Версия для печати 1650 Материалы по теме
Кино ушло в песок

песок
IX Международный фестиваль песчаных скульптур, посвященный мировому кино, который прошел в Санкт-Петербурге, запомнится зрителям образами старого доброго Кинг-Конга, более молодых Чужого и Хищника, а также «Санта-Барбарой», «Собачьим сердцем» и «Аватаром». Но больше всего, наверное, Губкой Бобом Квадратные Штаны. Любимого мультперсонажа Барака Обамы изощренная фантазия скульпторов поместила в антураж советского фильма «Белое солнце пустыни».

Темой IX Международного фестиваля песчаных скульптур на пляже Петропавловской крепости стал мировой кинематограф. Фантазии было где разгуляться. И она разгулялась... Вот как бы вы, например, изобразили из песка «Санта-Барбару»? Скульпторы Александр Савинов и Александр Хамзин из Екатеринбурга не стали изображать главных героев сериала, а превратили груду песка в холм, напоминающий заставку к телевизионному «мылу», и подписали: «Композиция состоит из двух элементов: трех арок и лица в очках. Это наиболее узнаваемые символы сериала».

А Сергей Целебровский из подмосковного Жуковского и Сергей Заплатин из Екатеринбурга замахнулись на другую киноклассику – фильм о Кинг-Конге. Они вылепили из песка лицо огромной обезьяны, а на обратной стороне песчаной глыбы написали: «И все-таки он жив».

Другие мастера создали из песка героев «Властелина колец», «ВАЛЛ-И», схватку Чужого с Хищником, Альфреда Хичкока, Чарли Чаплина, композицию, посвященную кинопоцелую, железнодорожный состав, символизирующий «Прибытие поезда» братьев Люмьер, героев советских мультфильмов и многое другое. Ну, и без "Аватара" нынче никуда. Замахнулись на него чехи Андреа Хавличкова и Витезслав Урбанек. Их творение получилось не таким масштабным, как у Кэмерона, да и не в 3D вовсе.

Помимо чехов из зарубежных гостей в фестивале приняли участие латыши, финны, немцы, украинцы, голландцы, французы и даже сирийцы. Среди победителей тоже были представители разных национальностей. Хотя россияне все же были на шаг впереди.

3-е место жюри присудило работе, посвященной Альфреду Хичкоку, исполненной финскими скульпторами Кимо Фрости и Симо Росси. На 2-м месте Шерлок Холмс и доктор Ватсон, вылепленные москвичами Павлом Мыльниковым и Багратом Степаняном. И, наконец, на 1-м месте оказалась композиция «Жажда». Впервые увидев ее, корреспондент газеты ВЗГЛЯД отметил: вот эта самая загадочная, надо будет обязательно спросить, что это такое... Из песка торчала большая мужская голова, а рядом сидел мираж... в виде известного мультипликационного персонажа Губки Боба. При этом в подписи к этой работе Руслан Арсланбаев из Уфы и Алексей Колесников из Петербурга написали, что очень любят... советский фильм «Белое солнце пустыни».

Все встало на свои места после объявления итогов конкурса, когда победители ответили на несколько вопросов газеты ВЗГЛЯД. Руслан и Алексей признались, что победа для них особенно неожиданна, поскольку в отличие от остальных, сделали свою композицию не за пять дней, а за семьвосемь часов: «У нас была немного другая концепция, рассказывают ребята. – Был Сухов, он играл с Абдуллой в шахматы в виде фигур наложниц, басмачей и т.д. Но вчера композиция развалилась...»

В итоге скульпторам пришлось в пожарном порядке все переделывать. Совсем отходить от заявленной темы не стали. Но работа, мягко скажем, существенно изменилась. В итоге остались огромная голова Саида, Губка Боб и загадочная недосказанность...

Сами скульпторы предполагают, что обрушение их первой композиции произошло после выстрела пушки Петропавловской крепости. От него могла пойти звуковая волна и опрокинуть тяжелые песчаные головы. А персонаж Губки Боба Квадратные Штаны возник спонтанно. «Мне просто нравится этот мультфильм, а вот Алексею нет», рассказал Руслан.

Был еще специальный приз. Его обладателя в ходе отдельного голосования выявили сами участники фестиваля. Победила композиция «Собачье сердце» украинца Валерия Петренко и петербуржца Дмитрия Клименко.

«Самое сложное, наверное, портрет профессора Преображенского, рассуждает Петренко. Я хоть и считаюсь портретистом, но тут... Когда я песок делаю, я никогда ничего заранее не леплю, а что-то только прорисовываю схематично и режу уже по песку. А тут, за десять лет работы с песком я первый раз сначала слепил из пластилина его портрет, а уже потом сделал из песка».

Скульпторы, которые умеют обращаться с песком, работают и с другими материалами: «Памятники из бронзы ставим, лед режем, песок, шоколад, снег... Даже не знаю, что сложнее. У каждого материала свои нюансы. При этом, если человек, например, отличный скульптор по бронзе, это еще не значит, что он сможет лепить из песка. Не знаю, от чего это зависит. Может от характера? – пожимает плечами Петренко и тут же формулирует, какой должен быть характер у скульптора по песку, должно быть быстрое мышление (материал засыхает быстро – прим. ред.) и в то же время такая... жесткая усидчивость».

Говоря о том, за счет чего же все это держится, победитель конкурса Руслан Арсланбаев признается нам, что скульптуры сделаны на основе раствора, представляющего собой смесь воды и... клея ПВА. Смесь эта довольно прочная, если не считать залпа Петропавловской пушки... Она должна выдерживать и ветер, и дождь, разве что град может нанести скульптурам из песка существенный урон.

А вот небывалая жара мешала скорее скульпторам, чем готовым скульптурам. Участники признавались, что с трудом привыкали к работе во время такого зноя, в первый день с непривычки вообще мало что удалось сделать.

Петербуржцы и гости города, желающие посетить выставку песчаных скульптур, могут сделать это ежедневно с 10 до 22 часов вплоть до 31 августа. После этого шедевры мирового кинематографа будут разрушены.


Автор: Денис Нижегородцев

Источник: Взгляд

Поделиться