Предложения Минфина России по оптимизации расходов региональных бюджетов должны получить поддержку субъектов не только в части исполнения исходящих указаний, но и в части разработки средне- и долгосрочных программ политики заимствований. Такое мнение в статье для журнала «Бюджет» высказал заместитель губернатора Волгоградской области — председатель Комитета финансов Александр Дорждеев.
По его словам, эти программы должны быть направлены на оптимизацию собственной долговой нагрузки и ориентацию системы государственных заимствований на финансирование задач инвестиционного характера по развитию социально-экономической инфраструктуры территорий.
Полный материал опубликован в августовском номере журнала «Бюджет»
Как подписаться на журнал?
Для этого субъектам РФ желательно сформировать долгосрочную региональную программу заимствований на срок до 10 лет, предусматривающую постепенную оптимизацию объема долга по отношению к сумме собственных доходов и минимизацию расходов по обслуживанию долга.
Важнейшей целевой установкой долгосрочной региональной программы долговой политики может стать постепенный переход от долгового финансирования дефицита к финансированию дефицита, определяемого необходимостью обеспечения целевых программ, направленных на развитие экономики и социальной сферы региона, пишет Александр Дорждеев в своей статье.
То есть заимствования должны осуществляться для выполнения задач инвестиционного характера. В перспективе возможна постановка задачи по формированию методики ежегодной оценки эффективности привлечения заимствований в бюджет региона в рамках реализации его инвестиционных программ.
В среднесрочном периоде реализации региональной программы заимствований (до 5 лет) необходимо обеспечить реструктуризацию долга с целью снижения объема расходов, связанных с его обслуживанием. Это, прежде всего замена кредитов коммерческих банков менее дорогими инструментами.
Потребность в реструктуризации долга при его рефинансировании сохраняется как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе. Главным же вопросом здесь является цена новых заимствований, которая требует минимизации и последовательного снижения по отношению к ранее принятым обязательствам, отмечает председатель Комитета финансов Волгоградской области.
Предложения Минфина России по бюджетам регионов
В числе мер, предлагаемых к принятию на федеральном уровне в целях оптимизации расходов региональных бюджетов, Минфин России выделил следующие:
1. Корректировка региональных планов, мероприятий (дорожных карт) по развитию отраслей социальной сферы в части целевых показателей повышения оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы. Отказ от повышения оплаты труда работников бюджетной сферы в 2015 году (по работникам общего и дошкольного образования индексация на уровне средней зарплаты по экономике — 4,6%). Экономия в 2015 году составит 47,1 миллиарда рублей.
2. Исключение из категорий застрахованного населения иных не работающих по трудовому договору граждан и введение соплатежа страхового взноса на обязательное медицинское страхование для всех категорий неработающих граждан, кроме детей, пенсионеров и зарегистрированных безработных.
3. Оптимизация мер социальной поддержки граждан на региональном уровне с учетом обязательности их адресности и нуждаемости (снятие ограничения, налагаемого статьей 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ).