Три года назад, когда фестиваль «Наша анимация» в «35 ММ» только появился, его программа почти целиком повторяла программу Суздальского анимационного фестиваля -- главного российского смотра отечественных мультфильмов, где показывают все, что снято в России за год. Это было очень кстати: как раз в это время анимация у нас почти совсем оправилась от клинической смерти 90-х, фильмов стало больше, и они стали куда лучше, а значит, было бы особенно обидно, если бы этих картин не увидел никто, кроме профессионального сообщества, набивающего фестивальный суздальский зал. Со временем «Наша анимация», которая по-прежнему опирается на новые фильмы из суздальской программы, стала расширяться, предлагать новые оригинальные подборки фильмов и придумывать свои киноманские сюжеты. В этом году их целых два. Во-первых, программа «Наши за границей», представляющая мультфильмы наших бывших соотечественников, успешно снимающих за рубежом (эту подборку покажут дважды), а во-вторых, всего один раз можно будет увидеть документальный фильм киноведа Виктора Бочарова «Запоздавшая премьера» о танцоре, хореографе и, как выяснилось, авторе кукольных мультфильмов начала века Александре Ширяеве.
Программу о современных режиссерах русского зарубежья хотелось увидеть давно -- за последние годы несколько наших бывших соотечественников набрали немало международных призов. И в этом смысле подборка «Наши за границей» получилась весьма представительной. В ней будут и кукольные фильмы бывшего московского театрального художника Петра Сапегина, живущего в Норвегии. И картина соратника Александра Татарского, создававшего вместе с ним студию «Пилот», а теперь американца Игоря Ковалева. И взявшая в этом году гору призов по всему миру уморительная короткометражка еще одного «пилотовца» Алексея Алексеева, живущего в Венгрии. Среди других режиссеров -- «американка» более старшего поколения Ирра Вербицки и молодой, снимающий эффектные силуэтные музыкальные клипы Алексей Будовский, «немка» Алла Чурикова, «французы» Юрий Черенков и Зоя Трофимова, студент бельгийской школы анимации «Каск» Роман Клочков.
Картина Виктора Бочарова вводит в анимационный обиход имя человека, весьма известного в хореографической среде. Александр Ширяев был не только замечательным мастером характерного танца и хореографом, он был помощником Петипа и фактически руководил балетной труппой Мариинского театра после него. Рассказывая о Ширяеве -- танцоре и балетмейстере, Бочаров показывает, как в попытке зафиксировать каждое мгновение танца (а историки балета знают, как много уникальных созданий великих балетмейстеров прошлого исчезли, поскольку неизвестно было, как их сохранить) Ширяев рисовал тысячи рисунков, буквально складывающихся в мультфильм. Собственно, мультфильмами серию зарисовок придумал сделать Бочаров, и теперь у нас есть уникальное историческое свидетельство о танце императорского балета самого начала ХХ века. Но дальше -- больше. Ширяев увлекся только что возникшим кинематографом, он всюду ходил с кинокамерой, снимая прежде всего танцы. А потом придумал сделать кукол и уже с ними разыгрывать балетные сценки и фиксировать их на пленку. Вот эти-то фильмы хореографа, вошедшие в картину Бочарова, не только представляют поразительный исторический материал, неоценимый для историков балета, но и меняют принятую точку зрения на то, кто был первым российским аниматором. А кроме того, они сами по себе восхитительны.
Что касается основной программы фестиваля «Наша анимация», то она состоит из трех детских подборок и двух взрослых, каждая из которых будет показана в этот уикенд дважды. Впрочем, «взрослые» программы годятся и подросткам -- фильмов с насилием или откровенным сексом наши аниматоры не снимают, а смешными двусмысленностями нынче тинейджеров не удивишь. Вот, например, во взрослой подборке фильм Ивана Максимова «Дополнительные возможности Пятачка» показывает сюжет на тему «Винни-Пуха» в своей фирменной графической манере, где что угодно выглядит историей из жизни маленьких монстриков. Так тут муки Пятачка, пытающегося приспособить свой непривычно длинный хоботок к надувному шарику, недвусмысленно ассоциируются с трудно надеваемым презервативом.
В детских программах, конечно, такого не встретишь. Зато в них есть и новые серии давно начатых циклов «Колыбельные мира», «Смешарики», «Гора самоцветов», и особенно удачные картины из только что начатых сериалов, в том числе трехмерного про Машеньку и Медведя, где медведь ежеминутно пытается спасти и хоть как-то обуздать крошечную бандитку Машу. А что самое интригующее, в одной из детских программ значится последний фильм Константина Бронзита «Правдивая история трех поросят», которую почти никто еще не видел. Дело в том, что Бронзит, известный требовательностью к себе и, видимо, не вполне довольный получившимся фильмом, снял его с показа на Суздальском фестивале. Так что эту картину, где история про поросят рассказана от имени доброго волка, которого неправильно поняли, не видели даже профессионалы. Тем более удивительным выглядит то, что Бронзит за этот фильм только что получил премию «Ника». Впрочем, анимацию, даже когда она более доступна, наши киноакадемики смотрят редко, так что можно считать, что эта премия была послана вдогонку режиссеру, в этом году номинированному на «Оскара». Ведь в прошлом году оскаровская «Уборная история -- любовная история» «Нику» так и не получила.
Источник: "Время Новостей", Дина ГОДЕР
Программу о современных режиссерах русского зарубежья хотелось увидеть давно -- за последние годы несколько наших бывших соотечественников набрали немало международных призов. И в этом смысле подборка «Наши за границей» получилась весьма представительной. В ней будут и кукольные фильмы бывшего московского театрального художника Петра Сапегина, живущего в Норвегии. И картина соратника Александра Татарского, создававшего вместе с ним студию «Пилот», а теперь американца Игоря Ковалева. И взявшая в этом году гору призов по всему миру уморительная короткометражка еще одного «пилотовца» Алексея Алексеева, живущего в Венгрии. Среди других режиссеров -- «американка» более старшего поколения Ирра Вербицки и молодой, снимающий эффектные силуэтные музыкальные клипы Алексей Будовский, «немка» Алла Чурикова, «французы» Юрий Черенков и Зоя Трофимова, студент бельгийской школы анимации «Каск» Роман Клочков.
Картина Виктора Бочарова вводит в анимационный обиход имя человека, весьма известного в хореографической среде. Александр Ширяев был не только замечательным мастером характерного танца и хореографом, он был помощником Петипа и фактически руководил балетной труппой Мариинского театра после него. Рассказывая о Ширяеве -- танцоре и балетмейстере, Бочаров показывает, как в попытке зафиксировать каждое мгновение танца (а историки балета знают, как много уникальных созданий великих балетмейстеров прошлого исчезли, поскольку неизвестно было, как их сохранить) Ширяев рисовал тысячи рисунков, буквально складывающихся в мультфильм. Собственно, мультфильмами серию зарисовок придумал сделать Бочаров, и теперь у нас есть уникальное историческое свидетельство о танце императорского балета самого начала ХХ века. Но дальше -- больше. Ширяев увлекся только что возникшим кинематографом, он всюду ходил с кинокамерой, снимая прежде всего танцы. А потом придумал сделать кукол и уже с ними разыгрывать балетные сценки и фиксировать их на пленку. Вот эти-то фильмы хореографа, вошедшие в картину Бочарова, не только представляют поразительный исторический материал, неоценимый для историков балета, но и меняют принятую точку зрения на то, кто был первым российским аниматором. А кроме того, они сами по себе восхитительны.
Что касается основной программы фестиваля «Наша анимация», то она состоит из трех детских подборок и двух взрослых, каждая из которых будет показана в этот уикенд дважды. Впрочем, «взрослые» программы годятся и подросткам -- фильмов с насилием или откровенным сексом наши аниматоры не снимают, а смешными двусмысленностями нынче тинейджеров не удивишь. Вот, например, во взрослой подборке фильм Ивана Максимова «Дополнительные возможности Пятачка» показывает сюжет на тему «Винни-Пуха» в своей фирменной графической манере, где что угодно выглядит историей из жизни маленьких монстриков. Так тут муки Пятачка, пытающегося приспособить свой непривычно длинный хоботок к надувному шарику, недвусмысленно ассоциируются с трудно надеваемым презервативом.
В детских программах, конечно, такого не встретишь. Зато в них есть и новые серии давно начатых циклов «Колыбельные мира», «Смешарики», «Гора самоцветов», и особенно удачные картины из только что начатых сериалов, в том числе трехмерного про Машеньку и Медведя, где медведь ежеминутно пытается спасти и хоть как-то обуздать крошечную бандитку Машу. А что самое интригующее, в одной из детских программ значится последний фильм Константина Бронзита «Правдивая история трех поросят», которую почти никто еще не видел. Дело в том, что Бронзит, известный требовательностью к себе и, видимо, не вполне довольный получившимся фильмом, снял его с показа на Суздальском фестивале. Так что эту картину, где история про поросят рассказана от имени доброго волка, которого неправильно поняли, не видели даже профессионалы. Тем более удивительным выглядит то, что Бронзит за этот фильм только что получил премию «Ника». Впрочем, анимацию, даже когда она более доступна, наши киноакадемики смотрят редко, так что можно считать, что эта премия была послана вдогонку режиссеру, в этом году номинированному на «Оскара». Ведь в прошлом году оскаровская «Уборная история -- любовная история» «Нику» так и не получила.
Источник: "Время Новостей", Дина ГОДЕР