
Выступая с основным докладом на коллегии Минтранса, специально посвященной структурной реформе железнодорожного транспорта, г-н Недосеков напомнил, что в этом году истекает срок действия программы преобразования отрасли, принятой правительством в 2001 году. По его данным, в сфере грузовых перевозок к началу реформы доля компаний-операторов в общем парке подвижного состава составляла менее 25%, к началу текущего года в руках частных операторов было уже более 60% парка грузовых вагонов. Процесс роста частного парка идет и благодаря приобретению операторами новых вагонов, и за счет передачи вагонов, находившихся в собственности РЖД, специализированным дочерним компаниям монополии -- «Рефсервису», «Трансконтейнеру», ПГК. К середине 2011 года весь парк российских грузовых вагонов будет принадлежать компаниям-операторам, пообещал замминистра.
Проблемы, которые требуют безотлагательного решения, он увидел в области транспортных тарифов, вернее, в их несогласованности между собой. Для обеспечения конкурентоспособности российских железнодорожных операторов на рынке международных перевозок и сохранения баланса международных потоков через российские порты и сухопутные погранпереходы необходимо завершить унификацию тарифов по видам сообщения. Но пока не приняты решения о подходе к унификации тарифов на перевозки нефти и леса, отметил г-н Недосеков. Он также сказал, что необходимо сблизить тарифы за порожний пробег вагонов (сегодня стоимость перевозки порожнего грузового вагона зависит от класса груза, который путешествовал в нем ранее).
Среди других первоочередных задач замминистра назвал завершение вывода непрофильных видов деятельности РЖД, создание системы саморегулирования на железнодорожном транспорте и формирование механизма гарантированного обеспечения потребностей экономики в перевозках.
Г-н Иванов сообщил, что правительство в ноябре заслушает доклад министра транспорта о ходе структурной реформы на железных дорогах. Не дожидаясь этого обсуждения, вице-премьер заявил, что за десятилетие, прошедшее с момента начала отраслевой перестройки, удалось сделать многое, но «ряд задач, предусмотренных программой структурной реформы, не выполнен». Вину за то, что результаты не во всем соответствуют планам, г-н Иванов возложил не только на самих железнодорожников. Резкой критике подверглись отечественные вагоностроители. Их изделия «уступают по качеству зарубежным», признал вице-премьер, а «цена на вагоны российского производства растет просто беспредельно». «Если так будет продолжаться, то рано или поздно нам придется открыть рынок, и мы будем закупать зарубежные вагоны», -- сообщил он участникам коллегии Минтранса.