Культура — 02 июля 2010

Открывается II Московская международная биеннале молодого искусства

Версия для печати 2013 Материалы по теме
Открывается II Московская международная биеннале молодого искусства
молодежь
Проходивший два года назад дебютный смотр молодого искусства хоть и назывался биеннале, воспринимался все же лишь хорошей заявкой на этот почтенный жанр. Второй смотр по количеству участников, выставок вполне сопоставим с биеннале взрослой. Весь июль москвичам и гостям выпадает шанс в свободное время дефилировать от галереи к галерее, от музея к музею и отыскивать лучшее из работ 600 художников и артгрупп, расквартированных по шестидесяти выставкам на сорока площадках столицы. Кураторами Дарьей Пыркиной и Дарьей Камышниковой было отсмотрено более двух с половиной тысяч заявок, поступивших из России и семидесяти стран мира. В итоге участвуют мастера из пятидесяти трех (включая Россию) стран. Как подчеркивают кураторы, особенно важно присутствие проектов из российских регионов, стран ближнего зарубежья и СНГ.

Тема смотра молодых парадоксальная и актуальная одновременно -- «Границы». Парадоксальная потому, что сегодня с новейшими возможностями и технологиями коммуникации тема границ вроде бы становится анахронизмом. Это занятно подтверждается фактом спонсорской поддержки фестиваля крупнейшим оператором сотовой связи России МТС и успешной молодой авиакомпанией S7 airlines. Да и главный партнер биеннале -- Фонд Михаила Прохорова -- одной из основных стратегий полагает коммуникацию и диалог, интеграцию культуры российских регионов в общемировое пространство.

Тем не менее тема границы сегодня значима как никогда. Отчасти вследствие головокружительного успеха означенного стирания пограничного жанра как такового. Не только глобализация и культурная унификация печалят, но и кризис когнитивности отдельной личности, вплоть до краха представлений о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Ведь распыление, рассеивание по разным культурам нивелирует смысловой стержень каждой, дискредитирует ее ценностное (полноценное) наполнение. И в общем-то это вектор движения к всеоправдывающей безответственности. Как тут не вспомнить великое высказывание о границах гоголевского Ноздрева! Возжелав поразить Чичикова величиной своих владений, он произнес нетленное: «Вот граница!... все, что ни видишь по эту сторону, все это мое, и даже по ту сторону, весь этот лес, который вон синеет, и все, что за лесом, все это мое».

Существует ли у фестиваля опасность подхватить вирус ноздревщины? Безусловно, да. Если таковое произойдет (а почти все главные открытия биеннале впереди), тогда смотр можно уподобить наскоро состряпанному постсоветскими туроператорами (кто ж их не помнит?) вояжу: когда много, пестро, цветно и шумно, но различия вдруг оборачиваются безразличием, а тысячи найденных на все случаи жизни ответов заменяются круговой безответственностью.

Открывшаяся вчера первая выставка биеннале подготовлена командой четырех кураторов: три француза (Ив Роббер, Изабель Бертолотти, Тьерри Распай) и Дарья Пыркина. Посвящена выставка Году Франции в России, называется «Виз-а-ви/Vis-a-Vis». Проходит в главном помещении Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) на Зоологической улице (д. 13, к. 2). Идея ее -- встреча на расстоянии стран, России и Франции, тех двоих, кому есть что сказать друг другу. В творческом плане, конечно. Отбор участников, составивших пары, был очень замысловатым, трехэтапным. Сначала Пыркина изучала лионских художников (Лион -- партнер проекта), а три лионских куратора -- россиян. В результате совместными усилиями было отобрано около двадцати «артистов». Затем стали искать возможности их творческого диалога, сопряжения языка и идей. В результате круг сжался до семи участников с каждой стороны. Далее эти семь выбранных пар по Интернету познакомили друг с другом и предложили самостоятельно обсуждать и выбирать работы для выставки. Этот установленный тройной кордон в самом деле помог получить очень хорошие работы. Однако капельку ноздревщины кураторы добавили в самом принципе экспонирования.

Первое впечатление от увиденного: успех большой московской биеннале с главным кураторским проектом Жана-Юбера Мартена воодушевил и молодых. Помню сделанную Пыркиной основную экспозицию биеннале позапрошлого года. Там, как это принято в заумных, подвинутых на проблемах политике и социальной жизни артфорумах Европы, все какие-то графики висели, отчеты, документы, схемы и тезисы. Канцелярия какая-то. Смотреть на это как на искусство сложно. Сейчас прямо вслед за выставкой Мартена в «Гараже» устроено визуальное роскошество. И миниатюрные дворцы, и абстрактные скульптуры в ползала, и изощренно вплетенная в нотный стан хрупкая человеческая фигурка в натуральный рост, и машина, спрятанная в подобие комода, и огромные живописные и фотографические полиптихи на всю стену каждый. И пространство дышит, и ничего не теснит друг друга. И всего работ четырнадцать на огромный зал. Шаг к событию на территории собственно искусства, безусловно, сделан.

Каждая работа сама по себе интересно и тонко срежиссирована и выполнена. Однако нам же обещали пары. И здесь возникает проблема. Понять, кто с кем нашел друг друга, кто к кому так долго шел, чтобы исполнить дуэт, поначалу не представляется никакой возможности. На вопрос, а где же визави комода с автомобилем (автор Саша Сухарева), Пыркина ответила: зайди за стенку, там увидишь живописный полиптих с телефонными автоматами в роскошных интерьерах (работа Элиз Кам), вот тебе пара. И так почти со всеми парами: их общая территория, буквально по Ноздреву, за границами видимости. А в границах можно гадать о том, какие другие визави могли бы получиться. Ведь вот прямо напротив комода с машиной сюрреалистическая фотография с креслами на ночной лужайке от Дельфин Балле. Чем не союз? (Ее подлинный визави фотополиптих Владимира Логутова.)

Совмещение двух стратегий, предполагающих жесткие границы отбора и исчезающие границы в режиссуре выставки, дает свой эффект. Все-таки капелька ноздревщины (но только капелька!) поначалу раздражает, а потом заставляет самостоятельно анализировать все экспонаты, вникать в суть и выбирать в лабиринте сюжетов, безусловно, нашедших друг друга героев. Пройдя через испытания разлукой, союзы оказались только крепче.

Лидируют для меня две пары. Первую условно можно назвать «Домик -- Антидомик», художники Винсент Олине и Илья Трушевский. Олине создал из дерева с инкрустациями изумительно красивый дворец, с колоннадами, залами, шикарными люстрами, лоджиями, террасами. Дворец стал бы шедевром стиля рококо. Да дело в том, что размеры его сравнимы с масштабом зрительного зала знаменитого лиликанского театра. А по конфигурации дворец не что иное, как старинный секретер. Пародия на истончающуюся красоту абсолютизма остроумно названа «Падение империи». Трушевский повесил покрашенную в черное батарею, обмотал ее черными шлангами, привязал к школьной парте, на которой геодезические следы и губка. Черный спрут будто бы смотрит видео, на котором художник добывает первоэлементы. Видны огонь, почва, железо. Сама инсталляция с видео ассоциируется с поставангардными опусами, с алхимией Бойса и Барни. Если Винсент -- о прекрасной и хрупкой, подчас притворной оболочке архитектуры, то Илья -- о потрохах, о том, что живет внутри красивых стен, является плотью, ребрами, животворной коммуникацией.

Вторая пара -- россиянин Стас Багс (группа Milk&Vodka) и француз Седрик Альби. Они предлагают мудрые медитативные образы, вдохновленные практикой концептуализма. Багс выложил на платформе пять металлических пятичастных, как нотный стан, границ. И к каждой подвесил на прозрачной проволоке фрагменты плоских разноцветных фигур. В перспективе фигуры совмещаются в образ человека, который то собирается, то развоплощается, расплетается на отдельные палочки и сегментики. Работа называется «Я смотрел на эту границу пять недель подряд». Если учесть пятичастную структуру всей инсталляции, то мы увидим и человека, вплетенного в нотный стан, становящегося зримым воплощением звучащей музыкальной фразы. О превратностях материалах рассказывает и Альби в четырехчастной инсталляции с фотографиями и найденными объектами. Цель -- найти человеческое измерение техницизму. Высыпавшийся из старой лампочки порошок Альби фотографирует при дневном свете. Устанавливает обнаруженный кусок древесины -- части какого-то инструмента -- на постаменте в виде сложенной книги. А старинную инструкцию, в которой оборвано все, кроме заглавия типа «Руководство пользователя», помещает под стекло наподобие музейной гравюры. Центр и периферия вещей и понятий -- тема его проекта (и одна из общих тем всего молодого форума).

Для всех интересующихся биеннале свою игру предложил МТС. На виртуальной площадке Red Art (www.red.mts.ru/redart) будет выложена вся информация о событиях. Отдельно объявлен конкурс на самый инновативный проект, а также конкурс для зрителей на лучшую фотомозаику. Те, кто хочет получить информацию о четырнадцати больших выставках биеннале на мобильный, заходите на интерактивный сервис «Мобильный аудиогид».

Самые жаркие дни биеннале -- вторая половина этой недели. «Винзавод», ГЦСИ, ММСИ, даже музей «Царицыно» -- основные сейчас площадки. Следим за событиями.

Источник: "Время Новостей"
Поделиться