#31410# Госдума ратифицировала в минувшую пятницу 14-й протокол к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Этот протокол был подписан от имени Российской Федерации еще в мае 2006 года. Цель его, как напомнил первый заместитель министра иностранных дел Андрей Денисов, "упорядочить работу Европейского суда по правам человека в условиях значительного увеличения количества нерассмотренных жалоб и таким образом повысить его пропускную способность".
Дума уже рассматривала этот вопрос в декабре 2006 года, однако тогда большинство депутатов проголосовали против ратификации 14-го протокола, что, по словам Денисова, снизило потенциал нашего воздействия на Европейский суд по правам человека при рассмотрении им "чувствительных дел Российской Федерации". Кроме того, ограничились наши возможности участвовать в реформировании суда, который в этом, несомненно, нуждается. А позиция Думы использовалась противниками России в Совете Европы как повод, чтобы возложить на российскую сторону, уточнил Денисов, "как говорится, с больной головы на здоровую", вину за перегруженность суда, за то, что он работает неэффективно.
В сентябре прошлого года депутаты Госдумы приняли заявление, в котором "четко и достаточно внятно" объяснили Европе, что именно их не устраивает в 14-м протоколе. "Первый момент - это предоставление комитетам из трех судей, таким своего рода судейским "тройкам", права выносить решение по существу дела без обязательного участия в комитете судьи от государства-ответчика. Второй - о возможности проведения расследования в государстве-ответчике на стадии, предшествующей установлению приемлемости самой жалобы для судебного разбирательства.
И, наконец, третий пункт - это расширяющая трактовка функций и самого Европейского суда, и Комитета министров Совета Европы в части контроля за исполнением вынесенных судом решений", - перечислил представитель российского МИДа "депутатские озабоченности". В ходе консультаций по двум позициям удалось договориться. И это, по словам Денисова, "взаимное и взаимоприемлемое понимание зафиксировано на бумаге".
Впрочем, он признал, что в самом протоколе так и не появилось положение, которое требует обязательного включения в состав "троек" судей, избранных от государства-ответчика. Однако на практике так оно и будет, уверен Денисов. По третьему спорному пункту найдено совсем простое решение. Россия письменно уведомила Совет Европы, что воспринимает положения протокола, касающиеся контроля за исполнением жалоб, исключительно как облегчение процедуры мониторинга. И не считает, что они наделяют Европейский суд по правам человека полномочиями предписывать государству, как оно должно выполнять постановление этого суда. В Комитете министров СЕ признали право России на такое понимание. Таким образом, как заметил Денисов, созданы достаточные и необходимые условия для повторного рассмотрения вопроса о ратификации 14-го протокола. "Нам, в отличие от других стран - членов Совета Европы, очень серьезно пошли навстречу", - поддержал представителя МИДа депутат-"единоросс" Дмитрий Вяткин.
"В чем? - недоумевали думские либерал-демократы и коммунисты. - Какие конкретно документы, подтверждающие результаты трехлетних консультаций, были приняты? Ведь текст 14-го протокола не изменился". "А он и не мог измениться, потому что его уже подписали и ратифицировали 46 из 47 государств - членов Совета Европы", - ответил Денисов, пояснив, что озабоченности российской стороны по этому протоколу снимаются "различными процедурными способами". Андрей Денисов согласился с думцами в том, что Страсбургский суд подчас возлагает на Россию "совершенно необоснованные претензии". Однако заметил: для того чтобы лишить ЕСПЧ возможности выносить политизированные решения, его как раз и надо реформировать.
"Мы должны брать на вооружение эффективные механизмы защиты прав и свобод человека. И такого рода механизмом, конечно же, является и Европейский суд", - вступил в дискуссию председатель Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин. "Участие в Страсбургском суде является неким внешним стимулом для совершенствования нашей судебной системы", - заявил Михаил Емельянов, выражая позицию фракции "Справедливая Россия", которая вслед за "единороссами" выступила за ратификацию.
В конечном итоге фракция КПРФ осталась в меньшинстве. Три думские фракции, "Единая Россия", ЛДПР и "Справедливая Россия", проголосовали за ратификацию 14-го протокола Конвенции о защите прав человека и основных свобод. И теперь Страсбургский суд может приступать к долгожданным переменам.
На пленарном заседании 15 января депутаты Госдумы приняли также решение о продлении на три года - до 1 марта 2013 года - бесплатной приватизации жилья в России.
Источник: "Российская газета"
Этот протокол был подписан от имени Российской Федерации еще в мае 2006 года. Цель его, как напомнил первый заместитель министра иностранных дел Андрей Денисов, "упорядочить работу Европейского суда по правам человека в условиях значительного увеличения количества нерассмотренных жалоб и таким образом повысить его пропускную способность".
Дума уже рассматривала этот вопрос в декабре 2006 года, однако тогда большинство депутатов проголосовали против ратификации 14-го протокола, что, по словам Денисова, снизило потенциал нашего воздействия на Европейский суд по правам человека при рассмотрении им "чувствительных дел Российской Федерации". Кроме того, ограничились наши возможности участвовать в реформировании суда, который в этом, несомненно, нуждается. А позиция Думы использовалась противниками России в Совете Европы как повод, чтобы возложить на российскую сторону, уточнил Денисов, "как говорится, с больной головы на здоровую", вину за перегруженность суда, за то, что он работает неэффективно.
В сентябре прошлого года депутаты Госдумы приняли заявление, в котором "четко и достаточно внятно" объяснили Европе, что именно их не устраивает в 14-м протоколе. "Первый момент - это предоставление комитетам из трех судей, таким своего рода судейским "тройкам", права выносить решение по существу дела без обязательного участия в комитете судьи от государства-ответчика. Второй - о возможности проведения расследования в государстве-ответчике на стадии, предшествующей установлению приемлемости самой жалобы для судебного разбирательства.
И, наконец, третий пункт - это расширяющая трактовка функций и самого Европейского суда, и Комитета министров Совета Европы в части контроля за исполнением вынесенных судом решений", - перечислил представитель российского МИДа "депутатские озабоченности". В ходе консультаций по двум позициям удалось договориться. И это, по словам Денисова, "взаимное и взаимоприемлемое понимание зафиксировано на бумаге".
Впрочем, он признал, что в самом протоколе так и не появилось положение, которое требует обязательного включения в состав "троек" судей, избранных от государства-ответчика. Однако на практике так оно и будет, уверен Денисов. По третьему спорному пункту найдено совсем простое решение. Россия письменно уведомила Совет Европы, что воспринимает положения протокола, касающиеся контроля за исполнением жалоб, исключительно как облегчение процедуры мониторинга. И не считает, что они наделяют Европейский суд по правам человека полномочиями предписывать государству, как оно должно выполнять постановление этого суда. В Комитете министров СЕ признали право России на такое понимание. Таким образом, как заметил Денисов, созданы достаточные и необходимые условия для повторного рассмотрения вопроса о ратификации 14-го протокола. "Нам, в отличие от других стран - членов Совета Европы, очень серьезно пошли навстречу", - поддержал представителя МИДа депутат-"единоросс" Дмитрий Вяткин.
"В чем? - недоумевали думские либерал-демократы и коммунисты. - Какие конкретно документы, подтверждающие результаты трехлетних консультаций, были приняты? Ведь текст 14-го протокола не изменился". "А он и не мог измениться, потому что его уже подписали и ратифицировали 46 из 47 государств - членов Совета Европы", - ответил Денисов, пояснив, что озабоченности российской стороны по этому протоколу снимаются "различными процедурными способами". Андрей Денисов согласился с думцами в том, что Страсбургский суд подчас возлагает на Россию "совершенно необоснованные претензии". Однако заметил: для того чтобы лишить ЕСПЧ возможности выносить политизированные решения, его как раз и надо реформировать.
"Мы должны брать на вооружение эффективные механизмы защиты прав и свобод человека. И такого рода механизмом, конечно же, является и Европейский суд", - вступил в дискуссию председатель Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин. "Участие в Страсбургском суде является неким внешним стимулом для совершенствования нашей судебной системы", - заявил Михаил Емельянов, выражая позицию фракции "Справедливая Россия", которая вслед за "единороссами" выступила за ратификацию.
В конечном итоге фракция КПРФ осталась в меньшинстве. Три думские фракции, "Единая Россия", ЛДПР и "Справедливая Россия", проголосовали за ратификацию 14-го протокола Конвенции о защите прав человека и основных свобод. И теперь Страсбургский суд может приступать к долгожданным переменам.
На пленарном заседании 15 января депутаты Госдумы приняли также решение о продлении на три года - до 1 марта 2013 года - бесплатной приватизации жилья в России.
Источник: "Российская газета"