
Значительная часть доклада посвящена политической модернизации, без которой, как утверждают авторы, невозможна и экономическая. Ведь модернизация строится на «человеческом капитале», главный залог ее успеха — высококвалифицированный работник. А для этого нужно создавать систему, где стратегическим ресурсом стало бы человеческое достоинство и были бы исключены диктат, насилие и унижение. Для модернизации нужна дебюрократизация экономики, а это можно сделать лишь через «деэкономизацию бюрократии», т. е. пресечение получения дохода от выполнения госфункций. Инновационная экономика несовместима «с элементами неофеодализма и архаичными институтами». Государство должно стать арбитром при столкновении интересов, что подразумевает политический плюрализм, соревновательность и смену у власти различных сил, а также независимый суд.
Описанное «Инсором» политическое устройство отчасти напоминает то, что было при президенте Борисе Ельцине. Не случайно раздел доклада называется «Политическое будущее страны: назад, к Конституции». Срок полномочий президента снижен до пяти лет, Госдумы — до четырех, выбирается она снова по смешанному принципу (мажоритарно-пропорциональному). В стране действует 20 партий, около 50 мест в Думе завоевывают независимые одномандатники, создающие депутатскую группу «Региональная политика» (подобные группы были в Думах первых созывов). Проходной барьер снижен до 5%, снова разрешены предвыборные блоки (для них барьер — 7%).
Сейчас в стране семь партий и 7%-ный барьер. Правда, Медведев инициировал незначительную либерализацию: партии, получившие на федеральных и региональных выборах от 5% до 7%, имеют право на фракции из одного-двух депутатов. Большие послабления, заявляли кремлевские чиновники, пока не планируются.
Ядром системы, о которой мечтает «Инсор», являются правоцентристская и левоцентристская партии (их пытались создать при Ельцине). Первая — выразитель интересов среднего класса (к которому будет принадлежать не менее 50% населения), вторую поддерживает бизнес традиционных отраслей. «Кланы» отстаивают свои интересы через конкурирующие партии. Правые популисты (преемники ЛДПР) и Новая левая партия (преемница КПРФ) получают на выборах не более 2-4%. Как и в США, президент и парламентское большинство зачастую представляют разные партии. Государство отказывается от практики контроля за СМИ, а приход цифрового ТВ ликвидирует монополию федеральных каналов. Губернаторы, как и до 2004 г., выбираются прямым голосованием. Сенаторы — тоже, но из кандидатов, предложенных губернаторами и заксобраниями.
Выборы сенаторов предлагал ввести председатель верхней палаты Сергей Миронов, но инициатива поддержки в Кремле не нашла. А всенародные выборы губернаторов не нужны России как минимум в этом столетии, заявлял и сам президент Медведев.
МВД в новой модели будущего ликвидировано, его правопреемником становится Федеральная служба криминальной полиции (ФСКП). В регионах существуют подчиненные губернаторам полицейские службы (занимаются общественной безопасностью и нетяжкими преступлениями). Вместо внутренних войск создается национальная гвардия, а на уровне городских и сельских поселений действует муниципальная милиция. Между милицией разного уровня и гражданской службой дорожного движения разделены функции ликвидированной ГАИ.
Борьбой с экономической преступностью занимается вновь созданная Федеральная служба финансовой полиции (ФСФП).
Вместо ФСБ создаются служба контрразведки (как при Ельцине) и Федеральная служба по охране Конституции, занимающаяся предотвращением терактов и угроз сепаратизма. Это вряд ли совпадает с намерениями президента: отвечая на вопрос «Ведомостей» в конце января, он сказал, что нужна федерализация милиции, а не децентрализация (как предлагает «Инсор»).
В докладе отмечается, что некоторые меры уже сейчас осуществляются: реорганизуется МВД, реформируется армия, но требуется новый этап реформы, причем между первым и вторым этапами должны пройти не годы, а месяцы.
Вооруженные силы, по мысли докладчиков, формируются исключительно на добровольной основе, их численность сокращается до 500 000-600 000 (сейчас 1,1 млн человек, к 2012 г. Минобороны планирует сокращение до 1 млн). Но, по словам председателя оборонного комитета Совфеда Виктора Озерова, Минобороны сейчас критикуют даже за сокращение войск до 1 млн человек, а Медведев ничего не говорил об отказе от призыва. «Да и не нужно это: а если завтра война?» — задается вопросом сенатор.
Новую роль России на международной арене «Инсор» видит в ее участии во всех ведущих глобальных организациях, в том числе ВТО, ОЭСР. В перспективе Россия вступает в ЕС и НАТО, «что будет стимулировать его дальнейшую позитивную трансформацию», пишут авторы доклада. До вступления в ЕС создается общий рынок, свободное передвижение товаров и услуг, интеграция транспортных систем. Россия становится стратегическим партнером США. СНГ при этом сохраняется, но на новых взаимовыгодных условиях, причем в Содружество возвращается Грузия (о судьбе Абхазии и Южной Осетии в докладе не говорится).
То, что предлагает «Инсор» в политической сфере, — поворот назад: так можно и до коллективизации дойти, рассуждает единоросс, первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Александр Москалец. Общество прожило это и отвергло, пути обратно нет, уверен представитель «Единой России». А научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин, напротив, убежден, что инновационная экономика требует открытого свободного общества. Недавний 10-тысячный митинг в Калининграде (где среди лозунгов было возвращение выборов губернаторов) доказывает, что люди не готовы спокойно взирать на происходящее в стране и хотят предложить свои рецепты, говорит Юргенс. «Считайте, что мы предложили свой», — резюмирует он. Документ написан не для Медведева, а для стимулирования дискуссии в обществе, добавляет Гонтмахер. В его подготовке участвовал очень широкий круг экспертов в самых разных областях, а непосредственно писали доклад десять человек
Источник: "Ведомости"