В новых правилах нет запрета на переписку и ведение переговоров с использованием любых средств связи. Домашний арест может заключаться в запрете покидать собственный дом (в определенное время суток) или просто пределы городского округа, а также появляться в определенных местах и встречаться с определенными людьми. Подследственный будет обязан зарегистрироваться в службе, которую суд назначит за ним надзирать (это могут быть органы внутренних дел, ФСБ, служба судебных приставов и т. д.), регулярно там отмечаться и в любое время пускать проверяющих к себе. Контроль за соблюдением таких ограничений может вестись с применением оперативно-розыскных методов.
Де-юре домашний арест как мера пресечения в России существует с 1 июля 2002 г., когда начал действовать новый УПК. Однако де-факто почти не применяется. В 2008 г., согласно судебной статистике, суды дали 207 456 санкций на арест и удовлетворили всего 88 ходатайств о домашнем аресте.
Таких же показателей за последние три месяца смогли добиться в одной Белгородской области, где в порядке эксперимента начали активно применять эту меру пресечения. Основная проблема заключалась в том, что закон не уточнял, кто должен следить за соблюдением установленных судом ограничений, объясняет представитель областного суда Ирина Сазонова. В Белгороде проблему решили — за домашним арестованным надзирают соответствующий орган внутренних дел и ведущий дело следователь.
Концепция проекта верная, говорит зампредседателя комитета Госдумы по законодательству Андрей Назаров, технических сложностей с внедрением электронного слежения уже нет, а принятие закона снизит расходы государства на содержание заключенных в тюрьмах. Депутаты знают об этой инициативе и никаких возражений не имеют, говорит Назаров.
Источник: "Ведомости"