
Модернизация авиапарка — одна из главных проблем отрасли. Причем российский авиапром поставляет всего 16—17 лайнеров в год. Правительство готово увеличить дотации по лизинговым платежам — это 8,4 млрд руб. в год. Но в аренду берут в основном иностранные самолеты.
«Сегодня принципиальна конкуренция в поставках отечественных и зарубежных судов для наших авиакомпаний. И отечественный авиапром эту конкуренцию проигрывает напрочь, — сетует председатель комитета по транспорту Госдумы РФ Сергей Шишкарев. — Мы вынуждены констатировать, что, к сожалению, лизинговые платежи уходят на поддержку авиапрома, но зарубежного».
Зарубежные лайнеры в почете благодаря топливной экономичности — стоимость авиакеросина в последние несколько лет стала ключевым вопросом. По словам экспертов, стремление крупных компаний заключать по результатам тендеров прямые контракты с производителями может привести к появлению новых монополистов и росту цен в будущем.
«У нас весьма ограниченное количество вертикально интегрированных нефтяных компаний, которые ведут всю цепочку от добычи нефти до ее переработки. Сейчас эти компании вышли в сектор розничной продажи», — отмечает главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий.
Эти факторы закрепляют тенденцию на укрупнение рынка — большие компании быстрее и эффективнее обновляют инфраструктуру, чем их региональные конкуренты. «На мой взгляд, сегодня легче построить новый аэропорт, чем модернизировать старый, — отмечает г-н Шишкарев. — В Российской Федерации мы все-таки больше склонны к доминированию и работе на рынке нескольких крупных компаний, и процесс укрупнения будет продолжен. Лучше, чтобы это шло не через банкротство мелких и средних перевозчиков».
Как подчеркивают эксперты, часть расходов на обновление инфраструктуры авиаперевозчики заставят взять на себя пассажиров. И тогда на стоимость билетов будет влиять не только удорожание топлива, но и закрытие нерентабельных региональных маршрутов.
Источник: РБК daily