#35241# Приставы требуют от операторов деньги со счетов абонентов-должников
Федеральная служба судебных приставов (ФССП) нашла способ взыскивать долги с тех, кто не расплачивается по кредитам: ведомство запустило эксперимент по сбору средств с неплательщиков путем списания денег со счетов их мобильных телефонов. Между тем операторы «большой тройки» (МТС, «ВымпелКом» и «МегаФон») и Минкомсвязи считают, что действия ФССП не соответствуют законодательству. Аналитики же отмечают, что поскольку средний остаток на счету абонента составляет около 200 руб., то при таких суммах списание средств является малоэффективной мерой.
Российским сотовым операторам поступили обращения от местных управлений ФССП: приставы требуют, чтобы сотовые компании предоставляли информацию о наличии абонентских договоров с теми, кто не расплатился по кредитам, рассказали РБК daily два источника в компаниях «большой тройки». По их словам, ФССП пытается обязать операторов перечислять платежи, вносимые на баланс мобильного телефона, в счет долгов абонентов-неплательщиков.
«В данном случае приставы путают природу лицевого счета», — объясняет юрист и эксперт по телекоммуникационному праву Антон Богатов. Он подчеркивает, что деньги, поступающие на счет абонента, являются предоплатой. «Существует такое понятие, как переход прав кредитора к другому лицу. Видимо, ФССП считает себя вправе, минуя абонента, который одновременно является должником, списывать средства с его лицевого счета. Но сотовый оператор — не банк, а лицевой счет — всего лишь некая запись, отражающая состояние баланса», — говорит г-н Богатов. По его словам, это основное противоречие, которое не позволяет считать действия ФССП правомерными. Кроме того, согласно закону «О связи», даже если бы операторы и пошли на сделку с приставами, они были бы не вправе разглашать информацию об абоненте, поскольку она является строго конфиденциальной. В Минкомсвязи РБК daily заявили, что «лицевой счет абонента сотовой связи нельзя приравнивать к расчетному или банковскому счету физлица, поскольку он не является средством платежа за другие услуги, кроме как за услуги связи».
По словам аналитика MForum Дмитрия Деева, средний остаток на счету абонента в России составляет около 200 руб., а при таких суммах «списание средств с баланса должников кажется сомнительной, если не абсурдной, инициативой». Списание таких маленьких сумм требует больших технических затрат, соглашается директор по развитию бизнеса аналитической компании Froost & Sullivan Татьяна Толмачева.
Как пояснила пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая, оператор инициировал поправки к 328 постановлению правительства: «Они разъясняют, что абонентский счет об оказании услуг подвижной связи является не банковским, а аналитическим». По словам г-жи Осадчей, поправки к постановлению уже одобрила коллегия при Минкомсвязи.
Пресс-секретарь «ВымпелКома» Ксения Корнеева подтвердила факт обращения судебных приставов за информацией об абонентах. «Наша компания не предоставляет информацию об абонентах по запросу судебных приставов, поскольку это не соответствует требованиям российского законодательства», — заявила г-жа Корнеева. Президент региональной Ассоциации операторов и председатель правления Tele2 Юрий Домбровский также признает наличие проблемы. «В основном запросы поступали к операторам, работающим на территории Южного и Приволжского федеральных округов», — говорит г-н Домбровский. Он отмечает, что сейчас на счету ФССП находятся 1,8 млн неплательщиков, более 90% из которых являются людьми, не расплатившимися по кредиту. Почему деньги должны списываться со счетов мобильных операторов, а главное — на каком основании операторы должны предоставлять информацию в ФССП, не совсем ясно, недоумевает г-н Домбровский. Представитель «МегаФона» Марина Белашева также говорит, что представители Федеральной службы судебных приставов обращались в компанию. «Но мы хотим, чтобы наши действия полностью соответствовали требованиям российского законодательства», — говорит г-жа Белашева.
Руководитель пресс-службы ФССП Наталья Селиванова утверждает, что судебные приставы имеют право получать информацию об абонентах, являющихся должниками по исполнительным производствам, у операторов сотовой связи. Г-жа Селиванова подтвердила, что эксперимент проходит в некоторых территориальных органах ФССП, «но пока делать какие-либо выводы о нем рано, осенью будут обобщены результаты правоприменительной практики данной инициативы, о которых мы обязательно объявим».
Источник: РБКdaily
Федеральная служба судебных приставов (ФССП) нашла способ взыскивать долги с тех, кто не расплачивается по кредитам: ведомство запустило эксперимент по сбору средств с неплательщиков путем списания денег со счетов их мобильных телефонов. Между тем операторы «большой тройки» (МТС, «ВымпелКом» и «МегаФон») и Минкомсвязи считают, что действия ФССП не соответствуют законодательству. Аналитики же отмечают, что поскольку средний остаток на счету абонента составляет около 200 руб., то при таких суммах списание средств является малоэффективной мерой.
Российским сотовым операторам поступили обращения от местных управлений ФССП: приставы требуют, чтобы сотовые компании предоставляли информацию о наличии абонентских договоров с теми, кто не расплатился по кредитам, рассказали РБК daily два источника в компаниях «большой тройки». По их словам, ФССП пытается обязать операторов перечислять платежи, вносимые на баланс мобильного телефона, в счет долгов абонентов-неплательщиков.
«В данном случае приставы путают природу лицевого счета», — объясняет юрист и эксперт по телекоммуникационному праву Антон Богатов. Он подчеркивает, что деньги, поступающие на счет абонента, являются предоплатой. «Существует такое понятие, как переход прав кредитора к другому лицу. Видимо, ФССП считает себя вправе, минуя абонента, который одновременно является должником, списывать средства с его лицевого счета. Но сотовый оператор — не банк, а лицевой счет — всего лишь некая запись, отражающая состояние баланса», — говорит г-н Богатов. По его словам, это основное противоречие, которое не позволяет считать действия ФССП правомерными. Кроме того, согласно закону «О связи», даже если бы операторы и пошли на сделку с приставами, они были бы не вправе разглашать информацию об абоненте, поскольку она является строго конфиденциальной. В Минкомсвязи РБК daily заявили, что «лицевой счет абонента сотовой связи нельзя приравнивать к расчетному или банковскому счету физлица, поскольку он не является средством платежа за другие услуги, кроме как за услуги связи».
По словам аналитика MForum Дмитрия Деева, средний остаток на счету абонента в России составляет около 200 руб., а при таких суммах «списание средств с баланса должников кажется сомнительной, если не абсурдной, инициативой». Списание таких маленьких сумм требует больших технических затрат, соглашается директор по развитию бизнеса аналитической компании Froost & Sullivan Татьяна Толмачева.
Как пояснила пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая, оператор инициировал поправки к 328 постановлению правительства: «Они разъясняют, что абонентский счет об оказании услуг подвижной связи является не банковским, а аналитическим». По словам г-жи Осадчей, поправки к постановлению уже одобрила коллегия при Минкомсвязи.
Пресс-секретарь «ВымпелКома» Ксения Корнеева подтвердила факт обращения судебных приставов за информацией об абонентах. «Наша компания не предоставляет информацию об абонентах по запросу судебных приставов, поскольку это не соответствует требованиям российского законодательства», — заявила г-жа Корнеева. Президент региональной Ассоциации операторов и председатель правления Tele2 Юрий Домбровский также признает наличие проблемы. «В основном запросы поступали к операторам, работающим на территории Южного и Приволжского федеральных округов», — говорит г-н Домбровский. Он отмечает, что сейчас на счету ФССП находятся 1,8 млн неплательщиков, более 90% из которых являются людьми, не расплатившимися по кредиту. Почему деньги должны списываться со счетов мобильных операторов, а главное — на каком основании операторы должны предоставлять информацию в ФССП, не совсем ясно, недоумевает г-н Домбровский. Представитель «МегаФона» Марина Белашева также говорит, что представители Федеральной службы судебных приставов обращались в компанию. «Но мы хотим, чтобы наши действия полностью соответствовали требованиям российского законодательства», — говорит г-жа Белашева.
Руководитель пресс-службы ФССП Наталья Селиванова утверждает, что судебные приставы имеют право получать информацию об абонентах, являющихся должниками по исполнительным производствам, у операторов сотовой связи. Г-жа Селиванова подтвердила, что эксперимент проходит в некоторых территориальных органах ФССП, «но пока делать какие-либо выводы о нем рано, осенью будут обобщены результаты правоприменительной практики данной инициативы, о которых мы обязательно объявим».
Источник: РБКdaily