Выступая перед несколькими десятками вице-губернаторов по социальным вопросам, приехавших в Москву со всей страны, г-жа Самарина отметила: «Последние две недели мы занимаемся только тем, что можно улучшить в имеющемся (финансовом. -- Ред.) формате, и уже голову себе сломали». Точнее, чиновники пришли к выводу, что необходимо расширить до масштабов страны практику передачи на места не свойственных Фонду социального страхования функций по обеспечению инвалидов средствами технической реабилитации и организации санаторно-курортного лечения для социально незащищенных граждан. Забрать новые социальные обязанности регионам предлагается с тем же финансированием, которое есть сейчас в федеральной казне, но с новыми амбициозными проектами.
В частности, всем регионам рекомендуется уже со следующего года начать программу бесплатного протезирования зубов для социально незащищенных граждан (с 2005 года такая практика в нашей стране законодательно не предусматривалась). Правда, есть одно «но»: на всех бедных и беззубых выделено всего 900 млн руб., которые будут распространяться среди регионов под конкретные программы в качестве субвенций. А по подсчетам Минздравсоцразвития, на это нужно никак не меньше 16 млрд руб. -- потребность в экстренном протезировании зубов сейчас испытывает, по предварительным подсчетам, 800 тыс. человек. «900 млн -- это ничто в масштабах страны, но больше в этом году не будет. На последующие три года предусмотрено 3 млрд руб.», -- подтвердила председатель комиссии Общественной палаты по социальным вопросам и демографической политике Елена Николаева.
Региональных чиновников такой подход возмутил, однако Ольга Самарина спокойно парировала их гневные выкрики про неизбежность новых очередей. «Надо с чего-то начинать. Можно ввести на этот вид помощи сертификаты по подобию родового сертификата», -- предложила она и напомнила, что подобная система прекрасно работает в некоторых западных странах. Как вариант г-жа Самарина предложила в перспективе включить некоторые виды медицинской помощи, которые сейчас находятся в ведении органов соцзащиты, в тариф обязательного медицинского страхования и рассматривать их в рамках бюджетов территориальных фондов ОМС.
Ольга Самарина обратила особое внимание представителей регионов на недопустимо малое количество хосписов в стране (всего 18) и отсутствие какой-либо специализированной помощи умирающим. Считается, что сейчас хосписы могут профинансировать муниципальные бюджеты, но на деле это не так, и без софинансирования со стороны субъекта федерации явно не обойтись. Представитель Минздравсоцразвития активно уговаривала вице-губернаторов возрождать в сельской местности так называемые фельдшерско-акушерские пункты, которые планомерно закрывали несколько последних лет: «Сначала их все убрали, но теперь стало понятно, что они нужны». Еще одно предложение касалось повсеместного и обязательного увеличения заработной платы социальным работникам по примеру медицинского «первичного звена». Судя по всему, это предлагается сделать также из региональных средств.
Такие планы Минздравсоцразвития привели региональных чиновников в состояние, близкое к панике. «Клиентура служб социальной поддержки будет увеличиваться, качество услуг должно улучшаться -- и все за те же деньги? -- попробовала суммировать вице-губернатор Псковской области по социальным вопросам Вера Емельянова. -- Мы все, здесь сидящие, свои бюджеты представляем и понимаем, что там особого прилива средств не будет. А все предложения, которые были сделаны на форуме, дорогостоящие». Г-жа Емельянова попросила министерство разработать методические рекомендации по расходованию имеющихся средств, «чтобы в регионах не изобретали велосипед», но получила ответ, что никаких рекомендаций федеральная власть давать не будет. А вот требования исполнять социальные обязательства никто с местных администраций не снимал.
«Курс на увеличение социальных затрат декларирован президентом России, но надо понимать, что для этого необходимо софинансирование со стороны региональных бюджетов», -- пояснил «Времени новостей» директор Института развития общественного здравоохранения Юрий Крестинский. Однако, по словам эксперта, на практике в условиях дефицита бюджетов отдельных субъектов Российской Федерации передача функций социальной защиты граждан из федерального в региональное ведение неминуемо приведет к расслоению. В одних регионах социальная помощь малоимущим будет оказываться в полном объеме, в других -- лишь отчасти.