнувшая империя" Карена Шахназарова, "Дикое поле" Михаила Калатозишвили, "Бумажный солдат" Алексея Германа-младшего, "Пленный" Алексея Учителя. Победили "Стиляги". Фильмы, созданные для массовой аудитории, редко становятся фаворитами профессионального киносообщества. К тому же это мюзикл - жанр, который многие считают чуждым нашему искусству. Критики жанра забывают о традициях отечественного киномюзикла, заложенных Григорием Александровым, Иваном Пырьевым, Александром Ивановским, Эльдаром Рязановым, Леонидом Квинихидзе, Кареном Шахназаровым... Об этих традициях и напомнил Валерий Тодоровский в "Стилягах" - одном из самых совершенных по режиссуре и исполнению образцов жанра. Эта картина стала лидером "Ники" по числу номинаций (восемь) и премий: она взяла также награды за лучшую работу художника, художника по костюмам и звукооператора.
Все три режиссера, выдвинутые на премию в номинации за лучшую режиссерскую работу, - представители именитых кинематографических династий: Калатозишвили (Калатозов), Тодоровский, Герман. Это хочется считать знаковым событием: связь поколений уже не как красивая метафора, а как реальное продолжение лучших традиций отечественной киношколы. В мировом кино немного таких примеров.
Актерские номинации складывались необычно: много сильных женских ролей и мало мужских. Победа Дарьи Мороз и Анны Михалковой в драме Александра Прошкина "Живи и помни" была трудной: среди конкурентов - яркие работы Ксении Раппопорт и Чулпан Хаматовой в фильмах "Юрьев день" и "Бумажный солдат". В принципе с большим успехом можно поздравить каждую из номинанток. Стоит особо отметить стремительный творческий рост Анны Михалковой - она уже вошла в число самых перспективных актрис нашего кино.
В мужских же номинациях в категории "Исполнитель главной роли" выбор, напротив, был однозначен: ни монотонный Мераб Нинидзе в "Бумажном солдате", ни даже Константин Хабенский в сладком, но фальшивом "Адмирале" по большому счету не заслуживали и номинаций. Так что победу дебютанта Олега Долина в "Диком поле" можно считать предопределенной. Труднее был выбор в номинации "Мужская роль второго плана": Роман Мадянов в "Диком поле" вырвал победу в накаленном состязании с Сергеем Гармашом в "Стилягах" и Арменом Джигарханяном в "Исчезнувшей империи".
Центральным эпизодом церемонии стало награждение почетными премиями "За вклад в кинематографическую науку и образование" и "За честь и достоинство". В первой номинации новым лауреатом стал известный кинокритик, автор книг о кино и телевидении, колумнист "Российской газеты" Юрий Богомолов. Во второй почетный список мастеров, награжденных этой премией в прошлые годы, теперь вошел и Алексей Герман - автор великих фильмов "Проверка на дорогах", "Двадцать дней без войны", "Мой друг Иван Лапшин". На экране прошли кадры из нового фильма Германа "Что сказал табачник" по роману братьев Стругацких "Трудно быть богом". Название картины условное, впереди еще работа по доводке фильма, но показанные нам кадры интригуют и обещают произведение мощное, масштабное и эмоционально сильное.
22-я церемония "Ники" проходила в условиях стесненных - в фигуральном и буквальном смысле слова. Историческое здание театра "Московская оперетта", бывшей оперы Зимина, стоит в самом центре Москвы, где нет возможности развернуть традиционную "красную дорожку", а его тесные фойе мало приспособлены для общения. Кризис сказался и на "вещественном наполнении" премий: подарков в виде автомобилей на этот раз не было. Зато министерство культуры обещало победителю в номинации "Лучший фильм" грант на следующий проект.
Но никакой кризис не помешал людям кино снова пережить полузабытое за последние годы чувство единой большой семьи, где каждый рад каждому. А это дорогого стоит. Этим уникальна "Ника", и поэтому надо ее беречь.
Лауреаты Национальной премии "Ника" за 2008 год
Лучший игровой фильм - "Стиляги" (режиссер Валерий Тодоровский)
Лучшая режиссура - Алексей Герман-мл. ("Бумажный солдат")
Лучший сценарий - Петр Луцик, Алексей Саморядов ("Дикое поле")
Лучший неигровой фильм - "Анастасия" (режиссер Виктор Лисакович)
Лучший анимационный фильм - "Правдивая история о трех поросятах" (режиссер Константин Бронзит)
Лучший фильм стран СНГ и Балтии - "Райские птицы" (Роман Балаян, Украина)
Лучший оператор - Максим Дроздов, Алишер Хамидходжаев ("Бумажный солдат")
Лучшая музыка - Алексей Айги ("Дикое поле")
Лучшая мужская роль - Олег Долин ("Дикое поле")
Лучшая женская роль - Дарья Мороз ("Живи и помни")
Лучшая мужская роль второго плана - Роман Мадянов ("Дикое поле")
Лучшая женская роль второго плана - Анна Михалкова ("Живи и помни")
Лучшая работа художника - Владимир Гудилин ("Стиляги")
Лучшая работа художника по костюмам - Александр Осипов ("Стиляги")
Лучшая работа звукорежиссера - Сергей Чупров ("Стиляги")
За честь и достоинство - Алексей Герман-старший
За вклад в кинематографическую науку и образование - Юрий Богомолов
Открытие года - Валерия Гай Германика ("Все умрут, а я останусь")
Источник: "Российская газета"
Состав номинантов отметал мрачные пророчества насчет творческого ступора, в который впадает кино. Год был урожайный. Пятерку претендентов на статус лучшего фильма составляли сильные конкуренты: "Стиляги" Валерия Тодоровского, "Исчезнувшая империя" Карена Шахназарова, "Дикое поле" Михаила Калатозишвили, "Бумажный солдат" Алексея Германа-младшего, "Пленный" Алексея Учителя. Победили "Стиляги". Фильмы, созданные для массовой аудитории, редко становятся фаворитами профессионального киносообщества. К тому же это мюзикл - жанр, который многие считают чуждым нашему искусству. Критики жанра забывают о традициях отечественного киномюзикла, заложенных Григорием Александровым, Иваном Пырьевым, Александром Ивановским, Эльдаром Рязановым, Леонидом Квинихидзе, Кареном Шахназаровым... Об этих традициях и напомнил Валерий Тодоровский в "Стилягах" - одном из самых совершенных по режиссуре и исполнению образцов жанра. Эта картина стала лидером "Ники" по числу номинаций (восемь) и премий: она взяла также награды за лучшую работу художника, художника по костюмам и звукооператора.
Все три режиссера, выдвинутые на премию в номинации за лучшую режиссерскую работу, - представители именитых кинематографических династий: Калатозишвили (Калатозов), Тодоровский, Герман. Это хочется считать знаковым событием: связь поколений уже не как красивая метафора, а как реальное продолжение лучших традиций отечественной киношколы. В мировом кино немного таких примеров.
Актерские номинации складывались необычно: много сильных женских ролей и мало мужских. Победа Дарьи Мороз и Анны Михалковой в драме Александра Прошкина "Живи и помни" была трудной: среди конкурентов - яркие работы Ксении Раппопорт и Чулпан Хаматовой в фильмах "Юрьев день" и "Бумажный солдат". В принципе с большим успехом можно поздравить каждую из номинанток. Стоит особо отметить стремительный творческий рост Анны Михалковой - она уже вошла в число самых перспективных актрис нашего кино.
В мужских же номинациях в категории "Исполнитель главной роли" выбор, напротив, был однозначен: ни монотонный Мераб Нинидзе в "Бумажном солдате", ни даже Константин Хабенский в сладком, но фальшивом "Адмирале" по большому счету не заслуживали и номинаций. Так что победу дебютанта Олега Долина в "Диком поле" можно считать предопределенной. Труднее был выбор в номинации "Мужская роль второго плана": Роман Мадянов в "Диком поле" вырвал победу в накаленном состязании с Сергеем Гармашом в "Стилягах" и Арменом Джигарханяном в "Исчезнувшей империи".
Центральным эпизодом церемонии стало награждение почетными премиями "За вклад в кинематографическую науку и образование" и "За честь и достоинство". В первой номинации новым лауреатом стал известный кинокритик, автор книг о кино и телевидении, колумнист "Российской газеты" Юрий Богомолов. Во второй почетный список мастеров, награжденных этой премией в прошлые годы, теперь вошел и Алексей Герман - автор великих фильмов "Проверка на дорогах", "Двадцать дней без войны", "Мой друг Иван Лапшин". На экране прошли кадры из нового фильма Германа "Что сказал табачник" по роману братьев Стругацких "Трудно быть богом". Название картины условное, впереди еще работа по доводке фильма, но показанные нам кадры интригуют и обещают произведение мощное, масштабное и эмоционально сильное.
22-я церемония "Ники" проходила в условиях стесненных - в фигуральном и буквальном смысле слова. Историческое здание театра "Московская оперетта", бывшей оперы Зимина, стоит в самом центре Москвы, где нет возможности развернуть традиционную "красную дорожку", а его тесные фойе мало приспособлены для общения. Кризис сказался и на "вещественном наполнении" премий: подарков в виде автомобилей на этот раз не было. Зато министерство культуры обещало победителю в номинации "Лучший фильм" грант на следующий проект.
Но никакой кризис не помешал людям кино снова пережить полузабытое за последние годы чувство единой большой семьи, где каждый рад каждому. А это дорогого стоит. Этим уникальна "Ника", и поэтому надо ее беречь.
Лауреаты Национальной премии "Ника" за 2008 год
Лучший игровой фильм - "Стиляги" (режиссер Валерий Тодоровский)
Лучшая режиссура - Алексей Герман-мл. ("Бумажный солдат")
Лучший сценарий - Петр Луцик, Алексей Саморядов ("Дикое поле")
Лучший неигровой фильм - "Анастасия" (режиссер Виктор Лисакович)
Лучший анимационный фильм - "Правдивая история о трех поросятах" (режиссер Константин Бронзит)
Лучший фильм стран СНГ и Балтии - "Райские птицы" (Роман Балаян, Украина)
Лучший оператор - Максим Дроздов, Алишер Хамидходжаев ("Бумажный солдат")
Лучшая музыка - Алексей Айги ("Дикое поле")
Лучшая мужская роль - Олег Долин ("Дикое поле")
Лучшая женская роль - Дарья Мороз ("Живи и помни")
Лучшая мужская роль второго плана - Роман Мадянов ("Дикое поле")
Лучшая женская роль второго плана - Анна Михалкова ("Живи и помни")
Лучшая работа художника - Владимир Гудилин ("Стиляги")
Лучшая работа художника по костюмам - Александр Осипов ("Стиляги")
Лучшая работа звукорежиссера - Сергей Чупров ("Стиляги")
За честь и достоинство - Алексей Герман-старший
За вклад в кинематографическую науку и образование - Юрий Богомолов
Открытие года - Валерия Гай Германика ("Все умрут, а я останусь")
Источник: "Российская газета"