Версия для печати 11539 Материалы по теме
кирилюк
В последние годы как правительство России, так и Минсельхоз России придают инженерному обустройству и коммунальному обеспечению сельских поселений первостепенное значение. Однако во многих муниципальных образованиях система долевого финансирования, в рамках которой выделяются значительные федеральные средства на газификацию и электрификацию села, обеспечение сельских жителей качественной питьевой водой, строительство жилья и объектов социальной сферы, не может применяться в полной мере. 

Основная причина — отсутствие у сельских муниципальных образований проектно-сметной документации на объекты коммунальной инфраструктуры и необходимых средств на обеспечение своей доли финансирования. Сельское жилищно-коммунальное хозяйство на данный момент в силу объективных причин является менее привлекательным для частных инвесторов, поэтому обеспечить свою долю в финансировании строительства объектов коммунальной инфраструктуры (в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села») сельские муниципальные образования могут только за счет заемных средств (кредитов).
В связи с тем, что в 2008 году Россельхозбанк принял решение о кредитовании сельского жилищно-коммунального хозяйства, появляется возможность организовать полноценное обеспечение программ развития и модернизации сельских коммунальных систем.
Поэтому особое значение должно быть уделено созданию действенного механизма  своевременного возврата заемных кредитных ресурсов. Так как основными заемщиками кредитов Россельхозбанка будут сельские предприятия ЖКХ, то своевременный возврат кредитных ресурсов должен быть обеспечен путем включения их в тарифы на услуги организаций коммунального комплекса (надбавку к тарифу).
По заданию Минсельхоза России федеральный центр по социальному и инженерному обустройству сельских поселений ООО НВЦ «Экор-агро» разработал рекомендации по созданию в рамках сельского муниципального образования (поселения, района) единой жилищно-коммунальной инвестиционной управляющей компании. Данные рекомендации рассмотрены и одобрены Научно-техническим советом Министерства.

Организационно-правовая форма

Предполагается, что указанная компания возьмет на себя функции единого заказчика и поставщика на рынке жилищно-коммунальных услуг и будет обеспечивать все финансовые потоки в жилищно-коммунальной отрасли поселения. В этом случае было бы гарантировано своевременное накопление денежных средств, необходимых для расчета с кредиторами.
Сельская жилищно-ком­муналь­ная инвестиционная управляющая компания может быть создана как на основе межмуниципальной кооперации или муниципально-частного  партнерства в форме НП, ООО или АО, так и в форме сельскохозяйственного потребительского кооператива. В первом случае собственниками управляющей компании будут являться сельские муниципальные образования. Муниципально-частное партнерство предполагает наличие и других участников создания компании (сельхозпредприятий, банков, поставщиков энергоресурсов, других юридических и физических лиц). Во втором случае членами (пайщиками) сельскохозяйственного потребительского кооператива будут являться  сельскохозяйственные товаропроизводители (75 %) и другие хозяйствующие структуры, в том числе и муниципальные образования (25 %).
схема1
Возможно также функционирование сельской жилищно-коммунальной инвестиционной управляющей компании в форме муниципального унитарного предприятия.
Базой для создания сельской жилищно-коммунальной инвестиционной управляющей компании и кад­ровым ее наполнением может быть действующее на текущий момент на территории соответствующего муниципального образования многоотраслевое предприятие ЖКХ. В крупных муниципальных образованиях могут быть созданы отраслевые коммунальные инвестиционные управляющие компании на базе действующих отраслевых муниципальных коммунальных предприятий. В этих случаях после соответствующего изменения юридического статуса предприятия на базе его службы управления и вспомогательных подразделений создается управляющая компания, а на базе его производственных подразделений формируется конкурентная подрядная исполнительская среда из системы специализированных малых предприятий и индивидуальных предпринимателей.
Изменение формы собственности действующего муниципального предприятия ЖКХ или создание в форме АО, ООО, НП или СПК нового предприятия — управляющей компании будет соответствовать требованиям Закона № 185-ФЗ и способствовать получению средств на капитальный ремонт многоквартирных домов и ликвидацию ветхого (аварийного) жилья в сельских поселениях из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Функции

Предлагаемая сельская жилищно-коммунальная инвестиционная управляющая компания будет выполнять следующие обязанности:
  • функции генподрядчика на исполнение государственного и муниципального заказов;
  • функции поставщика ЖКУ;
  • функции единого заказчика на поставку жилищно-коммунальных услуг на территории муниципального образования, проведение через себя всех финансовых потоков по приему платежей с потребителей и расчетов с поставщиками ЖКУ;
  • проведение единой технической политики в жилищно-коммунальной сфере сельского поселения, разработка и реализация муниципальных программ развития, реконструкции и модернизации систем коммунальной инфраструктуры, инвестиционных проектов по застройке сельских поселений;
  • функции основного заемщика кредитных ресурсов при реализации инвестиционных проектов по развитию и модернизации систем коммунальной инфраструктуры сельских поселений;
  • разработка местной нормативной базы, инструкций и технологических карт по производству и поставке потребителям коммунальной продукции, производству ремонтных работ;
  • разработка и реализация мероприятий ресурсо- и энергосбережения;
  • диспетчерское, транспортное, бухгалтерское, административно-хозяйственное, юридическое обслуживание и материально-техническое снабжение малых подрядных предприятий и индивидуальных предпринимателей.

Распределение полномочий

В результате проведения мероприятий по вышеозначенной схеме одним из главных участников процессов развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры сельского поселения наравне с органами управления сельским муниципальным образованием будут являться и сельские жилищно-коммунальные инвестиционные управляющие компании.
В данном случае полномочия между ними распределяются следующим образом.
Органы управления сельскими поселениями:
  • разрабатывают долгосрочные (на 5–7 лет) программы комплексного развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры (электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, сбора и утилизации отходов производства и потребления) сельского поселения с указанием сроков проведения конкретных мероприятий программы, размера средств, необходимых на их реализацию, и предполагаемых источников финансирования (тарифы, надбавки к тарифам, бюджетные средства, кредиты и т. п.);
  • в рамках реализации долгосрочных программ комплексного развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры разрабатывают и в соответствующем порядке утверждают локальные инвестиционные проекты (программы);
  • вносят Управляющей компании предложение (в форме муниципального заказа) по исполнению ею функций по реализации инвестиционного проекта (программы) с указанием сроков его (ее) реализации и предполагаемых источников финансирования.
Управляющая компания:
  • разрабатывает производственную и инвестиционную программы;
  • разрабатывает механизм покрытия финансовых затрат компании по реализации инвестиционного проекта (программы) путем включения в тарифы на услуги организаций коммунального комплекса (надбавку к тарифу);
  • представляет органу управления муниципальным образованием, а в особых случаях и территориальному органу тарифного регулирования предложения по установлению (утверждению) цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги и размера платы за присоединение к коммунальным системам, включающие в себя составляющие, которые позволяют возместить затраты на реализацию инвестиционных проектов.

Процедура реализации проекта

схема 2
В случае положительного решения вопроса по установлению цен и тарифов на коммунальные услуги, позволяющих возместить затраты на реализацию инвестиционных проектов, между органом управления муниципальным образованием и Управляющей компанией, а в особых случаях и территориальным органом тарифного регулирования заключается соответствующий договор на реализацию инвестиционного проекта (инвестиционное соглашение).
При привлечении Управляющей компанией кредитов банка для финансирования инвестиционного проекта (программы) орган местного самоуправления предоставляет банку необходимые залоговые и гарантийные обязательства по получаемому Управляющей компанией кредиту. Если кредит берет непосредственно орган местного самоуправления, то Управляющая компания от его имени по агентскому договору выполняет все технические функции по использованию и возврату данного кредита.
После оформления договора с банком на выделение кредита и открытия кредитной линии Управляющая компания приступает к реализации инвестиционного проекта:
  • получает соответствующие технические условия;
  • заказывает проектно-сметную документацию;
  • проводит соответствующие согласования;
  • готовит необходимые документы для обеспечения финансирования и предоставляет их в соответствующие муниципальные и государственные органы;
  • размещает по поставщикам заказы на оборудование;
  • осуществляет на конкурсной основе подбор подрядных организаций и заключает соответствующие договоры на производство строительно-монтажных и пусконаладочных работ;
  • осуществляет технический и технологический контроль производства строительно-монтажных и пусконаладочных работ;
  • осуществляет комплекс мероприятий по сдаче объектов коммунальной инфраструктуры в эксплуатацию.
В дальнейшем в процессе эксплуатации вновь вводимых объектов коммунальной инфраструктуры Управляющая компания производит расчеты по полученным кредитам за счет установленных инвестиционных надбавок к тарифам на коммунальные услуги и платы за подключение к коммунальным сетям новых потребителей.
Александр КИРИЛЮК, к.э.н., генеральный директор ООО НВЦ «Экор-агро», советник Россельхозбанка

Журнал "Бюджет" Ноябрь 2009 г.
Поделиться