
Впрочем, в ситуации с ЮНЕСКО своя правовая логика, у нас -- своя. По российскому законодательству исторических территорий в настоящий момент в принципе не существует, хотя реально они не только есть, но в ряде регионов являются одним из главных факторов для привлечения инвестиций, развития туризма, создания рабочих мест. Это понятие включает в себя в первую очередь музеи-заповедники и центры исторических городов, а также исторические дороги, природные национальные парки, где есть историческая составляющая, территории вокруг исторических усадеб, но не входящие непосредственно в границы памятников. До кризиса вопрос о придании таким территориям особого статуса не стоял, поскольку эти места всегда были привлекательны для застройщиков и девелоперов. Сегодня строительная отрасль не на подъеме, и постепенно приходит понимание того, что зарабатывать можно как-то еще, в том числе на туризме. Министерство культуры подготовило предложения по созданию отдельного законодательства для исторических территорий. В черновом варианте закон называется: «Об историко-культурных территориях и музеях-заповедниках».
На встрече присутствовали руководители большинства крупнейших российских музеев-усадеб и музеев-заповедников. Из их выступлений следует, что понятие о неприкосновенности исторических памятников и ландшафтов уже достаточно прочно вошло в общественное сознание. Так, директор музея-усадьбы «Мураново» Игорь Комаров рассказал о том, что закончились попытки застроить прилегающие к территории музея знаменитые мурановские холмы, которые находятся в частном владении: «Никто не хочет постоянно жить под прицелами телекамер, и собственник территории это понимает». Другой духоподъемный пример -- опыт военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле». За десять лет музею удалось включить в состав своей территории 24 разрозненных участка, которые теперь получили статус земель историко-культурного назначения.
Далеко не так благополучна ситуация в исторических городах, как столичных, так и малых. Активная продажа участков в центре Суздаля привела к появлению не то чтобы не историчных -- абсолютно уродливых построек; в аварийном состоянии находятся дороги, мостики, по которым проходят и проезжают каждый день тысячи туристов. Закон об исторических территориях, с одной стороны, ограничивал бы возможности местной власти по раздаче исторической земли, с другой -- предполагал бы поддержку их инфраструктуры из федерального бюджета.
Отдельная бюрократическая проблема, пока у нас не разрешимая: как совместить в одном заповеднике охрану природы и сохранение культурного наследия? В США все эти функции, а также создание необходимой туристической инфраструктуры сосредоточены в службе национальных парков, у нас они относятся к разным ведомствам: природная часть -- к Министерству природных ресурсов, культурная -- к Минкульту. Как рассказал директор национального парка «Угра» Валерий Новиков, историческими исследованиями сотрудники парка занимаются исключительно за свой счет, поскольку такие расходы в бюджетах природных заповедников не предусмотрены. Все это предстоит учесть разработчикам будущего закона, если, конечно, вообще дойдет до этого дело.
Источник: "Время Новостей"