
Самый оптимистичный прогноз для российского авторынка дают аналитики японского концерна Nissan. По их оценкам, продажи автомашин вырастут до 1,9 млн. машин в 2010 году с 1,47 млн. в 2009 году. «Российский рынок в целом восстанавливался быстрее, чем ожидалось, из-за более высокого роста ВВП, облегчения доступа к потребительскому кредитованию и правительственной программе утилизации», – заявил в среду глава Nissan в России Гупиль де Буйе.
Немногим более консервативнее прогноз у французского Renault, оценившего объем российского рынка в этом году на уровне 1,8 млн. автомобилей. По версии главы Ford в России Марка Оувендена, емкость рынка составит 1,6–1,7 млн. машин, с чем в принципе согласны и представители Mitsubishi. Выход на докризисный уровень продаж автомобилей в России – около 3 млн. штук, иностранные автопроизводители считают возможным к 2015 году. «Не вижу негативных факторов, которые могли бы замедлить этот процесс. Конъюнктура на российском рынке будет улучшаться. Сейчас явно на рынке прослеживается тенденция к его восстановлению», – убежден президент Mitsubishi Motor Осаму Масуко.
Любопытно, что в начале года среди иностранных автопроизводителей преобладали в целом консервативные прогнозы развития рынка России. Не исключалось, что будет продано примерно столько же автомобилей, сколько и в кризисном 2009 году. В лучшем случае – на 5–10% больше. Однако начиная с весны продажи автомобилей заметно оживились. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в июле рост продаж автомобилей в годовом исчислении составил 48% по сравнению с июлем прошлого года.
По итогам 2010 года АЕБ ожидает уверенного 14-процентного роста российского авторынка. Рост обеспечивает, с одной стороны, явные признаки посткризисного восстановления экономики России, а с другой стороны – меры господдержки отрасли, в числе которых программа по утилизации старых машин и субсидирование процентных ставок по автокредитам. В частности, по данным главы департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга Алексея Рахманова, по программе утилизации старых машин было выдано 264 тыс. сертификатов, заключено 230 тыс. договоров купли-продажи. По мнению ведущего эксперта компании «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, не менее действенным фактором поддержки отечественного рынка оказались доступные автокредиты на приобретение машин, произведенных в России. Снижение ставок по ним до 7,5% годовых стало возможным за счет субсидирования государством в размере двух третей ставки рефинансирования ЦБ. После сворачивания господдержки рынок сохранит положительную динамику. «Наш рынок не насыщен, и любая машина у нас найдет своего покупателя», – говорит Баранов. С таким выводом согласен руководитель автомобильной практики PricewaterhouseCoopers Стенли Рут, утверждающий, что рост спроса на автомобили в России будет обеспечен в том числе за счет изношенности автопарка, низкого уровня автомобилизации населения, а также улучшения макроэкономической ситуации.
Исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин разделяет оптимизм иностранцев. По его мнению, позитивные тенденции сохранятся в среднесрочной перспективе. В частности, в 2011 году авторынок способен вырасти на 20% и к 2014 году выйти на докризисный уровень продаж. Этому способствует уверенность населения в завтрашнем дне. Причем у богатых она выше, о чем свидетельствует стремительный рост продаж в России в последние месяцы автомобилей премиум-класса.
По данным Росстата, реальные располагаемые доходы российского населения за январь–июль 2010 года выросли на 5,1% по сравнению с тем же периодом 2009 года. Среднемесячная начисленная заработная плата в России в июле 2010 года превысила 21 тыс. руб., что выше на 12,6% по сравнению с июлем 2009 года.
«Тенденция роста – долгосрочная. Автомобильный рынок в России еще ненасыщен. Мы не дотягиваем не просто до уровня развитых западных стран, но и до стран Восточной Европы», – говорит заместитель гендиректора «Страхового магазина Эксперт» Александр Крючков. Он также считает, что на рост продаж автомобилей сегодня в большей мере влияет психологический фактор. «Кризис заканчивается. Население снова вспоминает о своих потребностях. А тут еще и продавцы оживились и постепенно поднимают цены на автомобили. Это стимулирует рост продаж. К тому же оптимизация банками условий автокредитования склоняет к принятию решения о покупке автомобиля именно сейчас, не откладывая на более поздний срок», – подчеркивает Крючков.
Источник: "Независимая газета"