
По мнению главы гильдии, рынку печатных изданий стало бы значительно легче после полной отмены пошлин на мелованную бумагу, благодаря которой в свет выходит самое большое количество самых высокотиражных и популярных в России журналов - телегидов и патворков, ежемесячных "отраслевых" изданий по искусству, науке, автомобилям, дизайну квартир и загородных домов, воспитанию детей. Напомним, таможенные пошлины на этот сорт бумаги снижены с 23 мая 2010 года на 9 месяцев. Но, по мнению руководителя Московского полиграфического союза Андрея Сулейкова, этот шаг привел к тому, что уже с начала года десяток крупнейших издательских домов, в том числе и иностранных, выпускающих массовую периодику- от "7 Дней" до "Индепендент Медиа", начали переводить заказы из зарубежных типографий в Россию. Загрузка типографий, по его данным, увеличилась на 13 процентов, с 45 процентов в 2009 году до 58 процентов - в 2010 году. И главное в этом году - доказать правительству, что низкие пошлины все-таки действуют во благо отечественного рынка и их необходимо закрепить.
Между тем, прогнозируют эксперты, рост цен на мелованные бумаги в России даже с учетом снижения пошлин может составить по итогам трех кварталов до 10 процентов. И это еще не все. Пик спроса на мировых рынках впереди и связан с колоссальным ростом цен на сырье, целлюлозу. В основе такого спроса как объективные причины - землетрясение в Чили, основном поставщике сырья, рост цен на морские перевозки, - так и субъективные - непрогнозируемый экспертами гигантский бум потребления гигиенических бумаг в Китае. Издатели, кстати, предложили поставщикам подумать, не синхронизировать ли им производство "жизненно важной" периодической печати в России на определенных сортах бумаги, чтобы тем самым сдержать цены. Наподобие, как это сделано в аптечных сетях, продающих жизненно важные лекарства? Однако у поставщиков идея энтузиазма не вызвала, поскольку производственные мощности "заточены" на определенные объемы поставок. Единственное, в чем уверили поставщики, дефицита в мелованной бумаге не будет.
Что касается газетных сортов, которыми обеспечивают внутренний рынок отечественные производители, то, как отметил Сергей Ерофеев, представитель одного из дилеров крупнейшего российского Кондопожского целлюлозно-бумажного комбината, рост цен на бумагу, в том числе газетную, составит не более 10 процентов. Главная составляющая в цене российской бумаги - дорожающие год от года энергоносители. Но в 2010 году, по словам Ерофеева, повышение цен связано не столько с энергоносителями, сколько с "посткризисным синдромом". Производители вынуждены компенсировать кризисные потери. Поэтому с учетом этого фактора с 1 июля бумага подорожает на 5 процентов.
Между тем в качестве антикризисной меры издательские дома выбрали частичный уход "в сеть и в цифру". "Издатели начали разрабатывать мобильные версии газет и активнее вкладывать средства в разработку и продвижение интернет-сайтов", - замечает Александр Страхов. Эту тенденцию на мировом рынке подтвердил и Пьер Конт, заместитель генерального директора по новым и цифровым медиа Figaro Group. "Если раньше в нашей компании из 2 тысяч человек только 80 занимались цифровыми технологиями, то теперь 600 человек", - говорит Пьер Конт. По словам французского издателя, пока лишь 20 процентов аудитории "пересекаются" между печатной версией газеты и сайтом. И чтобы развить "общую территорию бренда", акцент делается на сайт и "захват" молодой (от 35 лет) аудитории. Чтобы выжить, добавляет Конт, изданиям необходимо получать средства от платных интернет-подписок. На вопрос, на какой из носителей информации - "бумагу" или "цифру" все же ориентируются в Figaro Group по извлечению конечной прибыли, Пьер Конт тем не менее заметил, что "так вопрос не стоит". "Развитие цифровых технологий пока еще невозможно без печатного слова, а печатные издания немыслимы без цифровых, - заключил он. - Поэтому все внимание - на содержание, на контент! А прибыль, которую в итоге получают издатели, считается прибылью всей Группы, которую нельзя разделить".
Несмотря на пророчества о скорой смерти печатных версий прессы, читательская аудитория бумажных СМИ, по словам страхова, стабильна. Пять последних лет она остается на прежнем уровне.
Источник: "Российская газета"