#67380# "Рабочий и колхозница" вернулись. Москва, которая ждала любимых великанов долгих шесть лет, приветствовала их салютом. Стальные атлеты, вознесенные на высоту 34,5 метра, словно парили в небе, играющем огнями. За 72-летнюю жизнь они не растеряли могучего обаяния - обаяния творцов новой жизни.
На торжественном открытии мэр Москвы Юрий Лужков напомнил, что в 1937 году на Всемирной выставке в Париже скульптура была размещена напротив павильона фашистской Германии. "Как будто прогнозируя то, что должно случиться в предстоящие годы, друг напротив друга стояли две тенденции, - сказал он. - Одна тенденция - труда, созидания и развития, другая - распространения фашизма и человеконенавистничества". И сейчас, по словам Лужкова, этот монумент символизирует стремление России к прогрессу, миру и развитию. Министр культуры РФ Александр Авдеев подчеркнул: возвращение этого памятника - "подарок не только москвичам, но и всей мировой культуре".
Легендарной композиции придали тот вид, который она и должна была иметь по задумке ее "родителей" - скульптора Веры Мухиной и архитектора Бориса Иофана. Именно тот, который она имела на выставке в Париже и которого прежде была лишена на родине.
Напомним, спустя два года после международного триумфа композицию решили установить возле ВДНХ. К тому времени от парижского варианта сохранилось меньше половины оригинальных элементов. При стыковке частей были допущены грубые ошибки. Зазоры между элементами достигали более 700 миллиметров, туда сыпал снег и лил дождь, разъедая скульптуру изнутри. Более того, "Рабочего и колхозницу" поставили на одиннадцатиметровый "пенек".
Во время реставрации, заверил корреспондента "РГ" Вадим Церковников, руководитель коллектива, восстановившего скульптуру, авторская пластика оболочки сохранена. Полностью заменено примерно 10 процентов из 5 тысяч пластин. Окончательная сборка скульптурной композиции выполнена с точностью до 5-10 миллиметров к парижскому варианту.
Особых усилий потребовал каркас, проект которого поручили Научно-исследовательскому и проектному институту строительных металлоконструкций имени Н.П. Мельникова. "Новый в два раза прочнее, - рассказал Михаил Туллер, главный инженер каркаса. - Отсюда его вес: если раньше вся скульптура тянула порядка 85 тонн, то сейчас только один каркас - 125 тонн, а вместе с оболочкой - более 170 тонн".
Стальные люди встали на павильон-постамент, повторяющий контуры парижского. По замыслу Мухиной он должен был быть облицован мрамором разных оттенков: снизу - более темные, коричнево-оранжевые, которые затем переходят в золотистые, цвета слоновой кости, к подножию их сменяют голубовато-дымчатые, хорошо сочетающиеся с серебристым цветом скульптуры. Цвета бережно воспроизвели, но мрамор заменили на более устойчивый к осадкам гранит. Сохранит павильон и свою выставочную функцию - в нем разместится музей Веры Мухиной.
Церковников гарантирует железное здоровье стальным атлетам не менее чем на век. И все же им необходима дополнительная забота. До сих пор памятник является объектом культурного наследия федерального значения. Но восстановлен он на деньги Москвы, которая уже какой год просит отдать "Рабочего и колхозницу" под ее покровительство. Но вопрос все еще решается. Как скажется это на долголетии легендарных атлетов?
Источник: "Российская газета"
На торжественном открытии мэр Москвы Юрий Лужков напомнил, что в 1937 году на Всемирной выставке в Париже скульптура была размещена напротив павильона фашистской Германии. "Как будто прогнозируя то, что должно случиться в предстоящие годы, друг напротив друга стояли две тенденции, - сказал он. - Одна тенденция - труда, созидания и развития, другая - распространения фашизма и человеконенавистничества". И сейчас, по словам Лужкова, этот монумент символизирует стремление России к прогрессу, миру и развитию. Министр культуры РФ Александр Авдеев подчеркнул: возвращение этого памятника - "подарок не только москвичам, но и всей мировой культуре".
Легендарной композиции придали тот вид, который она и должна была иметь по задумке ее "родителей" - скульптора Веры Мухиной и архитектора Бориса Иофана. Именно тот, который она имела на выставке в Париже и которого прежде была лишена на родине.
Напомним, спустя два года после международного триумфа композицию решили установить возле ВДНХ. К тому времени от парижского варианта сохранилось меньше половины оригинальных элементов. При стыковке частей были допущены грубые ошибки. Зазоры между элементами достигали более 700 миллиметров, туда сыпал снег и лил дождь, разъедая скульптуру изнутри. Более того, "Рабочего и колхозницу" поставили на одиннадцатиметровый "пенек".
Во время реставрации, заверил корреспондента "РГ" Вадим Церковников, руководитель коллектива, восстановившего скульптуру, авторская пластика оболочки сохранена. Полностью заменено примерно 10 процентов из 5 тысяч пластин. Окончательная сборка скульптурной композиции выполнена с точностью до 5-10 миллиметров к парижскому варианту.
Особых усилий потребовал каркас, проект которого поручили Научно-исследовательскому и проектному институту строительных металлоконструкций имени Н.П. Мельникова. "Новый в два раза прочнее, - рассказал Михаил Туллер, главный инженер каркаса. - Отсюда его вес: если раньше вся скульптура тянула порядка 85 тонн, то сейчас только один каркас - 125 тонн, а вместе с оболочкой - более 170 тонн".
Стальные люди встали на павильон-постамент, повторяющий контуры парижского. По замыслу Мухиной он должен был быть облицован мрамором разных оттенков: снизу - более темные, коричнево-оранжевые, которые затем переходят в золотистые, цвета слоновой кости, к подножию их сменяют голубовато-дымчатые, хорошо сочетающиеся с серебристым цветом скульптуры. Цвета бережно воспроизвели, но мрамор заменили на более устойчивый к осадкам гранит. Сохранит павильон и свою выставочную функцию - в нем разместится музей Веры Мухиной.
Церковников гарантирует железное здоровье стальным атлетам не менее чем на век. И все же им необходима дополнительная забота. До сих пор памятник является объектом культурного наследия федерального значения. Но восстановлен он на деньги Москвы, которая уже какой год просит отдать "Рабочего и колхозницу" под ее покровительство. Но вопрос все еще решается. Как скажется это на долголетии легендарных атлетов?
Источник: "Российская газета"