На фоне участившихся предложений со стороны чиновников и участников рынка усилить государственную поддержку российских производителей лекарств, все острее встает вопрос формулировки: каких производителей можно называть истинно отечественными, а каких нельзя, какие товары могут считаться российскими, а какие -- нет. На днях Ассоциация российских фармацевтических производителей (АРФП) дала собственное определение отечественного лекарственного препарата и направила его на согласование в Министерство здравоохранения и социального развития, а также в Министерство промышленности и торговли. Оба эти ведомства ответственны за развитие фармацевтической отрасли в нашей стране. Но именно в недрах Минпромторга несколько месяцев назад вызрел программный для рынка документ -- «Стратегия развития фармацевтической продукции-2020», предполагающая постепенное вытеснение с рынка импортных лекарств за счет расширения локального производства медикаментов и доведение доли отечественных препаратов как минимум до 50%. Также копию письма АРФП получит министр экономического развития Эльвира Набиуллина.
«Российский лекарственный препарат -- это товар, произведенный как из российских, так и из импортных фармацевтических субстанций на территории Российской Федерации и выпускаемый в обращение на территории Российской Федерации, -- говорится в письме АРФП. -- Если на территории Российской Федерации осуществляется только первичная и вторичная упаковка этого товара, то товар будет иметь статус российского только до 1 января 2014 года. А с 1 января 2014 года российским будет считаться только товар, прошедший все стадии производства на территории Российской Федерации. И вне зависимости от страны происхождения фармацевтической субстанции будет иметь статус российского». Как рассказали «Времени новостей» в АРФП, составить такую формулировку помог опрос, который ассоциация предварительно провела среди компаний-членов и выяснила, что именно у них считается «отечественным».
«Конечно, требовать организовать в нашей стране полный цикл, включая производство субстанций, сейчас никто не будет», -- пояснил «Времени новостей» директор по маркетинговым исследованиям ЦМИ «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов. По его словам, он в курсе инициативы участников АРФП, но не готов ее полностью поддержать. «Дать точное определение тому, что является российским товаром, -- это очень важно, учитывая идущие сейчас обсуждения возможных преференций для локального продукта и производителя. Но предложенные участниками АРФП критерии не дадут, скажем, называть российским лекарством препарат, изготовленный от субстанции до упаковки в России, но реализуемый только за границей. А что делать с отечественными производителями, которые купят производственные площадки за пределами Российской Федерации, -- их товар получается тоже не российский?» -- недоумевает аналитик.
Усовершенствовать предложенное отраслевиками определение г-н Мелик-Гусейнов предлагает, отказавшись от точных ссылок на местонахождение производственных мощностей и рынков сбыта. Однако, по его мнению, обязательным для отечественного оригинального препарата должно быть требование зарегистрировать патентное досье в России, а для дженериков -- получить местную регистрацию бренда. Именно такая практика локализации считается принятой в мире. Например, вряд ли кто-то усомнится в том, что Pfizer является крупнейшей американской компанией, хотя при этом практически все ее производственные площадки находятся за пределами США.
Если же говорить об «отечественном» лекарстве в самом строгом смысле этого слова, то есть имея в виду производство полного цикла, то таких, по экспертным данным, сейчас не более 4% от представленных на российском рынке. «Старые, еще советские производства, как «Биохимик» или «Синтез», делают, например, самые простые антибиотики. Это производство крайне далеко от стандартов качества GMP, которые как раз к 2014 году будут обязательными в нашей стране и крайне опасны для окружающей среды», -- рассказал Давид Мелик-Гусейнов.
Как сообщили «Времени новостей» в Минпромторге, решение об официальном определении отечественного фармацевтического препарата будет принято через месяц. «Мы решили самостоятельно расспросить российских производителей (не только участников АРФП) о том, что они подразумевают под этим определением, --рассказали в пресс-службе министерства. Сейчас чиновники разослали запросы на 63 предприятия, в научно-исследовательские институты и университеты. «Свое определение мы дадим на основе этого опроса и определив компромиссный вариант, который всех устроит», -- уверяют в Минпромторге.
«Российский лекарственный препарат -- это товар, произведенный как из российских, так и из импортных фармацевтических субстанций на территории Российской Федерации и выпускаемый в обращение на территории Российской Федерации, -- говорится в письме АРФП. -- Если на территории Российской Федерации осуществляется только первичная и вторичная упаковка этого товара, то товар будет иметь статус российского только до 1 января 2014 года. А с 1 января 2014 года российским будет считаться только товар, прошедший все стадии производства на территории Российской Федерации. И вне зависимости от страны происхождения фармацевтической субстанции будет иметь статус российского». Как рассказали «Времени новостей» в АРФП, составить такую формулировку помог опрос, который ассоциация предварительно провела среди компаний-членов и выяснила, что именно у них считается «отечественным».
«Конечно, требовать организовать в нашей стране полный цикл, включая производство субстанций, сейчас никто не будет», -- пояснил «Времени новостей» директор по маркетинговым исследованиям ЦМИ «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов. По его словам, он в курсе инициативы участников АРФП, но не готов ее полностью поддержать. «Дать точное определение тому, что является российским товаром, -- это очень важно, учитывая идущие сейчас обсуждения возможных преференций для локального продукта и производителя. Но предложенные участниками АРФП критерии не дадут, скажем, называть российским лекарством препарат, изготовленный от субстанции до упаковки в России, но реализуемый только за границей. А что делать с отечественными производителями, которые купят производственные площадки за пределами Российской Федерации, -- их товар получается тоже не российский?» -- недоумевает аналитик.
Усовершенствовать предложенное отраслевиками определение г-н Мелик-Гусейнов предлагает, отказавшись от точных ссылок на местонахождение производственных мощностей и рынков сбыта. Однако, по его мнению, обязательным для отечественного оригинального препарата должно быть требование зарегистрировать патентное досье в России, а для дженериков -- получить местную регистрацию бренда. Именно такая практика локализации считается принятой в мире. Например, вряд ли кто-то усомнится в том, что Pfizer является крупнейшей американской компанией, хотя при этом практически все ее производственные площадки находятся за пределами США.
Если же говорить об «отечественном» лекарстве в самом строгом смысле этого слова, то есть имея в виду производство полного цикла, то таких, по экспертным данным, сейчас не более 4% от представленных на российском рынке. «Старые, еще советские производства, как «Биохимик» или «Синтез», делают, например, самые простые антибиотики. Это производство крайне далеко от стандартов качества GMP, которые как раз к 2014 году будут обязательными в нашей стране и крайне опасны для окружающей среды», -- рассказал Давид Мелик-Гусейнов.
Как сообщили «Времени новостей» в Минпромторге, решение об официальном определении отечественного фармацевтического препарата будет принято через месяц. «Мы решили самостоятельно расспросить российских производителей (не только участников АРФП) о том, что они подразумевают под этим определением, --рассказали в пресс-службе министерства. Сейчас чиновники разослали запросы на 63 предприятия, в научно-исследовательские институты и университеты. «Свое определение мы дадим на основе этого опроса и определив компромиссный вариант, который всех устроит», -- уверяют в Минпромторге.
Автор: Галина Паперная
Источник: Время новостей