Увеличены квоты на высокотехнологичную медицинскую помощь за счет государства. Кому будут доступны эти дорогостоящие медицинские услуги? Разъяснения специально для "Российской газеты" дала директор департамента высокотехнологичной медицинской помощи минздравсоцразвития Наталия Точилова.
Российская газета : Ежегодно порядка 1,2 млн человек - население приличного города - мы теряем из-за заболеваний системы кровообращения. Многих можно спасти, если вовремя сделать операцию. Но даже если операция стопроцентно показана, получить на нее квоту бывает сложно. Что делать?
Наталия Точилова : Хочу оговориться, мы не употребляем понятия квоты, у многих, в том числе и у медиков, это вызывает раздражение. Мы это называем "направлением на оказание высокотехнологичной помощи".
Право на оказание бесплатной высокотехнологичной медпомощи имеют все граждане нашей страны, без исключения. Главный критерий ее получения - медицинские показания.
РГ : Каким образом происходит получение направления?
Точилова : В каждом регионе могут быть свои особенности. Тем не менее есть и общие принципы, определенные приказом министерства.
Лечащий врач выявил у больного заболевание, для лечения которого, как он считает, пациенту необходима высокотехнологичная помощь. Чаще всего полное обследование не может быть проведено в поликлинике. Поэтому врач направляет больного в то учреждение, где ему проведут углубленные исследования, чтобы уточнить диагноз.
Далее врач готовит документы - выписку из истории болезни, результаты анализов и исследований. Этот пакет за подписью главного врача медучреждения передается на рассмотрение специальной комиссии при органе управления здравоохранением региона.
Комиссия рассматривает документы с участием главного специалиста по профилю заболевания.
При положительном решении комиссией органа управления здравоохранением региона медицинские документы пациента направляются в клинику, которая имеет право оказывать ВМП по данному профилю. Комиссия этой клиники рассматривает документы и назначает дату госпитализации, о чем информирует орган управления здравоохранением региона, где проживает больной.
Наконец, последний этап - пациента извещают о дате госпитализации в конкретной клинике и выдают направление.
РГ : Сколько времени занимает весь процесс?
Точилова : До 10 дней документы рассматриваются в комиссии органа управления здравоохранением региона и еще до 10 дней они рассматриваются в клинике, куда планируют направить человека на лечение.
РГ : Сроки весьма сжатые. Они соблюдаются?
Точилова : Как правило - да, но бывают и задержки. Однако сейчас идет работа над тем, чтобы сделать этот процесс максимально быстрым и прозрачным. С этого года введена единая информационно-аналитическая система, которая позволяет после решения комиссии в региональном органе управления здравоохранением все данные о больном, в том числе сканированные медицинские документы, направить в клинику по электронной почте, что, как вы понимаете, серьезно ускоряет процедуру оформления.
РГ Имеет ли пациент право выбора клиники?
Точилова : Его пожелания могут учитываться. Например, если планируется повторная операция, естественно, пациент хочет, чтобы его направили в тот же центр, где его уже оперировали. Тем не менее основные критерии - это мнение главного специалиста, а также транспортная доступность. Согласитесь, неразумно направлять пациента из Хабаровска в Москву, если необходимую операцию ему могут сделать в клинике, расположенной намного ближе.
Кстати, за последние годы очень много сделано, чтобы высокотехнологичная помощь стала доступнее для жителей удаленных территорий. Именно поэтому строительство новых высокотехнологичных центров рассредоточено по всей стране. Но, кроме того, многое сделано в регионах: открыты специализированные отделения на базе лучших региональных клиник, оснащенные необходимым оборудованием, подготовлены специалисты.
С 2007 года медучреждения регионального и муниципального уровня, имеющие соответствующие лицензии, включаются в выполнение госзадания по оказанию ВМП. То есть клиники стали получать дополнительное финансирование из федерального бюджета на выполнение дорогостоящих операций. За последние годы объемы финансирования на ВМП увеличены очень серьезно: если в 2006 году выделялось 9,9 млрд рублей, то в этом году - 28,2 млрд. Так что это неправда, что региональные клиники получают финансирование в ущерб ведущим федеральным центрам. Заявки на выделение объемов ВМП по каждому виду помощи подают регионы, причем с указанием конкретного медучреждения. И когда исходя из заявок формировалось госзадание, мы были ограничены только одним - возможностями каждого учреждения. И по некоторым старейшим, авторитетнейшим нашим клиникам оказалось, что количество поданных регионами заявок выше, чем объемы помощи, которые готово предоставить конкретное учреждение. Так получилось, например, с тем же НИИ нейрохирургии им. Бурденко, с МНИИ глазных болезней им. Гельмгольца, с Детским ортопедическим институтом им. Турнера в Санкт-Петербурге.
Что касается качества помощи... Когда мы включаем региональное учреждение в госзадание, это не значит, что оказание ВМП организовано там на "пустом месте". Речь идет в большинстве случаев о клиниках, которые уже оказывали эту помощь, но в рамках региональных программ. Так что и специалисты там есть, и оборудование, а за счет дополнительных средств эти отделения работают более интенсивно.
РГ : Каким образом в регионах формируются заявки? Очень часто пациенты жалуются, что направлений нет, "Москва не выделяет"...
Точилова : Конечно, это непростая работа, если формировать потребность на основании анализа заболеваемости. Чтобы заявка соответствовала реальным потребностям, специалисты в органах здравоохранения должны четко представлять, кто у них состоит на диспансерном учете, какова заболеваемость по разным видам нозологий.
Мы, со своей стороны, тоже меняем схему работы с заявками: распределяем годовые объемы ВМП каждому региону по кварталам, следим, чтобы работа с пациентами, выдача им направлений на лечение велась в постоянном режиме. По результатам квартала производится корректировка госзадания. В последнее время много писалось о том, что новый федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии в Пензе к маю практически полностью оказал запланированный объем помощи. Однако благодаря хорошим показателям работы этого центра регионы запросили дополнительные объемы. Госзадание центру было увеличено.
Что касается пациентов и очередей... Помочь сразу всем, к сожалению, невозможно. Очереди на проведение, к примеру, эндопротезирования существуют и в самых благополучных странах - до 2-3 лет.
При этом пациент должен знать: если по его направлению принято положительное решение, но сразу в клинику его не направляют, его обязаны вписать в лист ожидания. То есть его данные поступают в единую информационную базу, и при первой же возможности ему назначают дату госпитализации.
РГ : Но иногда промедление означает смертный приговор...
Точилова : Если больному нужна экстренная помощь - это отдельный разговор. Направления на лечение таким больным комиссии должны выдавать в срочном режиме. Необходимые финансовые резервы для таких случаев у нас предусмотрены.
Источник: "Российская газета"
Российская газета : Ежегодно порядка 1,2 млн человек - население приличного города - мы теряем из-за заболеваний системы кровообращения. Многих можно спасти, если вовремя сделать операцию. Но даже если операция стопроцентно показана, получить на нее квоту бывает сложно. Что делать?
Наталия Точилова : Хочу оговориться, мы не употребляем понятия квоты, у многих, в том числе и у медиков, это вызывает раздражение. Мы это называем "направлением на оказание высокотехнологичной помощи".
Право на оказание бесплатной высокотехнологичной медпомощи имеют все граждане нашей страны, без исключения. Главный критерий ее получения - медицинские показания.
РГ : Каким образом происходит получение направления?
Точилова : В каждом регионе могут быть свои особенности. Тем не менее есть и общие принципы, определенные приказом министерства.
Лечащий врач выявил у больного заболевание, для лечения которого, как он считает, пациенту необходима высокотехнологичная помощь. Чаще всего полное обследование не может быть проведено в поликлинике. Поэтому врач направляет больного в то учреждение, где ему проведут углубленные исследования, чтобы уточнить диагноз.
Далее врач готовит документы - выписку из истории болезни, результаты анализов и исследований. Этот пакет за подписью главного врача медучреждения передается на рассмотрение специальной комиссии при органе управления здравоохранением региона.
Комиссия рассматривает документы с участием главного специалиста по профилю заболевания.
При положительном решении комиссией органа управления здравоохранением региона медицинские документы пациента направляются в клинику, которая имеет право оказывать ВМП по данному профилю. Комиссия этой клиники рассматривает документы и назначает дату госпитализации, о чем информирует орган управления здравоохранением региона, где проживает больной.
Наконец, последний этап - пациента извещают о дате госпитализации в конкретной клинике и выдают направление.
РГ : Сколько времени занимает весь процесс?
Точилова : До 10 дней документы рассматриваются в комиссии органа управления здравоохранением региона и еще до 10 дней они рассматриваются в клинике, куда планируют направить человека на лечение.
РГ : Сроки весьма сжатые. Они соблюдаются?
Точилова : Как правило - да, но бывают и задержки. Однако сейчас идет работа над тем, чтобы сделать этот процесс максимально быстрым и прозрачным. С этого года введена единая информационно-аналитическая система, которая позволяет после решения комиссии в региональном органе управления здравоохранением все данные о больном, в том числе сканированные медицинские документы, направить в клинику по электронной почте, что, как вы понимаете, серьезно ускоряет процедуру оформления.
РГ Имеет ли пациент право выбора клиники?
Точилова : Его пожелания могут учитываться. Например, если планируется повторная операция, естественно, пациент хочет, чтобы его направили в тот же центр, где его уже оперировали. Тем не менее основные критерии - это мнение главного специалиста, а также транспортная доступность. Согласитесь, неразумно направлять пациента из Хабаровска в Москву, если необходимую операцию ему могут сделать в клинике, расположенной намного ближе.
Кстати, за последние годы очень много сделано, чтобы высокотехнологичная помощь стала доступнее для жителей удаленных территорий. Именно поэтому строительство новых высокотехнологичных центров рассредоточено по всей стране. Но, кроме того, многое сделано в регионах: открыты специализированные отделения на базе лучших региональных клиник, оснащенные необходимым оборудованием, подготовлены специалисты.
С 2007 года медучреждения регионального и муниципального уровня, имеющие соответствующие лицензии, включаются в выполнение госзадания по оказанию ВМП. То есть клиники стали получать дополнительное финансирование из федерального бюджета на выполнение дорогостоящих операций. За последние годы объемы финансирования на ВМП увеличены очень серьезно: если в 2006 году выделялось 9,9 млрд рублей, то в этом году - 28,2 млрд. Так что это неправда, что региональные клиники получают финансирование в ущерб ведущим федеральным центрам. Заявки на выделение объемов ВМП по каждому виду помощи подают регионы, причем с указанием конкретного медучреждения. И когда исходя из заявок формировалось госзадание, мы были ограничены только одним - возможностями каждого учреждения. И по некоторым старейшим, авторитетнейшим нашим клиникам оказалось, что количество поданных регионами заявок выше, чем объемы помощи, которые готово предоставить конкретное учреждение. Так получилось, например, с тем же НИИ нейрохирургии им. Бурденко, с МНИИ глазных болезней им. Гельмгольца, с Детским ортопедическим институтом им. Турнера в Санкт-Петербурге.
Что касается качества помощи... Когда мы включаем региональное учреждение в госзадание, это не значит, что оказание ВМП организовано там на "пустом месте". Речь идет в большинстве случаев о клиниках, которые уже оказывали эту помощь, но в рамках региональных программ. Так что и специалисты там есть, и оборудование, а за счет дополнительных средств эти отделения работают более интенсивно.
РГ : Каким образом в регионах формируются заявки? Очень часто пациенты жалуются, что направлений нет, "Москва не выделяет"...
Точилова : Конечно, это непростая работа, если формировать потребность на основании анализа заболеваемости. Чтобы заявка соответствовала реальным потребностям, специалисты в органах здравоохранения должны четко представлять, кто у них состоит на диспансерном учете, какова заболеваемость по разным видам нозологий.
Мы, со своей стороны, тоже меняем схему работы с заявками: распределяем годовые объемы ВМП каждому региону по кварталам, следим, чтобы работа с пациентами, выдача им направлений на лечение велась в постоянном режиме. По результатам квартала производится корректировка госзадания. В последнее время много писалось о том, что новый федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии в Пензе к маю практически полностью оказал запланированный объем помощи. Однако благодаря хорошим показателям работы этого центра регионы запросили дополнительные объемы. Госзадание центру было увеличено.
Что касается пациентов и очередей... Помочь сразу всем, к сожалению, невозможно. Очереди на проведение, к примеру, эндопротезирования существуют и в самых благополучных странах - до 2-3 лет.
При этом пациент должен знать: если по его направлению принято положительное решение, но сразу в клинику его не направляют, его обязаны вписать в лист ожидания. То есть его данные поступают в единую информационную базу, и при первой же возможности ему назначают дату госпитализации.
РГ : Но иногда промедление означает смертный приговор...
Точилова : Если больному нужна экстренная помощь - это отдельный разговор. Направления на лечение таким больным комиссии должны выдавать в срочном режиме. Необходимые финансовые резервы для таких случаев у нас предусмотрены.
Источник: "Российская газета"