24 апреля 2025 года
Регистрация
Версия для печати 2278 Материалы по теме
Определен  межрегиональный индекс кризисного сознания
#67192# Общероссийская Ассоциация региональных социологических центров «Группа 7/89» провела в Московском центре Карнеги презентацию исследовательского проекта «Межрегиональный индекс кризисного сознания» (МИКС-3).
Одним из последствий кризиса, может стать рост социального напряжения в субъектах РФ. Чтобы определить каковы же настроение и ожидания населения в различных регионах страны независимые социологические компании, входящие в Ассоциацию региональных социологических центров «Группа 7/89», провели интересные исследования. Они проходили в три этапа. Первая волна исследования проведена в ноябре-декабре 2008 года в 17 городах и регионах страны, вторая волна – в марте 2009 года.
Проводя, в конце сентября начало октября 2009 года, третью волну опросов социологи пытались выявить: как воспринимаются населением российских регионов последствия экономического кризиса, и как изменилось общественное мнение о кризисе за год с момента его начала. Опросы прошли в ключевых регионах РФ и охватили 18 городов. Общее число опрошенных – более 9,5 тыс. человек.
По результатам третьей волны исследования показатели самочувствия и социального оптимизма в регионах к октябрю 2009 года стали существенно выше, чем в марте этого года. По мнению населения так называемое «дно кризиса» уже пройдено, и в будущем серьезных потрясений не предвидится. Около половины (51%) опрошенных утверждают, что они удовлетворены жизнью, которую ведут в настоящее время. За время с марта по октябрь 2009 года заметно снизилась доля ответов «Материальное положение за последний год ухудшилось», и одновременно выросла доля ответов «Материальное положение за последний год улучшилось». Также опрос показал, что за период между второй и третьей волнами показатели оптимизма существенно выросли. Доля респондентов, которые считают что их материальное положение в ближайшее время улучшится составляет 24%, а те кто склонен к оптимизму и думают, что в дальнейшем их материальное положение только ухудшится – 19%.
Интересны результаты и по изучению вопроса понимания населением природы кризиса и кризисных ожиданий. Мнение «Никакого реального кризиса нет, это все разговоры нерадивых чиновников и бизнесменов, пытающихся скрыть свое неумение работать, или просто воровство» поддерживает довольно большая группа респондентов— 32%. Большинство опрошенных (46%) считают, что ответственность за возникновение кризиса лежит на непродуманной политике российского руководства и российских компаний. А вот на внешние силы («действия иностранных государств и компаний»), вопреки распространенности этого мнения в СМИ, возлагает ответственность лишь каждый пятый участник опроса. При этом по мнению респондентов федеральная  власть ответственна как за начало кризиса, так и за выход из него.
Надо сказать, что за время между второй и третьей волнами исследования кризисные ожидания населения претерпели существенные изменения. По сравнению с мартовским замером в среднем более чем вдвое (с 47% до 19%) сократилась доля ответов «Будет усиливаться», и почти втрое (с 9% до 26%) выросли доли ответов «Будет ослабляться».
Тем не менее больше трети работающих (или ищущих работу) респондентов опасаются потерять (или не найти) рабочее место. Таких опасений нет у 41% опрошенных.
Работающие респонденты за последние два-три месяца чаще всего сталкивались с такими проявлениями кризиса как отмена или сокращение премий и бонусов (32% от числа работающих респондентов) и сокращение заработной платы (31%). Каждый второй работающий  респондент оказался не затронутым лично никакими проявлениями кризиса.
Каждый четвертый не сталкивался с проявлениями кризиса и в коммуникациях с коллегами, знакомыми, родственниками.
Изучая антикризисное поведение населения, социологи выявили, что собственный запас материальной прочности респонденты оценивают не очень высоко — почти 50% опрошенных привычный уровень потребления могут сохранять не более одного месяца.  Так же выявлено, что в предполагаемом антикризисном поведении населения преобладают две стратегии — пассивная («резко сокращу расходы, буду экономить на всем») и активная («постараюсь найти дополнительные источники дохода»).
Что касается протестной активности, то исследования показали, что собственное участие в массовых выступлениях против роста цен и падения уровня жизни считают возможным почти каждый четвертый опрошенный. Менее трети (30%) респондентов заявляют, что способные участвовать в таких акциях люди есть в их ближайшем окружении. Ни роста, ни падения протестных настроений по результатам третьей волны проекта «МИКС» не фиксируется.

Материал подготовила Ольга Горшенина, журнал "Бюджет"  

Поделиться