Безопасность — 05 мая 2009

В "черном списке" МЧС остаются сотни объектов

поджоги, МЧС

Версия для печати 6951 Материалы по теме
спички
Накануне празднования 360-летия Пожарной охраны России в редакции побывал главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору Геннадий Кириллов и ответил на вопросы читателей.

Российская газета: Геннадий Николаевич, почему в стране полыхают пожары в интернатах и домах престарелых?
Геннадий Кириллов: Пожары в учреждениях с круглосуточным пребыванием людей часто имеют одну причину - человеческий фактор. Не секрет, что у нас есть определенный контингент людей, которые неоднократно побывали в местах не столь отдаленных. И если им за 60, а дома так и не появилось, то их отправляют в те же интернаты. Вспомните пожар в Тульской области. Там бывшие осужденные, 16 человек, получили пенсии и пьянствовали. Никто из медперсонала был не в силах эту братию утихомирить. В результате - тридцать погибших. Мы предлагаем губернаторам - давайте для таких граждан создадим отдельный интернат. И выставим там пост милиции. Для поддержания общественного порядка.

РГ: Руководитель Воронежского областного интерната милосердия для престарелых и инвалидов спрашивает: возможно ли внести поправки в закон, чтобы разрешить пожарным инспекторам и руководству интернатов применять адекватные воздействия к проживающим, которые нарушают режим?
Кириллов: По закону штраф может налагаться на любого гражданина. Если проживающий находится в нетрезвом состоянии, надо обращаться в милицию, проводить соответствующие мероприятия. Рычаги воздействия есть, ими надо умело пользоваться.

РГ: Существует ли в стране категория учреждений или организаций, хорошо подготовленных к пожароопасным ситуациям?
Кириллов: Мы ведем совместную плодотворную работу с министерством образования. За последние годы в образовательных учреждениях многое сделано по противопожарной подготовке. Это и интернаты, и школы, и детские сады. В Москве, к примеру, все проблемы по противопожарной подготовке решены на 99 процентов. Иная ситуация в регионах. Недавно я заехал в сельскую больницу, а мне главврач и говорит: "Геннадий Николаевич, вы требуете, чтобы у нас была пожарная сигнализация, а у меня нет нормального прибора для анализа крови. Для меня что главнее? Я же врач, должен лечить".

С другой стороны, есть учреждения, так называемые фантомы, которые были обнаружены после последней проверки. Некоторые объекты вообще не были зарегистрированы. А за это прежде всего отвечают местные органы власти. Мы же приходим в налоговые органы, и выясняем, какие организации стоят на учете. Туда и направляемся.

РГ: Вопрос из Пензы. Суд вынес решение приостановить деятельность интерната для глухих детей, где не соблюдаются противопожарные правила. В то, что 100 детей выкинут на улицу, в регионе верят не особо. Вы готовы в таких ситуациях идти до конца и настаивать на исполнении решения?
Кириллов: По закону мы имеем право приостановить деятельность объекта на пять суток, не более. Все остальное решается через суд. Если суд принял такое решение, значит, судебные приставы обязаны его выполнить. Конечно, сами мы детей перемещать не станем. Да и не везде такое перемещение возможно. Вспомните последние пожары в Астраханской области. Было принято решение о выселении людей из сорока зданий. Для жильцов, большая часть которых ведет асоциальный образ жизни, надо было найти временное пристанище в домах отдыха, санаториях, гостиницах. Хозяева этих объектов без оплаты народ не вселяют. И это их право.

РГ: Интересный вопрос из Самары. Второй год подряд там горит исторический центр города. Частный сектор, двухэтажные деревянные дома, расположенные на "золотой" земле. Чуть ли не на следующий день после пожара на его месте начинается строительство нового, элитного жилого дома. Жители утверждают, что их поджигают, и каждую ночь организуют дежурства. Что делать?
Кириллов: Очень хороший вопрос. Приведу интересный пример. Два года тому назад меня забросали письмами из Томской области. В центре города, как и в Самаре, начали поджигать старые частные дома. И местное руководство приняло умнейшее решение. На местах поджогов теперь не разрешают строить новый жилой дом или торговый центр. Там сооружают детскую спортивную площадку или фонтан. Вот вам и конкретный путь решения проблемы.

В целом же по России количество поджогов ежегодно увеличивается на 5-7 процентов. Причем горят не только жилые дома, но и рынки. Идет война за передел собственности. Согласитесь, отличный выход нашли в Томской области!

РГ: Власти Пензенской области второй год подряд вынуждены вводить весной особый противопожарный режим. Виной тому - бесконтрольное сжигание мусора. Так, в начале апреля в селе Красково Никольского района огневая уборка привела к тому, что сгорело сразу девять жилых домов. А в минувшие выходные пожары взяли в кольцо областной центр и все силы огнеборцев были брошены в поля. Неужели нельзя принять предупреждающие действия?
Кириллов: Вы думаете, что мы не делаем выводы? Думаете, местные органы власти не обсуждают эту проблему? Я только что вернулся из командировки. Был в Волгоградской области, в Калмыкии. Да там руководство и местные СМИ только об этом и говорят. Вчера еду по трассе из аэропорта Домодедово: и справа и слева горит трава... К сожалению, усилий только пожарного надзора здесь недостаточно. Надо повышать культуру безопасности наших граждан.

РГ: Вопрос от жителей города Чапаевска Самарской области. Три года как там построена уникальная детская больница. Но по старым СНиПам. И, как объясняет местное медицинское руководство, Госпожнадзор отказывался подписывать приемку, так как объект не соответствует современным требованиям. Детей лечат в соседней больнице-развалюхе...
Кириллов: Интересно... Дело в том, что уже в течение трех лет Госпожнадзор не принимает участие в приемке и сдаче построенных объектов. Мы ничего в этом случае не подписываем. За все отвечает строительный надзор. Кстати, после того, как было принято решение о нашем уходе со строек, количество пожаров на строящихся объектах страны увеличилось на 10-15 процентов в год.

РГ: Разработаны ли необходимые нормативные акты для реализации нового Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", который вступил в силу 1 мая?
Кириллов: Для его реализации подготовлен пакет нормативных правовых документов. Это пять постановлений правительства и одно распоряжение. Утверждено 12 сводов правил и 84 национальных стандарта, в которых регламентируются основные требования технического регламента.

РГ: Кто должен составлять декларацию пожарной безопасности?
Кириллов: Собственники объектов. Требования к декларации изложены в статье 64 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Что представляет собой декларация? В декларации владелец, собственник самостоятельно перечисляет все действующие документы, которыми он руководствуется при реализации требований пожарной безопасности на своем объекте. В уведомительном порядке отправляет декларацию в соответствующие органы Госпожнадзора. Обращаю ваше внимание: для того чтобы подать декларацию, не нужно стоять в очередях, не нужно заранее записываться, не нужно оплачивать никакие квитанции, - все делается совершенно бесплатно. Единственное, на что придется потратиться, это услуги почтовой связи. Но и на этом можно сэкономить, можно лично отвезти декларацию. Декларация заполняется всеми предприятиями и организациями за исключением ряда объектов. Если здание не построено, а только готовится к сдаче, декларацию пожарной безопасности заполнит проектная организация.

РГ: Упростится или усложнится проектирование и строительство в свете нового закона? Как техрегламент пожарной безопасности соотносится с техрегламентом о безопасности зданий?
Кириллов: Безусловно, выполнение проектирования и строительства только упростится. С вступлением в силу нового закона вместо полутора тысяч всевозможных нормативных документов надо будет руководствоваться лишь требованиями закона, 12 сводов правил и около 90 национальных стандартов.

РГ: На какие здания распространяется действие технического регламента? Как быть собственникам тех зданий, которые построены в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности?
Кириллов: Все здания, которые построены на основе действующей нормативной правовой базы до введения в действие технического регламента, не подлежат переоборудованию, реконструкции, дооснащению в связи с новыми требованиями. Но компенсирующие мероприятия придется провести. Безусловно, в любом здании должны быть системы, обеспечивающие безопасность граждан от пожаров.

РГ: Геннадий Николаевич, на каких объектах проводится система независимой оценки пожарного риска, аудита пожарной безопасности?
Кириллов: Это определяет собственник здания. Если он хочет, чтобы его контролировал и проверял Госпожнадзор, тогда он обращается к нам. Если нет, то обращается в аудиторскую компанию для проведения независимой оценки рисков. В этом случае на объекте мы не появляемся в течение трех лет, не проверяем.

Независимая оценка пожарных рисков проводится на основании договора между собственником здания и экспертной организацией.

РГ: Предусматривает ли вступление в силу техрегламента отмену лицензирования производства работ по монтажу и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности?
Кириллов: Такое решение планируется. Но если до 1 марта лицензии выдавались в министерстве, то теперь есть соответствующий приказ передать эту функцию региональным центрам. Их у нас семь. Так что в Москву за разрешением ехать теперь не нужно. Что же касается лицензирования в целом, то в МЧС ведется планомерная работа по снижению количества лицензируемых видов деятельности. Для нас главная задача - снизить нагрузку на бизнес в этой области и постепенно перейти к системе страхования, саморегулирования.

РГ: Что вы думаете о саморегулируемых организациях? Поможет ли их появление противодействию коррупции?
Кириллов: Безусловно, поможет. Однако эта система только начинает работать. Важно, чтобы не возник монополизм в этой сфере.

РГ: Кто будет выдавать им лицензию?
Кириллов: Сегодня ведется совместная с бизнес-сообществом работа по созданию правовых основ саморегулирования в области пожарной безопасности. Мы предполагаем, что саморегулируемые организации будут регистрироваться в МЧС России.

РГ: Что ждет пожарную инспекцию после введения в силу нового регламента? Планируется ли сокращение инспекторов?
Кириллов: Нет. Дело в том, что те сотрудники, которые работают в надзорных органах министерства, достаточно серьезно загружены. Кроме этого на них сегодня дополнительно возлагаются функции по надзору в сфере ГО и ЧС.

РГ: Согласно новому закону пожарные подразделения обязаны прибыть к месту вызова в городе за десять минут, в сельской местности - за двадцать. Верится с трудом, что, к примеру, в столице брандмейстеры доберутся сквозь пробки до горящего объекта за такое короткое время. Да и не в каждом селе есть пожарные дружины...
Кириллов: Обозначенные в законе временные нормы определяют требования к местам размещения пожарных депо. Кроме того, определены и области нормативного обслуживания. В тех населенных пунктах, которые находятся вне границ областей нормативного обслуживания, органы исполнительной власти на местах должны создать дополнительные подразделения пожарной охраны. В ближайшее время мы планируем построить порядка двухсот пожарных депо. Кроме того, большие надежды возлагаем на добровольную пожарную дружину.

Напомню, ответственность за обеспечение пожарной безопасности как в городе, так и в области возложена на органы государственной власти и органы местного самоуправления.

РГ: Кто будет контролировать исполнение требований технического регламента?
Кириллов: На федеральном уровне - департамент надзорной деятельности МЧС России. В регионах - соответствующие структурные подразделения. Кроме того, при министерстве создана постоянно действующая рабочая группа, которая принимала непосредственное участие в подготовке федерального закона. Те же специалисты плюс представители бизнес-сообщества будут мониторить реализацию требований закона. Такие же группы заработают и во всех региональных центрах МЧС России.

Источник: "Российская газета"
Поделиться