#57018# Подмосковным экологам удалось добиться существенного сокращения полосы вырубки Химкинского леса под строительство федеральной трассы. На официальном сайте Министерства транспорта России со ссылкой на распорядительный документ правительства Московской области было опубликовано сообщение об отмене резервирования в пределах прокладки новой дороги лесной полосы шириной по 3 км в каждую сторону. Таким образом, по мнению защитников леса, им удалось заставить чиновников отказаться от уничтожения 6-километрового зеленого массива для строительства объектов транспортной инфраструктуры.
Однако, как «Времени новостей» заявила лидер экологического движения «В защиту Химкинского леса» Евгения Чирикова, для них это лишь поворотный пункт, но не конец в почти трехлетней войне. "Зеленые" намерены продолжить общественные акции протеста и добиться пересмотра проекта трассы в целом.
Напомним, что в 2007 году было подписано соглашение о строительстве на территории Московской и Ленинградской областей платной трассы. Однако еще до начала строительства новой автострады от МКАД до кольцевой дороги Санкт-Петербурга, которое должно было начаться в прошлом году, этот проект вызвал резкие протесты жителей Подмосковья. Дело в том, что строительство трассы протяженностью около 650 км и шириной проезжей части в 8--10 полос, а также сопутствующих инфраструктурных объектов предполагало вырубку более 60 га Химкинского леса.
Как говорится в официальном заявлении Минтранса, отмена непопулярного у жителей Химок решения «стала возможной после утверждения органами местного самоуправления проектов границ земельных участков, необходимых для строительства дороги и определяющих полосу отвода, предусмотренную проектом».
«Проектом строительства скоростной автомобильной дороги Москва--Санкт-Петербург на участке 15-й км -- 58-й км предусмотрен отвод земельных участков в полосе шириной порядка 100 м с уширением в местах расположения транспортных развязок», -- говорится в документе. Но защитники Химкинского леса уверены, что причиной отмены ранее принятого решения подмосковных чиновников стал вызванный в обществе резонанс. Напомним, что именно под давлением экологов подмосковного городского округа теперь уже переизбранный на очередной срок мэр Химок Владимир Стрельченко в конце прошлого года накануне выборов главы территории был вынужден заморозить стройку. Он отменил свое решение от 5 апреля 2005 года №367-р о согласовании размещения автомагистралей на проходящих через лесопарк участках от МКАД до Шереметьево-3 и от Шереметьево до границ Солнечногорского района.
На этот раз правительство Московской области, по мнению г-жи Чириковой, «устало отбрыкиваться от пересылаемых из администрации президента запросов». По словам лидера местных защитников окружающей среды, они вели борьбу сразу «по нескольким фронтам» и помимо уличных пикетов буквально завалили блог президента Дмитрия Медведева в Интернете письмами в защиту Химкинского леса. «Количество участников нашей акции, призывающей опубликовать обращение в защиту Химкинского леса к президенту, давно перевалило предполагавшуюся тысячу писем», -- рассказала Евгения Чирикова. По ее подсчетам, число сторонников подмосковных экологов в целом уже превысило 200 тыс. человек -- именно столько подписей в свою поддержку собрали активисты движения.
По мнению г-жи Чириковой, судьба Химкинского леса может быть показательной для всей страны и касается не только жителей Московской области. С аналогичными проблемами столкнулись жители не только подмосковного Красногорска и Одинцовского района Московской области, но и Брянска, Читы, Екатеринбурга, Новосибирска. Экологические движения из этих российских территорий, по ее словам, уже готовы перенимать опыт борьбы за экологичные способы развития инфраструктуры.
Защитники Химкинского леса в свою очередь готовы объединяться в общероссийское экологическое движение. «Если вырубят наш лес -- это станет сигналом для лоббистов тех, кто заинтересован в застройке зеленых зон страны», -- говорит г-жа Чирикова, опасаясь, что потом по такой же схеме лесопарковые зоны повально будут переводить в земли иного назначения.
При этом защитники природы подчеркивают, что они не против развития территорий. «Мы хотим и дороги, и лес, только пусть строят технологично, как это делают в развитых странах», -- заявила г-жа Чирикова. По ее словам, если дорога пройдет посередине леса, как это по-прежнему предусмотрено проектом строительства, то территория, где в основном растут старые дубы, просто погибнет.
Активисты движения «В защиту Химкинского леса» намерены продолжить публичные акции. Химкинская «экологическая оппозиция», в частности, надеется при содействии Европейской партии «зеленых» оказать давление на основного инвестора проекта -- французскую компанию Vinci. «Французы, -- надеется Евгения Чирикова, -- более трепетно относятся к экологии». В ближайшее время, по словам г-жи Чириковой, активисты движения намерены провести масштабную общероссийскую акцию в защиту Химкинского леса в центре столицы.
Примечательно, что жители Подмосковья видят союзников в московских чиновниках. Столичный департамент природопользования и охраны окружающей среды, по ее словам, одним из первых поддержал жителей подмосковного городского округа, признав, что «реализация проекта по данному выбору трассы нанесет ущерб лесному фонду в крупном размере не только в результате разрубки широкой просеки, но и разделив лесной массив на части, что повлечет расстройство и деградацию лесонасаждений по обе стороны магистрали». И если бы «Москва имела решающее слово», полагают подмосковные экологи, это бы сыграло в их пользу.
В городском департаменте химкинскую проблему «Времени новостей» пока комментировать отказались.
По словам помощника известного защитника окружающей среды Олега Митволя, было бы логичнее, если «зеленый пояс» столицы перейдет в ведение городских властей. Кстати, вопрос о передаче "зеленых территорий" Ленинградской области в ведение города сейчас как раз назрел в северной столице. Об этом недавно заявила губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. Однако на личную помощь лидера "Зеленой альтернативы" Олега Митволя, судя по всему, защитникам Химкинского леса теперь придется рассчитывать в меньшей степени. Вступающий сегодня в должность префекта Северного административного округа столицы, г-н Митволь, обычно открытый для общения со СМИ, вчера также не стал комментировать ситуацию. Да и экологическая деятельность префекта будет теперь ограничена границами территории округа.
Как рассказал «Времени новостей» один из лидеров оппозиции в Мосгордуме Сергей Митрохин, ему как городскому депутату было бы проще бороться за Химкинский лес, будь этот лес в ведении Москвы. «На областном уровне никто из депутатского корпуса этим вопросом вообще не занимается», -- сетует г-н Митрохин. С другой стороны, по его словам, пример Бутовского лесопарка показывает, что независимо от того, кто управляет природной территорией, защитить ее от нецелевого использования может лишь активная гражданская позиция населения. «Сейчас общественность должна утроить свои усилия, чтобы заставить чиновников изменить маршрут трассы Москва--Санкт-Петербург», -- считает г-н Митрохин.
Источник: "Время Новостец", Юлия ХОМЧЕНКО
Однако, как «Времени новостей» заявила лидер экологического движения «В защиту Химкинского леса» Евгения Чирикова, для них это лишь поворотный пункт, но не конец в почти трехлетней войне. "Зеленые" намерены продолжить общественные акции протеста и добиться пересмотра проекта трассы в целом.
Напомним, что в 2007 году было подписано соглашение о строительстве на территории Московской и Ленинградской областей платной трассы. Однако еще до начала строительства новой автострады от МКАД до кольцевой дороги Санкт-Петербурга, которое должно было начаться в прошлом году, этот проект вызвал резкие протесты жителей Подмосковья. Дело в том, что строительство трассы протяженностью около 650 км и шириной проезжей части в 8--10 полос, а также сопутствующих инфраструктурных объектов предполагало вырубку более 60 га Химкинского леса.
Как говорится в официальном заявлении Минтранса, отмена непопулярного у жителей Химок решения «стала возможной после утверждения органами местного самоуправления проектов границ земельных участков, необходимых для строительства дороги и определяющих полосу отвода, предусмотренную проектом».
«Проектом строительства скоростной автомобильной дороги Москва--Санкт-Петербург на участке 15-й км -- 58-й км предусмотрен отвод земельных участков в полосе шириной порядка 100 м с уширением в местах расположения транспортных развязок», -- говорится в документе. Но защитники Химкинского леса уверены, что причиной отмены ранее принятого решения подмосковных чиновников стал вызванный в обществе резонанс. Напомним, что именно под давлением экологов подмосковного городского округа теперь уже переизбранный на очередной срок мэр Химок Владимир Стрельченко в конце прошлого года накануне выборов главы территории был вынужден заморозить стройку. Он отменил свое решение от 5 апреля 2005 года №367-р о согласовании размещения автомагистралей на проходящих через лесопарк участках от МКАД до Шереметьево-3 и от Шереметьево до границ Солнечногорского района.
На этот раз правительство Московской области, по мнению г-жи Чириковой, «устало отбрыкиваться от пересылаемых из администрации президента запросов». По словам лидера местных защитников окружающей среды, они вели борьбу сразу «по нескольким фронтам» и помимо уличных пикетов буквально завалили блог президента Дмитрия Медведева в Интернете письмами в защиту Химкинского леса. «Количество участников нашей акции, призывающей опубликовать обращение в защиту Химкинского леса к президенту, давно перевалило предполагавшуюся тысячу писем», -- рассказала Евгения Чирикова. По ее подсчетам, число сторонников подмосковных экологов в целом уже превысило 200 тыс. человек -- именно столько подписей в свою поддержку собрали активисты движения.
По мнению г-жи Чириковой, судьба Химкинского леса может быть показательной для всей страны и касается не только жителей Московской области. С аналогичными проблемами столкнулись жители не только подмосковного Красногорска и Одинцовского района Московской области, но и Брянска, Читы, Екатеринбурга, Новосибирска. Экологические движения из этих российских территорий, по ее словам, уже готовы перенимать опыт борьбы за экологичные способы развития инфраструктуры.
Защитники Химкинского леса в свою очередь готовы объединяться в общероссийское экологическое движение. «Если вырубят наш лес -- это станет сигналом для лоббистов тех, кто заинтересован в застройке зеленых зон страны», -- говорит г-жа Чирикова, опасаясь, что потом по такой же схеме лесопарковые зоны повально будут переводить в земли иного назначения.
При этом защитники природы подчеркивают, что они не против развития территорий. «Мы хотим и дороги, и лес, только пусть строят технологично, как это делают в развитых странах», -- заявила г-жа Чирикова. По ее словам, если дорога пройдет посередине леса, как это по-прежнему предусмотрено проектом строительства, то территория, где в основном растут старые дубы, просто погибнет.
Активисты движения «В защиту Химкинского леса» намерены продолжить публичные акции. Химкинская «экологическая оппозиция», в частности, надеется при содействии Европейской партии «зеленых» оказать давление на основного инвестора проекта -- французскую компанию Vinci. «Французы, -- надеется Евгения Чирикова, -- более трепетно относятся к экологии». В ближайшее время, по словам г-жи Чириковой, активисты движения намерены провести масштабную общероссийскую акцию в защиту Химкинского леса в центре столицы.
Примечательно, что жители Подмосковья видят союзников в московских чиновниках. Столичный департамент природопользования и охраны окружающей среды, по ее словам, одним из первых поддержал жителей подмосковного городского округа, признав, что «реализация проекта по данному выбору трассы нанесет ущерб лесному фонду в крупном размере не только в результате разрубки широкой просеки, но и разделив лесной массив на части, что повлечет расстройство и деградацию лесонасаждений по обе стороны магистрали». И если бы «Москва имела решающее слово», полагают подмосковные экологи, это бы сыграло в их пользу.
В городском департаменте химкинскую проблему «Времени новостей» пока комментировать отказались.
По словам помощника известного защитника окружающей среды Олега Митволя, было бы логичнее, если «зеленый пояс» столицы перейдет в ведение городских властей. Кстати, вопрос о передаче "зеленых территорий" Ленинградской области в ведение города сейчас как раз назрел в северной столице. Об этом недавно заявила губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. Однако на личную помощь лидера "Зеленой альтернативы" Олега Митволя, судя по всему, защитникам Химкинского леса теперь придется рассчитывать в меньшей степени. Вступающий сегодня в должность префекта Северного административного округа столицы, г-н Митволь, обычно открытый для общения со СМИ, вчера также не стал комментировать ситуацию. Да и экологическая деятельность префекта будет теперь ограничена границами территории округа.
Как рассказал «Времени новостей» один из лидеров оппозиции в Мосгордуме Сергей Митрохин, ему как городскому депутату было бы проще бороться за Химкинский лес, будь этот лес в ведении Москвы. «На областном уровне никто из депутатского корпуса этим вопросом вообще не занимается», -- сетует г-н Митрохин. С другой стороны, по его словам, пример Бутовского лесопарка показывает, что независимо от того, кто управляет природной территорией, защитить ее от нецелевого использования может лишь активная гражданская позиция населения. «Сейчас общественность должна утроить свои усилия, чтобы заставить чиновников изменить маршрут трассы Москва--Санкт-Петербург», -- считает г-н Митрохин.
Источник: "Время Новостец", Юлия ХОМЧЕНКО