Версия для печати 7275 Материалы по теме
На вопросы журнала отвечает первый заместитель главы администрации города Дубны по экономике и финансам, заслуженный экономист Московской области Николай КЛИМЕНКО.

– Николай Данилович, в Дубне работают высокотехнологичные предприятия – производится ракетная техника, развивается атомное и морское приборостроение. У вас находится Объединенный институт ядерных исследований – центр мирового уровня… А как бы вы охарактеризовали положение Дубны с точки зрения исполнения бюджета?
– К сожалению, доходов городского бюджета не хватает на финансирование всех тех задач, которые были запланированы администрацией и Советом депутатов города на 2005 год. В полном объеме будут обеспечены ассигнованиями лишь заработная плата с начислениями и закупки продуктов питания в детские сады, школы, городскую больницу. Прогнозируем, что за счет средств федерального бюджета будут полностью профинансированы мероприятия программы развития города как наукограда Российской Федерации. Остальные муниципальные нужды будут профинансированы не более чем на 80%.
– Почему?
– Бюджет города в 2005 году исполняется в условиях значительного дефицита доходов, необходимых для финансирования всех расходных полномочий, возложенных законодательством на органы местного самоуправления. Та идея, ради которой было переписано столько законодательных актов, по всей видимости, вновь становится чистой воды декларацией. Не похоже, что разграничение расходных полномочий в том виде, как оно прописано в законодательстве, будет способствовать решению главной задачи – развитию местного самоуправления и главной проблемы местных бюджетов – дефицита финансовых ресурсов.
Уже 2005 год показал, что городской бюджет, лишившись части важных и стабильных источников доходов (налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, налога на имущество организаций), оказался в весьма затруднительном положении. Нарастить закрепленные за местным бюджетом доходы (в основном неналоговые) проблематично, и городу это пока не очень удается. А расходы, к сожалению, имеют тенденцию к росту, не соизмеримому с доходами. При этом увеличиваются не только традиционные текущие расходы местного бюджета на функционирование муниципальных инфраструктурных отраслей (образование, культура, здравоохранение, ЖКХ), обеспечивающих жизнедеятельность муниципального образования, но возникают все новые нефинансируемые мандаты.
Жилищный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ – наверное, не существует такого закона, где не прописаны обязанности органов местного самоуправления, требующие бюджетных расходов. Между тем такие расходы не предусматриваются ни Бюджетным кодексом РФ, ни Законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Как же обеспечивать закрепленные (и выпавшие из перечня) расходные полномочия, не имея на это финансовых ресурсов? Они, эти полномочия, потому и называются расходными, что являются затратными!
Сегодня муниципальный бюджет все более принимает форму сводной сметы доходов и расходов бюджетных учреждений, которые имеют право расходовать бюджетные средства на заработную плату и налоги, частично (поскольку не обеспечены доходами) на закупки товаров и услуг для обеспечения своей деятельности и не имеют права и возможности расходовать их на другие цели.
Бюджет города сегодня не располагает собственными средствами для формирования бюджета развития. Да что там бюджет развития! Даже на поддержание разрушающегося муниципального хозяйства денег нет. Отсутствуют в городском бюджете собственные денежные средства на социальную защиту населения. Удивительно: люди живут на территории, выбирают власть, которая обязана обеспечивать им достойные условия жизни, а эту власть лишают возможности осуществлять социальную защиту своих сограждан. В бюджете 2006 года исчез раздел функциональных расходов «Социальная политика». Даже адресную помощь особо нуждающимся гражданам муниципалитет оказать не может, поскольку средства на эти цели ему не планируются и доходами не обеспечиваются.
Нормативы бюджетной обеспеченности (на самом деле минимальные), применяемые для формирования расходов на образование, культуру, здравоохранение, составляющих практически весь муниципальный бюджет, на 70-75% состоят из расходов на оплату труда бюджетных работников. Поэтому не уменьшаются, а растут долги бюджетной сферы за коммунальные услуги, связь, содержание помещений – все, что обеспечивает деятельность любой организации. Бюджету же доходы на погашение накопленной задолженности из года в год не планируются.
В принципе названные проблемы (это далеко не полный перечень) в равной степени относятся не только к городу Дубне, но и к любому муниципальному образованию.
– Приступили ли вы к формированию проекта бюджета 2006 года, или это будет происходить поэтапно? В какой мере касается вас введение Закона № 131-ФЗ?
– Проект городского бюджета на 2006 год и сопутствующие ему документы администрацией города уже разработаны и представлены на рассмотрение городским депутатам. Впереди общественные слушания, обсуждение проекта в комиссиях Совета депутатов и утверждение в срок, установленный Положением о бюджетном процессе в г. Дубне.
Формирование проекта бюджета 2006 года для нас мало чем отличается от такого же процесса при подготовке бюджета на 2005 год, поскольку Закон № 131-ФЗ не изменил ни вид нашего муниципального образования, ни его территорию. Все остальные нововведения закона – как для всех, а опыта для их применения у нашей администрации, финансовых служб достаточно.
Сложности для нас лежат в другой плоскости: как, не имея денег, провести инвентаризацию, оценку и регистрацию муниципальной собственности, внедрить измененные информационные системы, обеспечивающие бюджетный учет и исполнение бюджета, осуществить регистрацию имущества налогоплательщиков – физических лиц, реформировать жилищно-коммунальное хозяйство, перейти на персонифицированное распределение жилищных субсидий и льгот отдельным категориям граждан, носителям таких льгот.

Справка «Бюджета»
клименко
Николай Данилович КЛИМЕНКО, первый заместитель главы администрации г. Дубны по экономике и финансам
Родился в 1946 году в Днепропетровской области.
В 1975 г. окончил Тульский политехнический институт по специальности «Инженер-экономист строительной промышленности».
Работал в промышленности старшим мастером, инженером-технологом, главным инженером, начальником производственно-диспетчерского и финансового отделов.
С 1992 г. – начальник финансового управления администрации г. Дубны Московской области.
С 2002 г. по настоящее время – первый заместитель главы администрации города по экономике и финансам.
Награжден орденом «Знак Почета», медалями. Присвоено почетное звание «Заслуженный экономист Московской области».

Поделиться