Положение пригородных пассажирских компаний, несмотря на утверждение Концепции развития пригородных перевозок, остается неудовлетворительным. Об этом говорится в пресс-релизе Института проблем естественных монополий (ИПЕМ).
Как отмечается в сообщении, пригородные перевозчики продолжают работать в условиях постоянного недофинансирования, отсутствия долгосрочного заказа со стороны регионов. При этом им приходится конкурировать как с официальными, так и нелегальными автоперевозчиками.
Закрепление долгосрочных «правил игры» является жизненной необходимостью для сохранения пригородного комплекса России, говорится в материале.
Отмечается, что генеральный директор института Юрий Саакян принял участие в круглом столе «Стратегии пригородных пассажирских компаний: существует ли единый рецепт развития?», который прошел в рамках «Пассажирского форума».
В своем выступлении гендиректор ИПЕМ указал, что правительство в мае 2014 года утвердило Концепцию развития пригородных перевозок железнодорожным транспортом, которая содержала комплексный план мероприятий из 19 пунктов.
Ключевым пунктами плана являются обязанность субъектов РФ формировать заказ на пригородное сообщение и долгосрочный план действий по транспортному обслуживанию населения в регионе.
План мероприятий до сих пор не выполнен в полном объеме, хотя срок по его выполнению был назначен до 31 декабря 2014 года, и при этом ни один регион на данный момент не представил публично стратегию транспортного обслуживания населения, наличие которой, согласно Концепции, является обязательным.
Юрий Саакян отметил, что пригородные пассажирские компании являются «заложниками» неурегулированности взаимоотношений между региональными и федеральными властями.
В то же время, по словам Ю. Саакяна, пригородное железнодорожное сообщение большинством стран мира признается как социально значимая функция транспортной отрасли и обязанность государства. В связи с этим отрасль получает необходимую поддержку на федеральном и региональном уровнях.
При этом в странах, где отказались от государственного финансирования, пригородное железнодорожное сообщение либо исчезло, либо существенно сократилось.
Эксперт добавил, что для сохранения и развития пригородного комплекса сегодня жизненно важно закрепить долгосрочные «правила игры», в рамках которых будут четко прописаны взаимоотношения между всеми субъектами перевозок, определены процедуры формирования как заказа на услуги перевозчиков, так и источников финансирования их деятельности.
Важна заинтересованная позиция губернаторов
В майском номере журнала «Бюджет» было опубликовано интервью заместителя генерального директора Института проблем естественных монополий Владимира Савчука. По его мнению, региональные власти прикладывают недостаточно усилий к сохранению и развитию пригородного сообщения.
«Особенностью этого вида деятельности является то, что затраты на перевозку пассажиров невозможно перенести в билет в полном объеме. Эта деятельность абсолютно во всех странах приносит убытки и субсидируется из бюджета. Вопрос лишь в том, как наиболее оптимально распределять эти субсидии между регионами и перевозчиками», - сказал В. Савчук.