7 июля Госдума планирует рассмотреть в первом чтении законопроект об обязательном медицинском страховании (ОМС).
Однако чем ближе этот день, тем жарче споры вокруг законопроекта. Одни эксперты уверяют, что он жизненно необходим каждому россиянину и системе здравоохранения в целом. Другие - что в нынешнем виде его нельзя выносить даже на первое чтение, а лучше доработать и рассмотреть уже в сентябре.
Итак, вокруг чего весь сыр-бор?
"РГ" уже рассказывала о сути нового закона. Его представляли замминистра здравоохранения и социального развития Юрий Воронин, глава Фонда обязательного медицинского страхования России (ФОМС) Андрей Юрин и другие официальные лица. По их словам, закон несет в себе несколько принципиально новых положений.
Во-первых, он предполагает создание единого медицинского полиса и единой базы данных его получателей на всю Россию, а это значит, в какой бы точке страны человеку ни понадобилась медицинская помощь (во время ли отпуска, командировки или любых других дел), он без каких-либо затруднений сможет ее получить. Сейчас, по словам Андрея Юрина, этот процесс осложнен тем, что взаиморасчеты между территориями, где застрахован больной и где ему неожиданно понадобились услуги врачей, происходят с большими задержками. А иногда в силу разных причин не производятся вовсе. И поликлиникам легче отказать в медпомощи иногородним, чем лечить их бесплатно. Новый закон предполагает четкие правила и сроки взаиморасчетов - в течение 25 дней.
Второе новшество - право человека на выбор страховой компании, больницы и врача.
Сейчас страховую компанию выбирает работодатель. А пациенты к медучреждениям приписываются, в основном, по территориальному признаку.
В-третьих, произойдет переход на одноканальное финансирование, благодаря чему тариф на оказание медуслуг станет полным и предоставлять услуги населению смогут не только государственные и муниципальные, но и частные учреждения. Соответственно, у людей появится возможность выбирать - лечиться по полису в муниципальной поликлинике или в частной. По идее, это должно увеличить конкуренцию на рынке медуслуг и повысить их качество. Ведь если те же коммунальные платежи не будут больше оплачиваться отдельно местными властями (как сейчас), а входить в тариф, а деньги по тарифу будут перечислять за конкретного пациента, получившего медпомощь (это еще одно новшество), то для того, чтобы эти услуги оплатить, учреждению будет необходимо пролечить определенное количество пациентов. А если лечить они будут плохо, то клиенты перейдут в соседнее медучреждение.
Конечно, тут возникает вопрос о неравности положения между государственными и частными учреждениями. Первые на протяжении многих лет финансировались крайне скудно и не имеют не то, что нового оборудования, но и простого косметического ремонта, а в селах порой нет даже воды и туалетов. В это же время "частники" вкладывались "по полной", оборудуя свои клиники по последнему слову техники. И многие люди априори будут стремиться именно к ним. Чтобы выровнять ситуацию, власти решили, что те 2 процента, на которые с нового года повысится сумма платежей работодателей на ОМС, пойдут конкретно на капитальный ремонт, строительство и модернизацию медучреждений. И это тоже прописано в новом законе. Предполагается, что за 2011-2012 годы на эти цели уйдет 460 миллиардов рублей.
Однако деловая элита страны в лице Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и Торгово-промышленной палаты (ТПП) высказалась жестко против этого рассмотрения закона в первом чтении 7 июля. По мнению предпринимателей, он плохо проработан. Многие цели - такие, как право пациента на выбор страховой и медицинской организации и врача, на возмещение ущерба в результате ненадлежащей работы врачей, укрепление финансовой сбалансированности и достаточности системы ОМС и так далее - не поддержаны механизмами их реализации. Например, выбор медучреждения и врача может быть произведен только с их согласия. Отказ может поступить по любому поводу. А значит, выбор условен. Более того, получение высококвалифицированной помощи с 2015 года тоже будет проходить по такой схеме, значит, лучшие больницы будут перегружены пациентами и вынуждены отказывать. И механизмов защиты людей в такой ситуации пока нет, считают эксперты.
Но понятно, что противодействие работодателей не может быть связано с сердечными переживаниями за права пациентов. Их волнуют деньги, в том числе те самые два дополнительных процента, которые придется платить с нового года за каждого работника.
"Мы идем по пути покрытия дефицита бюджетов социальных фондов, а реформирование стараемся подвести под собранные ресурсы. Должно быть наоборот. Фискальное бремя должно быть оправдано и эффективно", - считает глава РСПП Александр Шохин.
Вообще, по мнению промышленников, проект закона закрепляет отказ от страховой медицины в пользу бюджетно-распределительных основ оказания медуслуг, и "страховые взносы" по сути заменяются на "налог на здоровье". "Размер ставки обосновывается общей потребностью в средствах на содержание и развитие медицинских учреждений, не обоснован актуарными расчетами, стоимостью, количеством и качеством предоставляемых страховых услуг", - говорит вице-президент РСПП Федор Прокопов. По его словам, при средней зарплате в стране в 21 тысячу рублей работодатель будет перечислять в ОМС в год на одного работника в среднем 12 тысяч рублей, в то время как тариф за неработающее население установлен в законе 3 тысячи рублей в год. Таким образом, из этих 12 тысяч 33 процента пойдет на оплату медицинской помощи работнику, 40 процентов платежа - инвестиции в медучреждения, 27 процентов - на дотирование медуслуг для неработающих. Ставки за работающее и неработающее население должны быть более взвешенны", - продолжает он.
Впрочем, есть в этой группе и "особое мнение": замначальника департамента здравоохранения ОАО "РЖД" Анатолий Азаров считает, что здравоохранение в стране доведено до такого состояния, что "пришло время отдавать долги" и обсуждать, два процента - это много или мало, по меньшей мере, некорректно.
Дефицит ФОМС сейчас действительно немал - 202 миллиарда рублей, но благодаря увеличению поступлений со следующего года он должен снизиться до 93 миллиардов в 2011 году и до 29,7 миллиарда - в 2012-м.
В результате работодатели выработали ряд предложений по новому законопроекту и разослали их вчера Владимиру Путину, Борису Грызлову и Александру Жукову.
Источник: "Российская газета"
Однако чем ближе этот день, тем жарче споры вокруг законопроекта. Одни эксперты уверяют, что он жизненно необходим каждому россиянину и системе здравоохранения в целом. Другие - что в нынешнем виде его нельзя выносить даже на первое чтение, а лучше доработать и рассмотреть уже в сентябре.
Итак, вокруг чего весь сыр-бор?
"РГ" уже рассказывала о сути нового закона. Его представляли замминистра здравоохранения и социального развития Юрий Воронин, глава Фонда обязательного медицинского страхования России (ФОМС) Андрей Юрин и другие официальные лица. По их словам, закон несет в себе несколько принципиально новых положений.
Во-первых, он предполагает создание единого медицинского полиса и единой базы данных его получателей на всю Россию, а это значит, в какой бы точке страны человеку ни понадобилась медицинская помощь (во время ли отпуска, командировки или любых других дел), он без каких-либо затруднений сможет ее получить. Сейчас, по словам Андрея Юрина, этот процесс осложнен тем, что взаиморасчеты между территориями, где застрахован больной и где ему неожиданно понадобились услуги врачей, происходят с большими задержками. А иногда в силу разных причин не производятся вовсе. И поликлиникам легче отказать в медпомощи иногородним, чем лечить их бесплатно. Новый закон предполагает четкие правила и сроки взаиморасчетов - в течение 25 дней.
Второе новшество - право человека на выбор страховой компании, больницы и врача.
Сейчас страховую компанию выбирает работодатель. А пациенты к медучреждениям приписываются, в основном, по территориальному признаку.
В-третьих, произойдет переход на одноканальное финансирование, благодаря чему тариф на оказание медуслуг станет полным и предоставлять услуги населению смогут не только государственные и муниципальные, но и частные учреждения. Соответственно, у людей появится возможность выбирать - лечиться по полису в муниципальной поликлинике или в частной. По идее, это должно увеличить конкуренцию на рынке медуслуг и повысить их качество. Ведь если те же коммунальные платежи не будут больше оплачиваться отдельно местными властями (как сейчас), а входить в тариф, а деньги по тарифу будут перечислять за конкретного пациента, получившего медпомощь (это еще одно новшество), то для того, чтобы эти услуги оплатить, учреждению будет необходимо пролечить определенное количество пациентов. А если лечить они будут плохо, то клиенты перейдут в соседнее медучреждение.
Конечно, тут возникает вопрос о неравности положения между государственными и частными учреждениями. Первые на протяжении многих лет финансировались крайне скудно и не имеют не то, что нового оборудования, но и простого косметического ремонта, а в селах порой нет даже воды и туалетов. В это же время "частники" вкладывались "по полной", оборудуя свои клиники по последнему слову техники. И многие люди априори будут стремиться именно к ним. Чтобы выровнять ситуацию, власти решили, что те 2 процента, на которые с нового года повысится сумма платежей работодателей на ОМС, пойдут конкретно на капитальный ремонт, строительство и модернизацию медучреждений. И это тоже прописано в новом законе. Предполагается, что за 2011-2012 годы на эти цели уйдет 460 миллиардов рублей.
Однако деловая элита страны в лице Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и Торгово-промышленной палаты (ТПП) высказалась жестко против этого рассмотрения закона в первом чтении 7 июля. По мнению предпринимателей, он плохо проработан. Многие цели - такие, как право пациента на выбор страховой и медицинской организации и врача, на возмещение ущерба в результате ненадлежащей работы врачей, укрепление финансовой сбалансированности и достаточности системы ОМС и так далее - не поддержаны механизмами их реализации. Например, выбор медучреждения и врача может быть произведен только с их согласия. Отказ может поступить по любому поводу. А значит, выбор условен. Более того, получение высококвалифицированной помощи с 2015 года тоже будет проходить по такой схеме, значит, лучшие больницы будут перегружены пациентами и вынуждены отказывать. И механизмов защиты людей в такой ситуации пока нет, считают эксперты.
Но понятно, что противодействие работодателей не может быть связано с сердечными переживаниями за права пациентов. Их волнуют деньги, в том числе те самые два дополнительных процента, которые придется платить с нового года за каждого работника.
"Мы идем по пути покрытия дефицита бюджетов социальных фондов, а реформирование стараемся подвести под собранные ресурсы. Должно быть наоборот. Фискальное бремя должно быть оправдано и эффективно", - считает глава РСПП Александр Шохин.
Вообще, по мнению промышленников, проект закона закрепляет отказ от страховой медицины в пользу бюджетно-распределительных основ оказания медуслуг, и "страховые взносы" по сути заменяются на "налог на здоровье". "Размер ставки обосновывается общей потребностью в средствах на содержание и развитие медицинских учреждений, не обоснован актуарными расчетами, стоимостью, количеством и качеством предоставляемых страховых услуг", - говорит вице-президент РСПП Федор Прокопов. По его словам, при средней зарплате в стране в 21 тысячу рублей работодатель будет перечислять в ОМС в год на одного работника в среднем 12 тысяч рублей, в то время как тариф за неработающее население установлен в законе 3 тысячи рублей в год. Таким образом, из этих 12 тысяч 33 процента пойдет на оплату медицинской помощи работнику, 40 процентов платежа - инвестиции в медучреждения, 27 процентов - на дотирование медуслуг для неработающих. Ставки за работающее и неработающее население должны быть более взвешенны", - продолжает он.
Впрочем, есть в этой группе и "особое мнение": замначальника департамента здравоохранения ОАО "РЖД" Анатолий Азаров считает, что здравоохранение в стране доведено до такого состояния, что "пришло время отдавать долги" и обсуждать, два процента - это много или мало, по меньшей мере, некорректно.
Дефицит ФОМС сейчас действительно немал - 202 миллиарда рублей, но благодаря увеличению поступлений со следующего года он должен снизиться до 93 миллиардов в 2011 году и до 29,7 миллиарда - в 2012-м.
В результате работодатели выработали ряд предложений по новому законопроекту и разослали их вчера Владимиру Путину, Борису Грызлову и Александру Жукову.
Источник: "Российская газета"